Статья «Использование мультимедийных многомерных инструментов учителя на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ МНОГОМЕРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кириллова О.С.
Профессор кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма, к.п.н., Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Волгограда
Полякова В.А.
Учитель начальных классов МОУ лицей №5 имени Ю.А. Гагарина, Россия, г. Волгоград
Осина Е.В.
Учитель начальных классов МОУ лицей №5 имени Ю.А. Гагарина, Россия, г. Волгоград
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных многомерных инструментов учителя начальных классов на уроках изобразительного искусства. Обсуждаются основные понятия «мультимедийные многомерные инструменты» и «интерактивные мультимедийные плакаты», их роль и потенциал в обучении младших школьников. Представлен опыт создания и использования интерактивных мультимедийных плакатов, как многомерных инструментов учителя начальной школы, для обучения изобразительному искусству школьников.
Ключевые слова: мультимедиа, дидактические многомерные инструменты, интерактивные плакаты, младшие школьники, обучение изобразительному искусству
В последние годы особую актуальность приобретает использование информационных и сетевых технологий при очном и дистанционном обучении младших школьников. Компьютер, как инструмент педагога, вышел за рамки обычного средства обучения, когда учитель демонстрировал мультимедийную презентацию в рамках объяснительно-иллюстративного метода обучения, и этот метод расценивался, как один из самых мощных и объективных факторов эволюции всех систем образования [1, 3]. При этом использование интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов играет важную роль при обучении изобразительному искусству, решающему основные задачи культурного, эстетического и творческого воспитания младших школьников. Подобные ресурсы помогают учителю поддерживать интерактивный диалог со школьниками, позволяют управлять их познавательной и творческой деятельностью.
Многие исследователи отмечают привлекательность экрана монитора, как объекта для современного младшего школьника. Но при создании интерактивных мультимедийных ресурсов важно уделять большое внимание качеству презентаций, в которых выделяются такие факторы, как окружающая обстановка и точка просмотра изображения, яркость, цвет, контраст и фон. Демонстрация на экране монитора мультимедийных ресурсов расширяет иллюстративный ряд содержания учебной программы, дополняет его работами отечественных и зарубежных мастеров, фотографиями художников, в интерактивной, наглядной и увлекательной форме, подаёт сведения о народном творчестве,ьмузеях мира, демонстрирует различные профессиональные техники создания рисунков и др. [1, 2].
Использование компьютерных и информационных технологий в учебном процессе привело к появлению огромного количества новых форм обучения, позволяющих повысить качество обучения. Также эффективно развивать школьников, сделать их аудиторную работу и самостоятельную деятельность более интересной, привлекательной [3]. Большим потенциалом в данном аспекте обладают мультимедийные многомерные инструменты учителя.
С опорой на исследования В.Э. Штейнберга, под мультимедийными многомерными инструментами учителя будем понимать мультимедийные образовательные ресурсы основой которых являются универсальные образно-понятийные модели с многомерным представлением информации, что позволяет анализировать на естественном языке получаемые знания во внешнем и внутреннем плане познавательной деятельности [4]. Выделим особо среди многомерных инструментов учителя интерактивные мультимедийные плакаты, под которыми будем понимать мультимедийные многофункциональные средства обучения, у которых учебная информация максимально визуализирована и наглядна, позволяющие многоуровнево работать с ними при первичной передаче информации учителем школьникам и при ее переработке и контроле знаний [2].
При разработке интерактивного мультимедийного плаката важно объединять его составляющие части в единое целое в рамках одного учебного раздела или темы, с использованием педагогических принципов, приёмов и способов, применимых по ходу обучения [5]. Технологии создания мультимедийных многомерных инструментов учителя могут реализоваться при помощи:
классических презентационных пакетов программ, например, MS PowerPoint, где информацию размещают на отдельных слайдах;
программ для создания видеопрезентаций в виде видеороликов;
интерактивных программ, с использованием обратной связи с учащимися изменяется структура подачи учебных материалов и типов информации;
сетевых сервисов для создания интерактивного мультимедийного контента, например, сервис Interacty (https://interacty.me/ru/).
Далее рассмотрим авторский интерактивный мультимедийный плакат для обучения изобразительному искусству во втором классе по теме «Реальность и фантазия» во второй четверти, программа Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяева и др. (рис. 1) Мультимедийный интерактивный плакат разрабатывался с помощью инструментов бесплатного графического редактора GIMP, презентационного пакета MS PowerPoint, бесплатных сетевых сервисов (УДОБА, H5P.org, learningapps.org и др.).
Рис.1. Структура интерактивного мультимедийного плаката
Интерактивный мультимедийный плакат создан для поддержки всех уроков данной темы. Он состоит:
из титульного слайда, на котором находятся интерактивные объекты и управляющие элементы для перехода на любые слайды в презентации;
управляющие элементы (например, значок с картинкой «лупы») для запуска триггеров, позволяющих сворачивать и разворачивать многомерные объекты на слайдах (рис.2);
кнопки для перехода по гиперссылкам и запуска интерактивных ресурсов плаката из других презентаций или сервисов в сети интернет;
интерактивных объектов, которые можно перетаскивать с помощью мыши или при работе на интерактивной доске (рис.3) и др.
Навигация плаката устроена так, чтобы можно было возвращаться на титульный слайд с любого слайда при помощи управляющего элемента (кнопки «домой», с изображением домика).
Интерактивный плакат позволяет учителю во время урока в классе или в режиме видеоконференции при удаленной работе организовать интерактивный диалог с учащимися в процессе анализа иллюстраций к русским народным сказкам при знакомстве с их авторами.
На картинки многих слайдов наложены интерактивные элементы, которые можно развернуть или свернуть с помощью управляющих кнопок (рис.2).
Рис. 2. Пример использования управляющих кнопок (триггеров) при демонстрации способов создания образов воображения агглютинации и заострения
При щелчке на кнопки с изображением лупы можно развернуть или свернуть часть картинки, демонстрирующей конструирование образа полудиковинных существ.
При работе с интерактивным плакатом реализуется переход на слайды плаката с опорными конспектами (в сжатом виде имеется информация о художниках-иллюстраторах и их работах), интерактивной лентой (с которой реализованы переходы на слайды с увеличенными изображениями и описанием работ художников-иллюстраторов, интерактивными тренажерами и заданиями (с дополнительными вопросами для анализа иллюстраций), видео сказок (к которым будут создаваться иллюстрации), галереей работ учащихся и др.
Большую роль для закрепления получаемой информации: о картинах известных художников-иллюстраторов и их авторах, о различных художественных приемах, об инструментах художника, о создании рукописных книг и многом другом играют интерактивные тренажеры. Интерактивные тренажеры позволяют не только показывать правильные ответы или подсказки во время работы учащихся, но и переносить различные информационные объекты на экране, при этом если ответ был неверным – объекты возвращаются на свое место.
Далее рассмотрим подробнее тренажеры с использованием макросов в MS PowerPoint для настройки реакции при переносе объектов на слайде. Когда объект перенесен правильно - он остается на месте, а если неправильно – убегает на свое первоначальное место.
На рисунке 3 представлены примеры перехода с титульной страницы к интерактивным тренажерам, позволяющим на интерактивной доске закрепить у учащихся полученные знания о иллюстрациях и их авторах. В процессе творческой деятельности подобные тренажеры помогают младшим школьниками запоминать фотографии, фамилии и имена известных художников-иллюстраторов, соотносить с ними иллюстрации сказок и др.
Рис. 3. Пример перехода к интерактивным тренажерам
Для создания подобных тренажеров учителю не нужны знания программирования, он может просто использовать имеющиеся в сети интернет шаблоны с макросом Drag-and-drop для добавления возможности переноса объектов на слайде презентации, настройки различных действий с ними в режиме демонстрации (например, скачать шаблоны с сайта http://didaktor.ru/drag-and-drop-potryasayushhie-usovershenstvovaniya).
Основываясь на опыте применения в начальной школе интерактивных мультимедийных плакатов на уроках изобразительного искусства можем сделать выводы, что их использование позволяет повысить качество обучения за счет ускорения темпа урока, увеличения интереса и мотивации школьников, большой мобильности использования различных видов наглядности и интерактивных заданий, высокой усвояемости учебного материала при интерактивном взаимодействии с учащимися на уроке.
В заключении отметим, что интерактивные плакаты, как мультимедийные многомерные инструменты учителя, могут эффективно применяться не только на уроках изобразительного искусства, но и в разных спектрах учебных предметов начальной школы.
Список литературы:
1. Дмитренко О.В. Использование передовых технологий обучения при подготовке будущих специалистов в области художественного образования // Преподаватель XXI век. 2009. № 2-1. С. 75-79.
2. Кириллова О.С., Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Методические особенности использования мультимедийных интерактивных плакатов как многомерных дидактических инструментов при обучении иллюстрированию сказочной литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 6(129). С. 40-46.
3. Сергеев А.Н., Куликова Н.Ю., Цымбалюк Г.В. Использование сервисов видеоконференций в сетевых образовательных сообществах: теория и опыт реализации при обучении информатике // Информатика и образование. 2020. № 7(316). С. 47-54.
4. Штейнберг В.Э., Мустаев А.Ф. Основания графической реализации логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 46-76.
5. Online learning of computer science to schoolchildren using interactive educational posters / N. Y. Kulikova, A. N. Sergeev, E. V. Danilchuk, A. V. Lukicheva // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, TELE 2021 : 1, Lipetsk, 24–25 июня 2021 года. – Lipetsk, 2021. – P. 315-320.