Публикация «Инновационный подход в обучении и воспитании школьников на уроках географии»
Инновационный подход в обучении и воспитании школьников на уроках географии
Ковалева Г.В. МКОУ Нововоронежская СОШ №4
gal.kovaleva64@yandex.ru
Аннотация: В данной статье показана реализация образовательных технологий на основе личного многолетнего опыта работы, которые помогают обеспечивать эффективное повышение качества образования и воспитания школьников, развивают географическую культуру и мировоззрение.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, развитие творческого потенциала школьника, повышение качества обучения и воспитания.
Я – учитель. Без сомнения могу сказать, что школа – это мой второй дом, место, куда прихожу с радостью.
Я часто задаю себе вопрос, а что ребёнок видит и ждет от меня, от учителя? Умение провести интересно урок, предоставив ему, качественное объяснение учебного материала или как требует ФГОС вооружить его необходимыми умениями и качественно подготовить к контрольным работам, к Всероссийским проверочным работам или экзаменам? Скорее всего, нужно все! Важно стремиться к всестороннему развитию школьника, раскрывать его индивидуальные особенности. Мы, учителя, стараемся делать все, чтобы подготовить ученика к его будущей взрослой, самостоятельной жизни. Также понимаем, что ребенок живет здесь и сейчас и у него полноценный этап человеческой жизни.
Из личного многолетнего опыта могу сказать, что ученикам интересней изучать предмет тогда, когда они его понимают. И поэтому я привыкла всегда добросовестно проводить все этапы урока, создавая условия для полноценного развития ученика, используя различные технологии.
Я считаю, что если учитель будет подходить творчески к проведению уроков, учитывая индивидуальные способности, применяя личностно-ориентированную технологию, все это будет способствовать эффективному развитию познавательных качеств личности учащихся, и привитие интереса к уроку. Тем более что география не сухая, не скучная, а очень интересная наука. Это познание мира во всех его проявлениях. География охватывает все области природных явлений и человеческой деятельности. Знание географии необходимо в разных сферах жизни. Они необходимы в путешествиях, умение ориентироваться по карте мира, в области спутниковой и сотовой связи, навигации и др. Изучать этот предмет интересно. География наука жизни, постоянно изменяющаяся со временем, поэтому стараюсь приводить примеры не только из учебника, но и более актуальные примеры из современной жизни. Приветствую, когда ученики приводят и свои примеры. Ведь урок не должен проходить как констатация факта. Занятие можно начать с рассказа об интереснейших явлениях природы. А затем подключаем логическое мышление. Почему это происходит? С чем это связано? Пример, рисунки 1-2.
Рис. 1 Замер атмосферного давления. | Рис. 2 Опыт «Извержение вулкана» |
Сейчас учителю дан великий выбор технологий, методов, приемов, которые позволяют сделать процесс преподавания живым, интересным, включить детей в активную практическую работу, позволяющую применить знания в будущей жизни.
Применение кейс технологии, я считаю, что она способствует повышению мотивации в обучении самостоятельной учебной деятельности. У учащихся развиваются способности к аналитическому, критическому мышлению, принятию разных точек зрения. Эффективность технологии кейс стадии сочетается с другими методами обучения (моделирование ситуации, «мозговой штурм», игровой метод, дискуссия)
Например, в седьмом классе при изучении темы: «Природные зоны мира», урок проходит в форме исследование. Экспедиционные исследования проводятся по группам. Каждая из них получает кейс с заданиями: «Охарактеризовать одну природную зону, маршрутом путешествия». Работа проводится с помощью учебника, карт атласа и энциклопедии. На работу отводится 10 минут. Затем каждая группа представляет отчет о своих исследованиях в форме кластера, проекта, стенгазеты и др. Работа в группах очень нравится ученикам.
Одной из наиболее эффективных технологий, является метод проектов.
Я с 2008 года занимаюсь проектной деятельностью со школьниками на уроках географии. Интерес к предмету стараюсь привить в пятом классе с первого урока. Например, в теме: «Путешествия и географические открытия» о первооткрывателях, в учебнике сказано лишь пару слов. Я даю ученикам творческие задания: «Найти более подробное описание с портретами и важными вехами открытиями». А затем из собранного материала составляем книги путешественников. В седьмом классе при изучении «Страноведения» изучаются всего несколько стран, а хочется узнать больше и про другие. К обобщающему уроку ученики делают творческие образовательные поделки, создают презентации и стенгазеты про страны, которые не изучались. Учащиеся среднего звена создают различные проекты: макет географического объекта, наглядное пособие, газета, журнал, путеводитель и др. Пример, рисунки 3-4
Рис.3 Публикации: «Страны мира» | Рис. 4 Образовательные «Географические поделки» | Рис. 5 Защита проекта |
Проектная деятельность дает возможность развивать творческие способности школьников и более осознано подходить к социальному и профессиональному самоопределению. Старшеклассники работают над научно-исследовательскими проектами и защищают их на различных конференциях: школьного, муниципального и регионального уровня. Совместно с применением технологии критического мышления, мои ученики ежегодно являются победителями и призерами различных олимпиад. Пример, рисунки 5-6.
Рис.6. Результаты защиты проектов. |
Регулярно провожу мониторинг интеллектуального развития. Не секрет, что не все ученики добросовестно готовят домашнее задание, ведь параграф изучается с картой в атласе. Поэтому всю номенклатуру мы изучаем в начале учебного года. Несколько уроков тренировочных, а затем зачет по крупным географическим объектам. Зная номенклатуру, учащимся легче усваивать учебный материал. А в конце учебного года зачёт по карте с мелкими географическими объектами.
Усвоению прочных знаний дает практика. Например, закрепляющий урок в пятом классе, после изучения тем: «План местности», «Масштаб», «Азимут», провожу практические работы. Закрепляющий урок проходит на улице. Учащиеся самостоятельно выполняют топографическую съемку местности школьного участка, возводя в нужный масштаб, определяя азимут, и обозначают нужными условными знаками. Пример, рисунки 7-8.
Рис. 7. Практическая работа. Определение сторон горизонта. Определение азимута. | Рис. 8 Оформление практической работы. |
Современное образование немыслимо без применения информационно-коммуникационной технологии, благодаря возможностям Интернета: создание презентаций, географических видеороликов, просмотр научно-популярных фильмов, создание веб-страниц с интересной географической, краеведческой информацией и популяризация ее с помощью QR кодов и др.
Люблю создавать Межпредметные модули. Они позволяют выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть школьник. Одним из примеров реализации может служить межпредметный образовательный модуль «Географическое краеведение – История – Информатика». Тема выбрана в соответствии с данными учебными дисциплинами «Храмовые комплексы Воронежской области» и рассчитана на пять часов. Каждый учитель на своем занятии создал условия для познавательной деятельности в контексте своего предмета. Так ученики на уроках географического краеведения определили географическое положение объектов, познакомились с рельефом и природой. На уроке истории происходили процессы исторического познания. На уроках информатики нанесли на основе картографического сервиса все храмовые комплексы Воронежской области в Google карты.
Современному обществу не нужны люди с набором определенной информации, а нужны умеющие самостоятельно, на протяжении всей своей жизни добывать знания, приобретать навыки и превращать их в умения. Люди способные к различным изменениям в жизни, умеющие адаптироваться в этом непростом мире, быть коммуникабельными, мобильными, грамотными.
В образовательном процессе самым главным участником является ученик. Я считаю, очень важно, чтобы каждый ученик не боялся поделиться своими проблемами, радостями, идеями, мыслями, не боялся отстаивать свою точку зрения или ошибиться. Надо уважать мнение ученика, надо видеть в нем Человека. Если учитель научится уважать каждого ученика, тогда он заслужит и ответного уважения.
Учитель для школьника должен стать не только догматом истин, но и заложить основы жизненных принципов, быть другом, помощником.
Вся жизнь учителя проходит в самосовершенствовании самообразовании.
Быть учителем – сложно, но невероятно интересно! Если ты хочешь увлечь детей своим предметом, хочешь их удивлять, постигать вместе с ними мир, проживать заново события – ты – учитель.
Уважаемые эксперты и жюри. Статью писала самостоятельно, к источникам литературы не обращалась, поэтому их и не указываю.
Ильина Оксана Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Щукина Вера Александровна
Ковалева Галина Валентиновна
Бойко Светлана Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Панов Егор Игоревич
Ковалева Галина Валентиновна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Светлана Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна