Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОНР 1 степени

3
0
Материал опубликован 6 April 2023 в группе

Курилова Татьяна Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ детский сад №31 «Улыбка»

ст. Егорлыкская Ростовской области

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с диагнозом ОНР 1 степени

Тезис к публикации.

В настоящее время наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Состояние здоровья таких детей предусматривает создание для них специальных условий развития и обучения. Выбор методов и построения работы при этом предполагает индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса, в ходе которого учитываются структура дефекта и образовательные потребности ребенка. На данном временном этапе среди детей дошкольного возраста с ОВЗ самую многочисленную группу составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней.

Научные исследования показывают, что своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического здоровья ребенка. Для этого необходимы специальные коррекционные и развивающие мероприятия, направленные на формирование компонентов речевой системы, а также развития психических процессов.

Указанные проблемы в развитии психических процессов часто опосредованы недостаточной интеграцией в работе правого и левого полушарий головного мозга, каждое из которых познает окружающий мир по-своему. Максимальная эффективность работы мозга достигается в момент интегрированной обработки поступающей информации от обоих полушарий. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия у детей с ОНР, обеспечить достаточный уровень активности и наличие интеграции в работе левого и правого полушарий головного мозга.



Данные психологического обследования

Процессы

Заключение

Круг представлений об окружающем мире

Представления недостаточно конкретны, ограничены непосредственно окружающим

Сформированность пространственных и временных представлений

Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

Особенности эмоционально-личностной сферы


а) педагог-ребенок: отношения избирательны, хотя строятся на взаимном доверии и уважении;

 б) ребенок-ребенок:   спокойные, избирательны, в совместных играх участвует охотно

Сформированность познавательных интересов, особенности мышления


Навыки обобщения и классификации не сформированы, при сравнении и обобщении самостоятельно не выделяет существенный признак, но находит изменения в ряду предметов; не отражает результаты наблюдения в речи.

Не может формулировать выводы; принимает указания взрослого в отношении управления своим поведением, деятельностью

Особенности внимания

Внимание неустойчивое: в ходе работы редко отвлекается; процесс переключения внимания средний, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого. Графический образ «переносит» со значительными искажениями.

Особенности памяти:

Объем зрительной памяти не соответствует возрасту, не запоминает наглядный материал, воспроизведение затруднено; уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой.

Особенности восприятия


Сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно. Уровень пространственного восприятия средний.

Целенаправленность, темп деятельности


Целеполагание: не прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь эффективна. Планирование: средний уровень (действия ребенка соответствуют содержанию цели); Контроль: средний уровень (соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели. Критичность: некритичен, на замечания реагирует спокойно.

Работоспособность средняя. Темп деятельности: средний

Содержание коррекционно-развивающей деятельности

С целью осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи ребёнку; развития высших психических функций, создание условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы педагогом- психологом 2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия длительностью 20 минут.

п\п


Задачи

Содержание

1

- повышение способности мозга ребенка интегрированной работе;

-укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;

-развитие межполушарного взаимодействия у детей.

-Мануальный блок

-Психомоторный блок

-Психоречевое задание

2

- совершенствование двигательных навыков кистей и пальцев рук;

-развитие координированности, согласованности движений пальцев;

-оптимизация деятельности обоих полушарий головного мозга, речевых и моторных процессов, межфункционального и межмодального взаимодействия;

-развитие речевой и оптико-пространственной координации.


-Упражнение, направленное на разогрев кистей рук и пальцев

-Упражнение, на основе синхронных движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев

-Динамическая и координационно-регулирующая игра

-Игра на развитие зрительной и речедвигательной координации

3

-способствовать развитию нервно-психических функций, психических процессов;

-исправить дезинтеграцию в работе правого и левого полушарий мозга;

-совершенствовать двигательные навыки кистей и пальцев рук

-Психомоторная игра «Рисуем в воздухе руками»

-Пальчиковая игра-гимнастика «Солнышко проснулось»

-Самовыражение в цвете «Какое солнышко тебе сейчас светит?»

-Игра-психографика «Два солнца»

-Речевая игра «Смотрит солнышко с небес»

4

-совершенствование двигательных навыков, действий и реакций в пространстве, улучшение моторной координации, расширение квазипространственных представлений;

-Динамический комплекс;

-Игра-беседа;

-Графомоторные задания


5

-развитие зрительного и слухового восприятия, межанализаторного взаимодействия;

-совершенствование двигательных функций;

-оптимизация межполушарного взаимодействия.

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Игровая ситуация «Найди одинаковые цветы»

-Игровая ситуация «Цыпленок»

-Психоречевое задание

6

-развитие зрительного и двигательного анализатора;

-расширение перцептивного видения, развитие умения различать, сопоставлять, сравнивать, обобщать;

-формирование сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия.

-Игровая ситуация «Воздушный шар»;

-Игровая ситуация «Найди пару»;

-Игровая ситуация «Закрась контур»

7

-развитие ВПФ;

- координация работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое;

-формирование межполушарных связей;

-повышение возвозможностей произвольного внимания, самоконтроля, усидчивости;

-совершенствование согласованности, точности, плавности мелкомоторных движений

-Занятие на балансборде;

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Здания в прописи.

8

- повышение способности мозга ребенка интегрированной работе;

-укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;

-развитие межполушарного взаимодействия у детей.

-Мануальный блок

-Психомоторный блок

-Психоречевое задание

9

- совершенствование двигательных навыков кистей и пальцев рук;

-развитие координированности, согласованности движений пальцев;

-оптимизация деятельности обоих полушарий головного мозга, речевых и моторных процессов, межфункционального и межмодального взаимодействия;

-развитие речевой и оптико-пространственной координации.


-Упражнение, направленное на разогрев кистей рук и пальцев

-Упражнение, на основе синхронных движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев

-Динамическая и координационно-регулирующая игра

-Игра на развитие зрительной и речедвигательной координации

10

-способствовать развитию нервно-психических функций, психических процессов;

-исправить дезинтеграцию в работе правого и левого полушарий мозга;

-совершенствовать двигательные навыки кистей и пальцев рук

-Глазодвигательная игра-гимнастика «Мышка идет домой»

-Речевая игра «Мышка и клубочек»

-игра-психографика «Прогулка мышат по лесу»

11

-совершенствование двигательных навыков, действий и реакций в пространстве, улучшение моторной координации, расширение квазипространственных представлений;

-Динамический комплекс;

-Игра-беседа;

-Графомоторные задания


12

-развитие зрительного и слухового восприятия, межанализаторного взаимодействия;

-совершенствование двигательных функций;

-оптимизация межполушарного взаимодействия.

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Игровая ситуация «Помоги зайчишке»

-Игровая ситуация «Солнышко»

-Психоречевое задание

13

-развитие зрительного и двигательного анализатора;

-расширение перцептивного видения, развитие умения различать, сопоставлять, сравнивать, обобщать;

-формирование сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия.

-Игровая ситуация «Раскрась кофточку»;

-Игровая ситуация «Крокодил»;

-Игровая ситуация «Почини забор»

14

-развитие ВПФ;

- координация работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое;

-формирование межполушарных связей;

-повышение возвозможностей произвольного внимания, самоконтроля, усидчивости;

-совершенствование согласованности, точности, плавности мелкомоторных движений

-Занятие на балансборде;

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Задания в прописи.

15

- повышение способности мозга ребенка интегрированной работе;

-укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;

-развитие межполушарного взаимодействия у детей.

-Мануальный блок

-Психомоторный блок

-Психоречевое задание

16

- совершенствование двигательных навыков кистей и пальцев рук;

-развитие координированности, согласованности движений пальцев;

-оптимизация деятельности обоих полушарий головного мозга, речевых и моторных процессов, межфункционального и межмодального взаимодействия;

-развитие речевой и оптико-пространственной координации.


-Упражнение, направленное на разогрев кистей рук и пальцев

-Упражнение, на основе синхронных движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев

-Динамическая и координационно-регулирующая игра

-Игра на развитие зрительной и речедвигательной координации


17

-способствовать развитию нервно-психических функций, психических процессов;

-исправить дезинтеграцию в работе правого и левого полушарий мозга;

-совершенствовать двигательные навыки кистей и пальцев рук

-Сенсомоторная игра «Ищейка»;

-Интегрированная игра «Собачка пуговка и дождик»;

-Игра-психографика «Одинаковые пуговицы»

-Пальчиковая игра-гимнастика «Кулачок-ладошка»;

-Зрительно-моторная игра «Шнуровка»



18

-совершенствование двигательных навыков, действий и реакций в пространстве, улучшение моторной координации, расширение квазипространственных представлений;


-Динамический комплекс;

-Игра-беседа;

-Графомоторные задания


19

-развитие зрительного и слухового восприятия, межанализаторного взаимодействия;

-совершенствование двигательных функций;

-оптимизация межполушарного взаимодействия.

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Игровая ситуация «Озорные мыши»

-Игровая ситуация «Корова»

-Психоречевое задание

20

-развитие зрительного и двигательного анализатора;

-расширение перцептивного видения, развитие умения различать, сопоставлять, сравнивать, обобщать;

-формирование сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия.

-Игровая ситуация «Черепашки»;

-Игровая ситуация «Два оленя»;

-Игровая ситуация «Такса»

21

-развитие ВПФ;

- координация работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое;

-формирование межполушарных связей;

-повышение возвозможностей произвольного внимания, самоконтроля, усидчивости;

-совершенствование согласованности, точности, плавности мелкомоторных движений

-Занятие на балансборде;

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-задания в прописи.

22

- повышение способности мозга ребенка интегрированной работе;

-укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;

-развитие межполушарного взаимодействия у детей.

-Мануальный блок

-Психомоторный блок

-Психоречевое задание

23

- совершенствование двигательных навыков кистей и пальцев рук;

-развитие координированности, согласованности движений пальцев;

-оптимизация деятельности обоих полушарий головного мозга, речевых и моторных процессов, межфункционального и межмодального взаимодействия;

-развитие речевой и оптико-пространственной координации.


-Упражнение, направленное на разогрев кистей рук и пальцев

-Упражнение, на основе синхронных движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев

-Динамическая и координационно-регулирующая игра

-Игра на развитие зрительной и речедвигательной координации

24

-способствовать развитию нервно-психических функций, психических процессов;

-исправить дезинтеграцию в работе правого и левого полушарий мозга;

-совершенствовать двигательные навыки кистей и пальцев рук

-Интегрированная игра «Сова и дятел»;

-Игра-психографика «Совы по лесу летали»;

-Речевая игра «Совет совы»


25

-совершенствование двигательных навыков, действий и реакций в пространстве, улучшение моторной координации, расширение квазипространственных представлений;


-Динамический комплекс;

-Игра-беседа;

-Графомоторные задания


26

-развитие зрительного и слухового восприятия, межанализаторного взаимодействия;

-совершенствование двигательных функций;

-оптимизация межполушарного взаимодействия.

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Игровая ситуация «Дом»

-Графический диктант «Корова»

-Психоречевое задание

27

-развитие зрительного и двигательного анализатора;

-расширение перцептивного видения, развитие умения различать, сопоставлять, сравнивать, обобщать;

-формирование сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия.

-Игровая ситуация «Собери комплект»;

-Игровая ситуация «Пирожные»;

-Игровая ситуация «Угощение для таксы Марисы»

28

-развитие ВПФ;

- координация работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое;

-формирование межполушарных связей;

-повышение возвозможностей произвольного внимания, самоконтроля, усидчивости;

-совершенствование согласованности, точности, плавности мелкомоторных движений

-Занятие на балансборде;

-Разминка с помощью эспандера для пальцев рук;

-Задания в прописи.

29

- повышение способности мозга ребенка интегрированной работе;

-укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;

-развитие межполушарного взаимодействия у детей.

-Мануальный блок

-Психомоторный блок

-Психоречевое задание

30

- совершенствование двигательных навыков кистей и пальцев рук;

-развитие координированности, согласованности движений пальцев;

-оптимизация деятельности обоих полушарий головного мозга, речевых и моторных процессов, межфункционального и межмодального взаимодействия;

-развитие речевой и оптико-пространственной координации.


-Упражнение, направленное на разогрев кистей рук и пальцев

-Упражнение, на основе синхронных движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев

-Упражнение на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев

-Динамическая и координационно-регулирующая игра

-Игра на развитие зрительной и речедвигательной координации

31

-способствовать развитию нервно-психических функций, психических процессов;

-исправить дезинтеграцию в работе правого и левого полушарий мозга;

-совершенствовать двигательные навыки кистей и пальцев рук

-Сенсомоторная игра «Разноцветная шубка»

-Игровой массаж кистей рук

-Речедвигательная игра «У ежонка день рожденья»;

-Игра-психографика «Друзья-ежата»

Речевая игра «Ежик шел, шел»

Список литературы

Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства /Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение,1964.-305 с.

Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008.-320 с.

Деннисон П. Гимнастика мозга/ П.Деннисон, Г.Деннисон.-М.:Весь,2019. – 330 с.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Литера,2007. – 32 с.

Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения/ под. ред. П.Н. Лосева.-М.:Сфера,2005. – 160 с.

Майская А. Ребенок-левша: как достичь гармонии с «правым миром».-СПб.: Питер,2006. – 96 с.

Семенович А.В. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия/ А.В. Семенович, М.С. Ковязина.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис,2018.- 496 с.

Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): рабочая тетрадь/ Т.ПТрясорукова. – Изд.3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2022.-53 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации