Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении раздела «Действия с числами, полученными при измерении величин»
ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области
Доклад
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении раздела
«Действия с числами, полученными при измерении величин»
Подготовила учитель математики
Древоленко Татьяна Алексеевна
Математика в школе для детей с ОВЗ решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
В школе учащиеся знакомятся с единицами измерения длины, стоимости, массы (веса), емкости, площади, объема, учатся производить измерения величин с помощью простейших инструментов.
Изучение мер длины, стоимости, массы и их соотношения начинается в младших классах (1 - 4-е), закрепление же этих мер проходит в течение всех лет обучения в школе.
Изучение данной темы позволяет тесно связать преподавание математики с жизнью: учащиеся получают практические умения и навыки измерения, необходимые как в повседневной жизни, так и при овладении будущими профессиями, учатся правильно пользоваться измерительными инструментами — линейкой и рулеткой, весами, часами (определять время по часам с точностью до минуты) и т. д.
Плохое знание единиц измерения величин и неумение различать их создают большие трудности при установлении соотношения мер.
При изучении единиц измерения величин следует проводить как можно больше практических работ по измерению и выражению результатов измерения в различных мерах. Например, предложить каждому ученику найти длину полоски, ленты, листа бумаги, страницы тетради, длину парты и т. д. и результаты измерений записать в тетрадь. При этом одну и ту же величину нужно измерять разными единицами: сначала, например, сантиметрами, а затем дециметрами и др.
Для школьников с нарушением интеллекта также характерна неточность измерений. Это вызвано непониманием значения точности измерения в практике, неумением правильно установить инструмент, выбрать соответствующую единицу измерения, произвести отсчет по шкале измерительного инструмента (линейки, весов, циферблатов часов), правильно записать результат измерения.
Понятие о стоимости – одно из трудных для учащихся с нарушением интеллекта, из-за малой наблюдательности, пассивности они не знают достоинств монет, не дифференцируют понятия «количество монет» и «достоинство монет». Между тем изучение мер стоимости имеет исключительное значение при подготовке детей к самостоятельной жизни. На уроках при изучении именованных чисел необходимо давать задания на подсчет денег с записью получаемых чисел: «Кошелек», «Копилка» и т.д. Выяснить, что можно купить за эту сумму денег. Кроме того, изучение мер стоимости способствует закреплению нумерации натуральных чисел.
При изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости», дети испытывают значительные трудности, так как прежде чем выполнить действие сложение или вычитание, умножение или деление им приходится преобразовывать числа, полученные при измерении. Ученики допускают огромное количество ошибок при изучении данной темы.
В связи с этим учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей. Очень часто дети даже не помнят единиц измерения длины или массы, их соотношения. Учащиеся путают единицы измерения и измерительные инструменты. Поэтому важно вспомнить весь материал, необходимый для изучения данной темы.
1. Во избежание грубейших ошибок, используются упражнения на знание единиц измерения и их соотношения.
Приведем примеры таких упражнений:
1) На доске записать числа с обозначениями единиц измерения длины, массы, стоимости. Прочитать числа. Какие это числа?
2) Назовите меры длины, начиная с наименьшей. Что измеряют этими мерами? Какими приборами пользуются при измерении длины, ширины, высоты?
3) Назовите меры массы, начиная с наименьшей. Что измеряют этими мерами. Где приходилось измерять массу? Какими приборами пользуются для измерения массы?
4) Назовите меры стоимости. Что измеряют этими мерами?
5) Назовите меры времени. Чем измеряют время? Какие бывают часы?
6) Найди и исправь ошибку. Запись на доске.
Масса курицы – 1 кг 46 см
Стоимость хлеба – 50 к. 12 р.
Длина ткани – 3 р. 70 см.
7) На доске записаны числа 1 см, 1 кв. мм, 1 км, 1 кг, 1кв. см, 1 кв.м. прочитайте числа, выпишите только меры площади.
8) 215 г, 2 м 3см, 17 кг, 4т, 15 км, 8 мм, 1ц 50 кг. В первую строку выписать меры длины, во вторую строку – меры массы.
2. С целью формирования реального представления о единицах измерения, рекомендуется выполнять следующие упражнения:
1) Покажи на руках 1мм, 1см, 1 дм, 1м, 1км;
2) Почему нельзя показать на руках 1км;
3) Задания на соотнесение предмета и меры длины или меры массы. Покажите стрелками, в каких мерах лучше измерять массу указанных животных.
масса муравья кг масса слона ц масса собаки т масса медведя г |
расстояние между городами мм длина карандаша км высота дерева см м |
4) Допиши единицы измерения.
Масса пакетика с семечками – 25
Масса батона - 800
Масса арбуза - 9
Масса слона – 5
Масса медведя - 2
5) Допиши единицы измерения.
Рост человека - 170
Ёмкость ведра – 10
Масса грузовика – 3
Площадь комнаты – 18
Масса лекарственной мази – 50
Расстояние между городами - 670
6) Запишите, в каких единицах можно измерить.
Длину ткани ……………….
Площадь участка ………….
Площадь поля ………………
Объём жидкого вещества …………..
Объём жилого помещения …………..
7) Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости). Например, высота стены – 3м, масса тыквы – 7кг, цена ручки – 5руб.;
Придумай и назови число, полученное при измерении двумя единицами длины (массы, стоимости). Например, расстояние до леса – 1км 400м, масса картошки – 70кг 800г, стоимость шоколада – 25руб. 70коп.
8) Какие купюры и монеты нужно взять: мороженое стоит 26 р., туфли – 1 650 р., книга – 63 р., тетрадь - 14 р., 30 к.
9) Выбери из нижней строки меры времени и вставь в текст нужное число, обозначающее время.
Егор просыпается в ----------. Он делает зарядку, завтракает и отправляется в школу ---------. Первый урок начинается в ------- . День в школе пролетает быстро. В-------- заканчиваются уроки, и Егор идёт домой. Дома он обедает в --------- и отдыхает. В ---------- Егор садится делать уроки. Вечером в ------ вся семья садится ужинать. В ------- Егор ложиться спать.
8 ч 30 мин, 21 ч 30 мин, 7 ч , 13 ч 30 мин, 19 ч, 14 ч 30 мин, в 16 ч.
3. Для повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаются упражнения, сопровождающиеся действиями:
1) Заполни пропуски на магнитной доске или на карточках:
1м =…см; 1кг =…г; 1р =…коп; 1км =…м; 1т =…ц; 1дм =…см; 1ц =…кг; 1см =…мм;
2) Поставь знаки <, >, =
1м … 100см 1р.….1коп 1ц …100кг 1кг…1000г;
1км…100 м 100коп. … 1р. 1кг…1ц. 1000 кг … 1 т
4. Упражнения, направленные на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины, массы, стоимости.
Учащиеся испытывают трудности при выполнении преобразований, поэтому необходимо повторить соотношение мер, правила выполнения преобразований.
- Как заменить более мелкими мерами число, полученное двумя мерами.
-Какое арифметическое действие нужно выполнить сначала? Затем?
- Какое действие нужно выполнить, чтобы заменить крупные меры мелкими мерами?
5 м 4 см = 504 см | 5 м 4 мм = 5004 мм | 5 см 4 мм = 54 мм |
Учащиеся проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования. Например, тестовые задания. Но прежде, чем выполнять любое задание, нужно повторить правила преобразования именованных чисел.
1) Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ.
7 см 3 мм – это а) 703 мм; б) 73 мм;
8 ц 16 кг - это а) 816 кг б) 861 кг
3 т 50 кг – это а) 350 кг б) 3050 кг
2) Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ.
7009 г - это а) 7 кг 009 г, б) 70 кг 09 г
403см – это а) 40 дм 3 см, б) 4 дм 03 см
804к. - это а) 8 р.04 к. б) 80 р. 4 к.
5. С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления.
Например: Реши задачу устно:
а) Женя и Миша сделали скамейки. У Жени длина скамейки 1м 20см, а у Миши 120см. Чья скамейка длиннее? Почему?
б) Ученики 6А и 6Б класса пошли в поход. Дети из 6А прошли 9км 500м, а из 6Б – 9500м. Кто ушёл дальше? Почему?
в) Учащиеся с помощью учителя измеряют свой рост, и решают задачи на разностное сравнение чисел, полученных при измерении.
6. При изучении сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин, важно соблюдать определенную последовательность. Всегда решение примера надо начинать с его предварительного анализа, т. е. формировать ориентировочную основу действий. Постоянно ставить перед школьниками требование: прежде чем решить примеры с наименованием, надо внимательно посмотреть на наименования компонентов действий, подумать, какие соотношения между числами с мелкими и крупными наименованиями, где нужно вставить недостающие нули, и только после этого приступить к вычислениям.
8 м 67 см—5 м 8 р. 67 к.—38 к.
Решение этого вида примеров можно провести:
а) устно путем рассуждений: рубли вычитаются из рублей, а копейки — из копеек, т. е. надо складывать и вычитать числа одного наименования;
б) с записью в столбик:
Целесообразно выбрать один прием решения и пользоваться только им, так как несколько приемов запутают умственно отсталых учащихся.
На этапе объяснения материала по умножению и делению чисел, полученных при измерении на целое число, формулировка правила несколько упрощена, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представлено в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. Оно представлено в следующем виде:
Чтобы выполнить действия с числами, полученными при измерении необходимо:
1. Выразить число в мелких мерах,
2. Выполнить действие (умножение или деление).
3. Выразить полученный ответ в крупных мерах.
Правило в полном объеме используется только на первых уроках, затем учащиеся видят только первые фразы алгоритма, что заставляет включать процессы памяти. На следующих уроках правило не вывешивается.
Весьма полезной для закрепления знаний о единицах измерения, выполнения арифметических действий с ними, для установления связи знаний с жизнью является дидактическая игра «Магазин». Эту игру нужно проводить систематически. Наряду с игрой «Магазин» необходимо организовывать игры «Почта», «Поездка на транспорте».
Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме.
Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.
Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».
Используемая литература
1.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2013.
2. Перова М.Н.. Рабочая тетрадь по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2006
3. И.М. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике 6 класс.. М.: Просвещение.2009
4. Т.В. Алышева . Рабочая тетрадь по математике 7 класс - М.: Просвещение.2010
5.Т.В. Алышева Математика. Рабочая тетрадь по математике 8 класс - М.: Просвещение, 2010.
6 И.М. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике 9 класс. М.: Просвещение.2006.
7. Степурина С.Е. коррекционно-развивающие задания и упражнения. Математика. 5-9 классы - Волгоград, 2007.
8. Степурина С. Е. Математика 7 - 8 классы Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. (Коррекционное обучение)- Волгоград, 2008