12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина87
Россия, Ярославская обл., Петровское

Использование логотерапевтического аппарата БОС в практике логопеда с учащимися, имеющими ТНР

Речь является сложноустроенной функцией организма человека. Дыхание, голосообразование, речевой слух - взаимосвязанные процессы, участвующие в образовании речи. У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто это взаимосвязь нарушена. В ходе всестороннего обследования учащихся с ТНР выявляются такие особенности как: фонетические, фонематические, лексико – грамматические нарушения, поверхностное дыхание, особенности голосообразования, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, несформированность диафрагмально – релаксационного дыхания, логофобия и др.

Включение логотерапевтичеких сеансов на специализированном аппарате БОС в процесс логопедической работы с учащимися, имеющими ТНР, позволяет скорректировать нарушения речевой функции и нормализовать взаимодействие процессов, участвующих в образовании речи.

Логотерапевтический аппарат биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный аппарат, при котором от тела человека с помощью датчиков улавливаются сигналы ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания), отправляются в компьютерную программу и преобразуются на монитор в интуитивно понятные для пациента образы. Таким образом, предоставляется информация о функционировании органов и систем пациента. Наблюдая за данными, отображающимися на мониторе, под руководством логопеда, ученики изменяют работу собственного организма в нужном направлении.

Показания к посещению логотерапевтических сеансов по методу БОС:

Заикание, логоневрозы.

Нарушение темпа речи.

Дисграфии и дислексии.

Дислалии, дизартрии.

Функцианальные нарушения голоса.

Противопоказания:

Эпилепсия.

Повышенная судорожная готовность.

Вирусные заболевания.

Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.

Логотерапевтическая работа на аппарате БОС включает в себя 5 этапов

1 этап - диагностический 2 - 3 занятия

2 этап - подготовительный 7 - 9 занятий

3 этап - работа над основными компонентами речи (мягкой голосоподачи, правильной артикуляции) 8 - 10 занятий

4 этап - формирование навыков слитной плавной речи12 занятий

5 этап - заключительный 5 – 6 занятий

Количество полного курса составляет 34-40 занятий.

Время сеанса БОС длится от 5 мин. до 25 мин. Каждое занятие включает в себя 2 периода сменяющие друг друга: период отдыха и период работы. Каждый сеанс начинается с периода отдыха, в течение которого обучающийся просматривает выбранные им слайды в сопровождении спокойной, приятной музыки. Для младших школьников, кроме подборки тематических слайдов для данного периода, предусмотрены русские народные сказки. В периоды работы учащимся представлены зрительные сигналы обратной связи в игровых сюжетах, таких как «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы», «Открывание» и т.п., с помощью которых они учатся управлять своим дыханием, ведь только при плавном и более кратком вдохе, продолжительном выдохе, равномерно распределяемом воздухе, пчёлка отнесёт нектар от цветка в улей, забор откроется, а столбик выбранного цвета поднимется.


 Коррекционная работа в логотерапевтическом кабинете БОС невозможна без материально-технического обеспечения, а именно аппаратно-программного комплекса БОС, включающего в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков ЧСС, микрофон, методические рекомендации. Аппарат дорогостоящий, и его покупка становится проблемой для многих образовательных учреждений. Но включив логотерапевтический метод БОС в логопедическую работу, можно отметить, что данный подход перспективен, он дает возможность сократить сроки формирования правильного речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развития связной речи, обучения навыку чтения, а также оказывает помощь в развитии лексико – грамматического строя речи и положительно влияет на психоэмоциональное состояние учащихся.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.