Применение технологий «Использование логотерапевтического аппарата БОС в практике логопеда с учащимися, имеющими ТНР»
Использование логотерапевтического аппарата БОС в практике логопеда с учащимися, имеющими ТНР
Речь является сложноустроенной функцией организма человека. Дыхание, голосообразование, речевой слух - взаимосвязанные процессы, участвующие в образовании речи. У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто это взаимосвязь нарушена. В ходе всестороннего обследования учащихся с ТНР выявляются такие особенности как: фонетические, фонематические, лексико – грамматические нарушения, поверхностное дыхание, особенности голосообразования, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, несформированность диафрагмально – релаксационного дыхания, логофобия и др.
Включение логотерапевтичеких сеансов на специализированном аппарате БОС в процесс логопедической работы с учащимися, имеющими ТНР, позволяет скорректировать нарушения речевой функции и нормализовать взаимодействие процессов, участвующих в образовании речи.
Логотерапевтический аппарат биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный аппарат, при котором от тела человека с помощью датчиков улавливаются сигналы ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания), отправляются в компьютерную программу и преобразуются на монитор в интуитивно понятные для пациента образы. Таким образом, предоставляется информация о функционировании органов и систем пациента. Наблюдая за данными, отображающимися на мониторе, под руководством логопеда, ученики изменяют работу собственного организма в нужном направлении.
Показания к посещению логотерапевтических сеансов по методу БОС:
Заикание, логоневрозы.
Нарушение темпа речи.
Дисграфии и дислексии.
Дислалии, дизартрии.
Функцианальные нарушения голоса.
Противопоказания:
Эпилепсия.
Повышенная судорожная готовность.
Вирусные заболевания.
Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
Логотерапевтическая работа на аппарате БОС включает в себя 5 этапов
1 этап - диагностический 2 - 3 занятия
2 этап - подготовительный 7 - 9 занятий
3 этап - работа над основными компонентами речи (мягкой голосоподачи, правильной артикуляции) 8 - 10 занятий
4 этап - формирование навыков слитной плавной речи12 занятий
5 этап - заключительный 5 – 6 занятий
Количество полного курса составляет 34-40 занятий.
Время сеанса БОС длится от 5 мин. до 25 мин. Каждое занятие включает в себя 2 периода сменяющие друг друга: период отдыха и период работы. Каждый сеанс начинается с периода отдыха, в течение которого обучающийся просматривает выбранные им слайды в сопровождении спокойной, приятной музыки. Для младших школьников, кроме подборки тематических слайдов для данного периода, предусмотрены русские народные сказки. В периоды работы учащимся представлены зрительные сигналы обратной связи в игровых сюжетах, таких как «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы», «Открывание» и т.п., с помощью которых они учатся управлять своим дыханием, ведь только при плавном и более кратком вдохе, продолжительном выдохе, равномерно распределяемом воздухе, пчёлка отнесёт нектар от цветка в улей, забор откроется, а столбик выбранного цвета поднимется.
Коррекционная работа в логотерапевтическом кабинете БОС невозможна без материально-технического обеспечения, а именно аппаратно-программного комплекса БОС, включающего в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков ЧСС, микрофон, методические рекомендации. Аппарат дорогостоящий, и его покупка становится проблемой для многих образовательных учреждений. Но включив логотерапевтический метод БОС в логопедическую работу, можно отметить, что данный подход перспективен, он дает возможность сократить сроки формирования правильного речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развития связной речи, обучения навыку чтения, а также оказывает помощь в развитии лексико – грамматического строя речи и положительно влияет на психоэмоциональное состояние учащихся.