Интегрированный урок по литературе и истории на тему «А.С.Пушкин и декабристы»
Интегрированный урок литературы и истории на тему «А. С. Пушкин и декабристы»
Учитель Рахмаева А.К.
Цель:
Используя художественные произведения ,фрагменты жизни и деятельности Пушкина и декабристов, эмоционально воздействовать для более глубокого восприятия учащимися великого таланта Пушкина, благородство самоотверженных действий декабристов во благо Родины и народа.
Оборудование:
карта вооруженного восстания на Сенатской площади;
выставка иллюстраций;
опорные конспекты;
презентация;
раздаточный материал;
учебник .
Форма урока: интегрированный урок литературы и истории
Термины и даты: декабристы, Союз спасения(1816-1818), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество(1821-1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г., династический кризис.
Эпиграфы:
«Известно мне: погибель ждет
Того ,кто первым восстает
На утеснителей народа.
Судьба меня уж обрекла,
Но где, скажи ,когда была
Без жертв искуплена свобода?
К. Ф. Рылеев «Наливайко»
Презентация состоит из слайдов. По ходу на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.
План урока
1.Введение (Организационный момент)
2. Основная часть урока:
Причины движения декабристов
Первые общества декабристов
Декабристы на Сенатской площади
Историческое значение выступления
3.Заключительная часть урока
4. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель : «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
-Ребята, кому принадлежат эти строки?
(А. С .Пушкину)
-Что может быть благороднее , возвышеннее, счастливее, чем посвятить свою жизнь Родине?
-Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Эти строки из поэмы Кондратия Федоровича Рылеева «Наливайко». Те люди, о которых мы будем сегодня говорить, каждый подтвердил эти слова всей своей жизнью.
В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. В декабрьском календаре есть одна дата, одинаково значимая как для истории, так и для всей отечественной культуры.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, инициаторами которого стали представители русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить существующий государственный строй в надежде установить свободные, справедливые отношения в российском обществе.
Витийством резким знамениты
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
И в рассуждении свободном
Об управлении народном
Они ценили выше слов
Резон отточенных штыков.
Но Робеспьерово наследство
Их не смущало потому,
Что просвещенному уму
Дано ж избрать и цель, и средство…
И русских правд неверный рой
Уже кружился над Невой…
-Это одна из строф 10й-зашифрованной главы из романа Пушкина «Евгений Онегин», восстановленной пушкинистом Андреем Черновым. Ребята, давайте вспомним, что такое строфа?
(Строфа-это группа стихов, объединенных одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
-Пушкинский современник Юзефович в своих воспоминаниях писал, что в 10 главе Онегин должен был попасть в число декабристов.
Давайте же попытаемся понять, почему Пушкин был проникнут идеями декабристов.
Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Они росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека. Многие декабристы были представителями золотого офицерства войны 1812 года.
Одни из них учились в Московском университете (больше 20 человек), другие в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты ,как говорили сами декабристы, «духом времени». Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудились в молодых умах. В учебнике естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: «Законы должны быть для всех граждан одинаковы». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза : в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги-опять к действительности.
Пушкин же ,всей душой разделяя идеи декабризма, которые обсуждались в кругу тайных обществ, в своих вольнолюбивых стихотворениях, неопубликованных, ходивших по рукам в списках и ставших своеобразными программными сочинениями для декабристов( беспокойного Ильи-Долгорукова, осторожного Никиты-Муравьева),часто бывал на собраниях, где читал свои вольнолюбивые стихи. Однако Пушкин не был членом ни одного из тайных обществ, хотя все близкие друзья, с которыми он учился в царскосельском лицее, в них состояли -слишком несерьезным и вспыльчивым считали его многие , также будущие декабристы знали, что полиция следила за ним. Не случайно после восстания ,когда новый царь Николай I вернул его из южной ссылки и спросил ; «Что сделали бы Вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?» Пушкин гордо ответил : «Стал бы в ряды мятежников!»
Стихотворения Пушкина потрясают своей политической направленностью и будущие декабристы считали его своим бардом.
Учитывая эти сведения, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА
Возвращаясь к вышесказанному, отметим, что только сама судьба в лице генерал-губернатора Петербурга, графа Милорадовича спасла его (Пушкина) от горькой участи декабристов и Соловецкого монастыря. Остановимся поподробнее на такой значимой и знаковой фигуре политической жизни России того времени и в судьбе самого Пушкина в частности. (Предоставляется слово ученику Елизарову Арсению, он подготовил для нас историческую справку и стихотворение)
Выступление ученика
Учитель- Как уже было сказано выше, что хотя сам Пушкин и не состоял ни в одном тайном обществе, однако именно его ода «Вольность» стала причиной его высылки на юг. В ней выражена романтическая надежда, что самодержец добровольно проведет государственные реформы и отменит крепостное право. Именно отмена крепостного права была главной целью декабристов. Послушаем Мухаммада, он подготовил это стихотворение к нашему уроку.
2) Выступление ученика. Ода «Вольность»
2.1) Звучит аудиозапись песни « Генералы 1812…»
Учитель- Ребята, после войны 1812 года офицеры, желавшие смены действующего режима , прониклись революционными идеями и образовали тайное общество « Союз спасения». Впоследствии из-за восстания Семеновского полка произошел раскол на Северное и Южное общества. Однако и в их кругах не было единодушия и согласия, многочисленные лидеры: Кондратий Рылеев, Никита Муравьев, Сергей Трубецкой ,Павел Пестель слишком по-разному смотрели на способы достижения целей. Но всех их объединяло главное-благородные идеи преобразования и процветания государства. Послушайте, что об этом говорит Константин Федорович Рылеев в своем стихотворении «Гражданин».
3) Выступление ученика (Жегалов Саша «Гражданин» К.Ф.Рылеев.)
Учитель-Карина нам подготовила небольшую историческую справку об авторе этого замечательного стихотворения, давайте послушаем ее.
4)Выступление ученика (Ахметшина Карина .Историческая справка о К.Ф Рылееве.
Учитель-Эти вышеназванные идеи очень ярко прорисовываются в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву». Нам его расскажет Гарифуллин Данил
5) Выступление ученика. («К Чаадаеву» Гарифуллин Данил)
Учитель- А вот Егор нас познакомит с кратко биографией Чаадаева, мы узнаем кому адресованы эти строки.
6) Выступление ученика.(Филимонов Егор. Историческая справка о П.Я.Чаадаеве)
Учитель-В этом стихотворении очень ярко , очень образно , эмоционально переданы те настроения\.\ которые царили в обществе того времени. Каким образом это удалось поэту ? С помощью чего? (С помощью средств выразительности) А какие средства выразительности вы знаете?
-Метафоры.
-Что такое метафора?
-Метафора-это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета на другой.(Золотые руки, пламенное сердце)
-А какие метафоры мы тут видим?(«Горит еще желанье»)
Найдите теперь в стихотворении эпитеты. Что такое эпитет?
Эпитет-это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, событие.
« Юные забавы», «утренний туман», «власти роковой»
Что такое сравнение? Есть ли оно в этом стихотворении?
(« Как сон, как утренний туман», «Как ждет любовник молодой минуты первого свиданья»
Сравнение-это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета с целью усилить характеристики одного из них.
-Ребята, как вы думаете, какая главная тема этого стихотворения?
(Тема свободы. Поэт устал от царствующей власти, которая ничего не хочет менять в лучшую сторону. Ему неприемлемо самодержавие, которое прочно укоренилось в России. Он разделяет взгляды своего товарища-такого же борца за справедливость ,каким является и сам поэт. Также тема дружбы.)
Учитель-Страстное желание создать идеальное общество стали « звездой пленительного счастья» не только для декабристов, но и для многих следующих поколений , восхищавшихся их мужеством и самоотверженностью. О самом восстании Арсений подготовил нам интересный материал.
7)Выступление ученика. Презентация о восстании.
Учитель- Ребята, мы сегодня с вами уже познакомились с краткими биографиями некоторых декабристов, сейчас послушаем о каких ярких их представителях нам подготовили сообщения наши одноклассники.
8) Выступление ученика.( Мельникова Арина (Трубецкой)
9) Выступление ученика.(Юсупова Анжелика (Пестель)
10).Выступление ученика( Абдулхаков Карим(Муравьев-Апостол)
Учитель-В череде таких громких имен не можем не упомянуть близкого друга А. С. Пушкина -В. К. Кюхельбеккера. Тимур подготовил нам историческую справку, послушаем внимательно.
11)Выступление ученика.(Фаткуллин Тимур.(В.К. Кюхельбеккер)
Учитель-А теперь послушаем Гришу .Он подготовил для нас стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
12) Выступление ученика.(Герасимов Григорий «Во глубине сибирских руд…»
Учитель-Ребята, это стихотворение А.С. Пушкина не могло быть опубликованным, да и писалось оно не для широкого круга читателе. Он адресовал эти строки своим ссыльным друзьям-декабристам. Обратимся к запискам М. Н. Волконской . «Во время добровольного изгнания нас ,жен сосланных в Сибирь, он(Пушкин) был полон самого искреннего восхищения : он хотел передать мне свое «Послание к узникам» для вручения им, но я уехала в ту же ночь , и он передал его Александрине Муравьевой.». Этот ее поступок, как и решение еще 10-х женщин –следовать за ссыльными мужьями –особая страница русского общества. Эти женщины будут воспеты не одним поколением поэтов за их мужественность, верность, самоотверженность. Они не предали своих мужей, стараясь до последней минуты поддерживать их в тяжелых условиях каторги. Арсений подготовил нам стихотворение, послушаем внимательно.
13) Выступление ученика. (Ишпаев Арсений)
Учитель-Стихотворение Пушкина очень поддержало его друзей-каторжан, и даже известен ответ на его стихотворение ,которое написал Владимир Федорович Одоевский
14) Выступление ученика.(Герасимов Гриша. Ответ Одоевского)
Учитель-А Эмилия познакомит нас с личностью В.Ф. Одоевского
15) Выступление ученика.(Сиразеева Эмилия. Историческая справка о В.Ф. Одоевском)
Учитель-В судьбе декабристов немалую роль сыграла демократизация режима, к которому они стремились. В своих деяниях они искали поддержки молодых сенаторов и опытных законотворцев, среди которых особняком выделяется фигура М.М. Сперанского. Впоследствии история за его заслуги прозвала его «Пушкиным русской бюрократии». Русская бюрократия имела место быть не только в жизни России того времени, но и в жизни русского народа. Ребята подготовили нам сценку, которая отображает историю событий того дня после восстания, конец чудесного дня декабристов и их дальнейшую судьбу.
16)Сценка(суд)
17) Выступление ученика. (Клыков Данил стихотворение «Вспоминайте в молитвах меня….»)
Поражение восстания декабристов не решило тех проблем, которые стояли перед Россией-страна по-прежнему оставалась крепостнической, надежды обрести свободу рухнули. Передовая общественная мысль оцепенела от жестокости царизма. Николая 1 за его политику и методы борьбы в народе прозвали Николаем Палкиным ,а в странах Старого Света-«главным жандармом Европы». Под портретом царя появилась надпись: «Не много царствовал, да много начудесил:125 в Сибирь сослал и пятерых повесил».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель-Итак, ребята, сегодня на уроке мы сделали попытку расширить наши знания об А.С. Пушкине, о его вольнолюбивой лирике, вы узнали в какое время она зародилась ,о декабристах, об их идеалах, Выйти за рамки школьного учебника. Но эта тема неисчерпаема, как поэзия Пушкина и значима, как подвиг декабристов. Их мечтам суждено было сбыться, но спустя очень много лет. Но именно они стали той искрой ,из которой спустя почти сотню лет возгорится пламя.
-Что нового мы узнали сегодня?
-Какой эпизод вам запомнился больше всего?
-Какой момент из изученного нами сегодня материала вы бы захотели изучить поглубже?
Давайте по итогам нашего урока вместе составим синквейн.
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.
1 декабристы
2 справедливые ,искренние
3 бунтуют, призывают, жертвуют
4 Помнить будет Россия всегда
5 патриоты
-Ребята, вы сегодня молодцы, очень старались, активно работали.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель-А домашнее задание у вас будет творческое. Вам нужно написать сочинение-рассуждение на тему « С кем бы из декабристов я бы познакомился поближе». Расскажите в своем сочинении кто из декабристов вам больше интересен, о чем бы вы с ним поговорили, какие бы вопросы ему задали. Что бы вы ему сказали, если бы представилась такая возможность?