Интегрированный урок по химии и математике в 9 классе
Интегрированный урок по химии и математике в 9-м классе.
Тема: Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси».
Цели урока: рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приёмами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, изучить виды сплавов, рассмотреть их практическое значение.
Ход урока.
Учитель математики. В школьном курсе математики рассматриваются задачи различных типов:
-задачи на части и проценты;
-задачи с целочисленными данными;
-задачи на движение;
-задачи на работу;
-задачи на бассейны и трубы;
-задачи на части, растворы и смеси.
Какие типы задач вам знакомы?
(Учащиеся отмечают, что все, кроме последних.)
Учитель химии. Сегодня на уроке мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое сплавы, растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека.
Устный опрос.
Математика.
1.Выразите в виде десятичной дроби:
7%, 15%, 63,8%.
2.Вычислите:
4% от 40; 10% от 2,5; 36% от 16; х% от 9; х% от у.
Химия.
Закончите предложения:
1.В сплавах химическая связь…
(Металлическая.)
2.Мельхиор- сплав, содержащий никель и…
(Медь.)
3.Легированная сталь отличается от сплава железа с углеродом тем, что содержит…
(Легирующие добавки.)
4.Водный раствор аммиака называется…
(Нашатырным спиртом.)
Решение задач.
Учитель химии. Повторяем классификацию сплавов в процессе беседы с учащимися.
По окончании беседы один из учеников делает сообщение.
Сообщение ученика «Сплавы, используемые в изготовлении монет».
Исторически в течение веков и даже тысячелетий существовало всего три так называемых монетных металла - золото, серебро, медь. В конце XIX в. к ним прибавились никель и его сплавы с медью. Сталь - самый дешёвый металл, и многие страны уже давно чеканят из неё монеты, покрывая их с наружи чистой медью, латунью или бронзой. Например, в США с октября 1982 года одноцентовые монеты делают из цинка, покрывая их снаружи медью.
Для монет достоинством 10, 20 и 50 центов как альтернативу стандартному медно- никелевому сплаву использовали сплав, называемый «скандинавское золото» (Nordic Gold). Монетки, изготовленные из такого сплава, выглядят как золотые и не теряют своего вида в течение долгого времени. Меди в сплаве 89%, остальное - алюминий и цинк (по 5%) с добавкой олова (1%).
Центральная часть евромонет никелевая, и она слабо притягивается магнитом. Но так как никель может вызвать на руках экзему, он покрывается сплавом, содержащим 75% меди; остальное - никель (для монет в 1 евро) или смесь 20% цинка и 5% никеля (для монет в 2 евро). Внешнее кольцо состоит из сплава 75% меди, 20% цинка, 5% никеля для 1 евро; 75% меди, 25% никеля для 2 евро. Оба сплава немагнитные.
В 1997 году в России, в качестве одной из важнейших мер при подготовке деноминации, на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах начали чеканить новые монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 50 копеек, 1, 2 и 5 рублей. В обращение они поступили 1 января 1998 года. И сегодня монеты этого года чеканки одни из самых распространённых.
Копейки и пятачки внутри изготовлены из низкоуглеродистой стали. Снаружи эти монетки покрыты медно-никелевым сплавом – мельхиором. Это хорошо предохраняет их от коррозии. Монеты достоинством 10 и 50 копеек изготовлены из медно-цинкового сплава (латуни). Рублёвые и двухрублёвые – из медно-никелевого сплава, самого распространённого монетного сплава последнего столетия. А вот пятирублёвые монеты – медные, покрытые сверху мельхиором (это иногда видно по красному цвету, проглядывающему на боковой части монеты – гурте).
Учитель математики. Рассмотрим алгоритм решения задач, в которых фигурируют сплавы.
Задача 1.
Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300г 20%-го сплава и 200г 40%-го сплава.
Решение.
1.Найдём массу олова в первом сплаве: 0,2∙300=60 (г).
2.Найдём массу олова во втором сплаве: 0,4∙200=80 (г).
3.Всего олова при сплавлении: 60+80=140 (г).
Ответ: 140г.
Задача 2.
(Габриелян О.С. «Химия, 9 класс», с. 38).
Вычислите массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25кг мельхиора. Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля.
Решение.
1. 0,8∙25=20 (кг)- масса Cu.
2. 0,2∙25=5 (кг)- масса Ni.
Ответ: 20кг Cu, 5кгNi.
Замечание. В задаче 2 никель можно было найти: 25-20=5 (кг).
Задача 3.
Какой цвет имеет латунь, полученная при сплавлении 0,5 моль цинка и 128г меди? Белая латунь содержит 20-40%, а красная 80% меди.
Решение.
1. 0,5 ∙65 - масса Zn.
2. - масса сплава Cu и Zn.
3. - процентное содержание Cu в сплаве.
Ответ: цвет латуни – красный.
Сообщение второго ученика «Растворы на кухне и в домашней аптечке».
Уксусная кислота (CH3COOH). Водный раствор уксусной кислоты, полученной из вина (5-8%), называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используют для приготовления майонеза, различных маринадов и т.д. Уксусная эссенция – 80%-й раствор. Её нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов.
Пероксид водорода (H2O2). Пероксид водорода был открыт Луи Тенаром совершенно случайно в 1818г. Перекись водорода как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3%-го раствора, который продаётся в аптеке. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробные свойства. Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства: фермент крови расщепляет H2O2 на воду и активный кислород. Однако действие его кратковременно, поэтому, остановив кровотечение, надо обработать рану по всем правилам и наложить повязку.
Задача 4.
(Мордкович А.Г. «Алгебра, 9 класс. Задачник. Ч.2»).
При смешивании 40%-го раствора соли с 10%-м раствором получили 800г раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?
Решение.
1-й раствор | 2-й раствор | Всего | |
Масса раствора, г | х | у | 800 |
% содержание соли | 40% | 10% | 21,25% |
Чистая соль, г | 0,4х | 0,1у | 0,2125∙800=170 |
Получаем систему уравнений:
Решая систему, получаем: х=300, у=500.
Ответ: 300г 40%-го раствора соли, 500г 10%-го раствора соли.
Задача 5.
Определите, какая масса 10%-го, и какая масса 50%-го раствора азотной кислоты потребуется для приготовления 500г 25%-го раствора.
Решение.
1-й раствор | 2-й раствор | Всего | |
Масса раствора, г | х | у | 500 |
% содержание кислоты | 10% | 50% | 25% |
Чистая кислота, г | 0,1х | 0,5у | 0,25∙500=125 |
Получаем систему уравнений:
Решая систему, получаем: х=312,5, у=187,5.
Ответ: 312,5г 10%-го раствора азотной кислоты, 187,5г 50%-го раствора азотной кислоты.
Задача 6.
Каустик (NaOH) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щёлочи массой 60г? Какова масса полученного раствора?
1-й раствор | 2-й раствор | 3-й раствор | |
Масса раствора, г | х | 60г | у |
% содержание Каустика | 5% | 50% | 15% |
Чистый каустик, г | 0,05х | 60∙0,5=30 | 0,15у |
Получаем систему уравнений:
Решая систему, получаем: х=210, у=210.
Ответ: 210г 5%-го раствора каустика, 270г 15%-го раствора каустика.
Задание на дом.
1. При смешивании 40%-го раствора соли с 10%-м раствором получили 800г раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора надо было для этого взять?
2. Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 70%, а во втором – 40% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 50% меди?
Подведём итоги урока
Ребята! Сегодня мы с вами рассмотрели и прорешали задачи математическим и химическим способом. Что, надеюсь, поможет вам при сдаче ОГЭ.
Спасибо за урок! До свидания!