Статья «Мои инновации в обучении и воспитании» (5 класс)
Мои инновации в обучении и воспитании
На сегодняшний день учителя, работающие в школе, имеют дело с представителями совершенно иного поколения. Учащиеся 21 века представляют собой поколение детей, которые привыкли к различным игрушкам, современным электронным гаджетам и развлечениям. В связи с этим, с каждым днем учителям все труднее заинтересовать и замотивировать обучающихся к изучению школьных предметов. Сейчас безликие учебники без красочных картинок не представляют для современных учеников никакого интереса и желания учиться, поэтому педагогам необходимо искать новые способы мотивации учеников к своему предмету.
Иностранный язык – один из школьных предметов, который всегда открыт для инноваций, поэтому любые нововведения будут представляться актуальными для подобной школьной дисциплины. В данной статье хотелось бы рассказать о такой инновации как методика ролевых игр.
Изучив несколько определений игры, принадлежащих таким авторам, как М.Н. Петровой, А.П. Чудинову, Ф.С. Газизовой, С.В. Чечель и Н.П. Аникеевой, необходимо признать, что определение М.Н. Петровой является наиболее удачным, так как оно в полной мере отражает характеристику данного вида деятельности человека применительно к методике обучения в школе. Она рассматривает игру как «такой вид учебной деятельности, когда ребенок одновременно играет и обучается чему-то новому, решая при этом определенную учебную задачу, направленную на расширение, углубление и закрепление знаний». [2; 110] Игра, как правило, формирует у детей адекватное отношение к окружающей действительности, активизирует познавательные процессы, а именно: внимание, мышление, память.
Учебные игры бывают разные. Е.А. Кудрина выделяет следующие виды игр: имитационные, ролевые и деловые. [1; 67] Применительно к иностранному языку на среднем этапе обучения наиболее целесообразно применять ролевые игры, суть которых заключается в том, что обучающиеся принимают на себя определенные роли конкретных персонажей и выполняют действия от лица своих персонажей для решения конкретной коммуникативной задачи.
На собственном опыте мне удалось с успехом применить довольно известную игру под названием «Мафия» в различных вариациях с учащимися 5 класса. С помощью данной игры можно отрабатывать и закреплять лексический навык. Самая стандартная версия игры отлично подойдет для закрепления лексического материала по теме «Jobs» (профессии). Подобный вид деятельности следует проводить в несколько этапов.
На первом этапе учащиеся знакомятся с правилами игры и с необходимыми материалами, которые будут использованы во время участия в подобной ролевой игре (в данном случае – это карточки с героями игры). На втором этапе учитель выводит на доску и отрабатывает с учащимися устойчивые выражения и фразы, которые ученики будут использовать во время игры для решения поставленной коммуникативной задачи. К таким фразам можно отнести следующие:
I think, mafia is… (Я думаю, мафия – это…)
I’m sure that mafia is… (Я уверен, что мафия – это…)
Mafia is arrested by… (Мафия арестована…)
I vote against… (Я голосую против…)
I vote for… (Я голосую за…)
На третьем этапе учитель рандомно распределяет роли среди обучающихся путем раздачи карточек с их ролями. Ученики получают карточки с профессиями, среди которых на 16 учащихся предусмотрены следующие герои: 1 mayor - майор, 1 doctor - доктор, 1 police officer – офицер полиции, 5 criminals (mafia) – преступники (мафия), 8 peaceful citizens – мирные жители (a postman - почтальон, a mechanic - механик, an artist - художник, an actor - актер, a driver - водитель, a singer - певец, a zookeeper – работник зоопарка, a vet - ветеринар и любые другие профессии). По полученным карточкам ученики знакомятся со своими ролями в тайне друг от друга и начинается четвертый этап – непосредственно игра. Ведущим выступает учитель, чтобы следить за организованным порядком и направлять учащихся во время игры. Так как данная игра почти всем учащимся знакома из русского языка, даже немотивированные ученики вполне смогу ориентироваться, что от них требуется в игре и действовать соответственно правилам.
Учитель озвучивает действия учеников, а они имитируют слова учителя. Сначала все учащиеся засыпают, просыпается только мафия, знакомится друг с другом, выбирает свою жертву и обратно засыпает. Затем просыпается доктор, пытается спасти жертву, выбирает одного игрока и снова засыпает. Наступает черед офицера полиции, который пытается выследить мафию, чтобы посадить в тюрьму, выбирает одного игрока и снова засыпает. Просыпается весь город, кроме жертвы, если доктору не удалось ее спасти. Если выбор офицера полиции был правильным, то одна мафия выбывает из игры. Затем начинается суд. Учащиеся выходят к доске, на которой написаны имена всех игроков, выбирают одного, против кого они будут голосовать и аргументируют свой выбор. Побеждает либо мафия, либо мирные жители, в зависимости от того, кто дольше всех останется в игре.
Подобную игру можно использовать не только для отработки лексики по теме «Профессии». Мне на собственном опыте удалось применить данную игру для отработки лексического материала по таким темам, как «Fruits VS Vegetables» - борьба фруктов и овощей за места в холодильнике, вместо борьбы мафии и мирных жителей. «Animals VS Pets» - борьба диких и домашних животных за места в зоопарке или цирке, «Food VS Toys» - борьба продуктов питания и игрушек за места в супермаркете. Правила одни и те же, только роли и реплики используются в разных вариациях для решения поставленных коммуникативных задач.
Данные игры помогают учащимся развить не только лексические навыки, но и умения аудирования, так как необходимо внимательно слушать и действовать в соответствии с репликами ведущего (учителя), а также умения устной речи, выступая в той или иной роли.
Помимо этого, подобные игры помогают воспитывать у учащихся терпимость друг к другу, умение выражать собственное мнение и уважать мнения одноклассников.
Таким образом, можно сделать вывод, что ролевые игры на уроках иностранного языка помогают развить коммуникативные навыки и умения и способствуют повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.
Список литературы:
1) Кудрина Е.А. Формирование межкультурной компетенции посредством игровых технологий на уроках английского языка (начальный этап) / Е.А. Кудрина, А.П. Чудинов // Школьное образование. – 2017. – № 10. – С. 65-69.
2) Петрова М.Н. Об использовании игровых моментов в НОД по английскому языку в ДОУ / М.Н. Петрова. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. – С. 110-111.