12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Опойцев Артём Валерьевич53
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Инновации в воспитании

Перед тем как я приступлю к теме статьи, попробуйте сами себе ответить на вопрос - какие основные качества работника сегодня ценятся больше всего на рынке труда?

Согласно последним опросам крупнейших сайтов по подбору вакансий – это умение работать в команде, креативность и эмпатия. Однако, к сожалению, развить их на должном уровне в рамках учебной деятельности не всегда получается. Поэтому в своей деятельности учителя я стараюсь концентрироваться именно на них.

В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

В ходе своих поисков наиболее оптимальной формы реализации своей цели, я решил остановиться на использовании технологии Коллективных Творческих Дел (КТД). Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

Начну с того, что ученики моего класса являются участниками Российского Движения Школьников, в направлении «Волонтеры Победы». В рамках военно-патриотического направления этого движения, его участники рассказали одноклассникам о проекте «Лента памяти». Проект заинтересовал детей. Мы провели классный час, на котором я рассказал о своем дедушке (мой дедушка Ветеран Великой Отечественной войны). Дети загорелись желанием узнать о своих родственниках-участниках Великой Отечественной Войны. Сейчас мы реализуем данный проект у нас в классе. Классу предстоит провести большую исследовательскую работу. Итогом нашего дела станет выставка работ о наших родственниках, принимавших участие в ВОВ. Для большего эмоционального отклика зрителей каждую историю мы дополним фотографиями, рисунками или диорамами, посвященными эпизоду из их жизни. Выступая с рассказами о наших родственниках перед учениками начальной школы, мы надеемся привлечь их внимание и укрепить чувство патриотизма. Это первая инновация, которая постепенно реализовывается в нашем классе.

Так же некоторые ученики класса являются членами детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Они участвуют в областном проекте «Пост номер1», являются членами знаменой группы гимназии, готовят младшие классы к строевой подготовке. Обучая ребят строевой подготовке, мои ученики учатся доступно и понятно доносить свои мысли, а также умению анализировать свою работу и проводить рефлексию. Эту инновацию очень полюбили младшие школьники, поскольку смотря на «хороший пример», т.е. на учеников старших классов, которые обучают их строевой подготовке, учащиеся начальной школы воодушевляются этим «хорошим примером» и достигают неплохих успехов.

Следующая инновация, которую уже не просто полюбили, а сделали так называемой «привычкой» ученики уже старшего школьного возраста – это микрогруппы. В зависимости от обстоятельств и конкретных условий можно по-разному организовать коллективную работу и, одним из приемов, который я часто использую – создание микроколлективов для выполнения творческого задания. Подобный прием хорошо себя проявил во время работы над еженедельными радиопередачами для учеников нашей гимназии. В начале каждой недели мы формируем 4-5 групп для подготовки небольшого сюжета радиопередачи. Один день недели – одна группа, второй день недели – следующая и т.д. Ребята самостоятельно всей группой отбирают материал для передачи на основе программы мероприятий гимназии и с огромным удовольствием на больших переменах занимают места в радиорубке, ощущая себя ведущими. Работа внутри небольшой команды учит ребят распределять обязанности, взаимно контролировать друг друга и помогать. Стоит отметить, что каждую недели микрогруппы распределяются по-иному, то есть меняется состав групп. Это учит ребят адаптироваться к работе с разнообразными людьми и находить с ними общий язык.

Почему в начале было сказано, что это наша «привычка», потому что при выполнении каких-либо упражнений, заданий или викторин, дети сами предлагают учителям такую форму работы уже на уроках. Эта инновация работает на любом предмете отлично.

Другим направлением наших КТД является спортивная деятельность. Сейчас в России школы посещают чуть более 16 млн. детей. Но, к сожалению, есть печальный факт - к окончанию 11-го класса полностью здоровыми остаются около 2-3% учеников. Поэтому спортивно-оздоровительной деятельности я уделяю большое внимание. Т.к. я с детства играю в футбол и это мое хобби, я успешно привлекаю к этому своих учеников. Наши футбольные матчи проходят каждую неделю. Летом 2020 года наша футбольная команда планирует принять участие в любительском чемпионате города. Для этого мы усердно тренируемся.

Вы можете спросить: «В чем инновация»? Я отвечу: во-первых, не каждый учитель может найти время и возможность заниматься спортом со своими детьми (а наши футбольные тренировки круглогодичны), во-вторых, к нашей спортивной деятельности я стараюсь привлекать не только мальчиков, но и девочек.

Во время наших игр девочки подбадривают мальчиков, практикуясь в черлидинге. С другой стороны, когда девочки выступают на соревнованиях по черлидингу, мальчики приходят и подбадривают их. Таким образом, в классе царит очень дружная атмосфера, есть поддержка со стороны и общий досуг.

Так же, технологию КТД я применяю и в работе c родителями. Согласитесь, что чаще всего на родительские собрания приходят мамы. В нашей гимназии существует Совет отцов, состоящий из пап всех учеников школы, который оказывает помощь в разных направлениях, в том числе и в образовательном процессе.

Подобный Совет отцов я организовал и в своём классе. Я привлекаю пап своих учеников для участия в тематических классных часах по профориентации, организую товарищеские футбольные матчи между командой отцов и командой мальчиков своего класса, привлекаю отцов мужской половины класса к оказанию помощи в ремонте школьной мебели. Тем самым, постепенно увеличивается интерес подрастающих мальчиков к мужским делам, ну а у пап, возможность больше времени побыть с сыновьями.

Не могу не сказать и о мамах. Ведь это, чаще всего, самое первое слово, которое говорит ребенок в своей жизни. Родители-мамы принимают участие в «клубе активных мам». Как правило, они разделены на группы, за которыми закрепляются определённые обязанности в помощи и организации разных классных мероприятий. «Клуб активных мам» организовывает поездки класса в разные города, решает вопросы коллективного сбора и обсуждения спорных ситуаций,а так же очень часто показывает мастер-классы на «День самоуправления» в школе.

Подводя итоги, хочется сделать вывод: применение инноваций в воспитательной работе требует от учителя высокого профессионализма и, главное, желания совершенствоваться в изучении и внедрении инновационных технологий в свою деятельность. Одним из наиболее важных качеств нового педагога становится неповторимый почерк, стремление к самореализации, личная педагогическая философия.

На инновационную деятельность способен только творческий педагог. Именно поэтому через Коллективные Творческие Дела можно сплотить коллектив и раскрыть в детях те успешные стороны их личности, о которых педагог может даже не подозревать – что и было отражено в данной статье.

При этом хочу отметить, какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики и что они чувствуют, то удачного тандема не будет.


h1581013499.jpg
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Антропова Мария Александровна, 06.02.20 в 22:14 3Ответить Пожаловаться
Артем Валерьевич, благодарю Вас за распространение опыта работы с детьми. Моя работа во многом схожа с Вашей, разделяю полностью Ваше мнение о том, что детей нужно учить работать в команде, развивать коммуникативные навыки и креатив. Творческих идей Вам желаю и их воплощения в жизнь!
Опойцев Артём Валерьевич, 07.02.20 в 13:45 1Ответить Пожаловаться
Спасибо,Мария Александровна!
Очень рад,что мой материал был Вам полезен. Успехов в работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.