12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Полякова Валерия Александровна37 Учитель начальных классов и учитель изобразительного искусства. Опыт работы 5 лет. Россия, Волгоградская обл., Волгоград |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ МНОГОМЕРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ МНОГОМЕРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кириллова О.С.
Профессор кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма, к.п.н., Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Волгограда
Полякова В.А.
Учитель начальных классов МОУ лицей №5 имени Ю.А. Гагарина, Россия, г. Волгоград
Осина Е.В.
Учитель начальных классов МОУ лицей №5 имени Ю.А. Гагарина, Россия, г. Волгоград
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных многомерных инструментов учителя начальных классов на уроках изобразительного искусства. Обсуждаются основные понятия «мультимедийные многомерные инструменты» и «интерактивные мультимедийные плакаты», их роль и потенциал в обучении младших школьников. Представлен опыт создания и использования интерактивных мультимедийных плакатов, как многомерных инструментов учителя начальной школы, для обучения изобразительному искусству школьников.
Ключевые слова: мультимедиа, дидактические многомерные инструменты, интерактивные плакаты, младшие школьники, обучение изобразительному искусству
В последние годы особую актуальность приобретает использование информационных и сетевых технологий при очном и дистанционном обучении младших школьников. Компьютер, как инструмент педагога, вышел за рамки обычного средства обучения, когда учитель демонстрировал мультимедийную презентацию в рамках объяснительно-иллюстративного метода обучения, и этот метод расценивался, как один из самых мощных и объективных факторов эволюции всех систем образования [1, 3]. При этом использование интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов играет важную роль при обучении изобразительному искусству, решающему основные задачи культурного, эстетического и творческого воспитания младших школьников. Подобные ресурсы помогают учителю поддерживать интерактивный диалог со школьниками, позволяют управлять их познавательной и творческой деятельностью.
Многие исследователи отмечают привлекательность экрана монитора, как объекта для современного младшего школьника. Но при создании интерактивных мультимедийных ресурсов важно уделять большое внимание качеству презентаций, в которых выделяются такие факторы, как окружающая обстановка и точка просмотра изображения, яркость, цвет, контраст и фон. Демонстрация на экране монитора мультимедийных ресурсов расширяет иллюстративный ряд содержания учебной программы, дополняет его работами отечественных и зарубежных мастеров, фотографиями художников, в интерактивной, наглядной и увлекательной форме, подаёт сведения о народном творчестве,ьмузеях мира, демонстрирует различные профессиональные техники создания рисунков и др. [1, 2].
Использование компьютерных и информационных технологий в учебном процессе привело к появлению огромного количества новых форм обучения, позволяющих повысить качество обучения. Также эффективно развивать школьников, сделать их аудиторную работу и самостоятельную деятельность более интересной, привлекательной [3]. Большим потенциалом в данном аспекте обладают мультимедийные многомерные инструменты учителя.
С опорой на исследования В.Э. Штейнберга, под мультимедийными многомерными инструментами учителя будем понимать мультимедийные образовательные ресурсы основой которых являются универсальные образно-понятийные модели с многомерным представлением информации, что позволяет анализировать на естественном языке получаемые знания во внешнем и внутреннем плане познавательной деятельности [4]. Выделим особо среди многомерных инструментов учителя интерактивные мультимедийные плакаты, под которыми будем понимать мультимедийные многофункциональные средства обучения, у которых учебная информация максимально визуализирована и наглядна, позволяющие многоуровнево работать с ними при первичной передаче информации учителем школьникам и при ее переработке и контроле знаний [2].
При разработке интерактивного мультимедийного плаката важно объединять его составляющие части в единое целое в рамках одного учебного раздела или темы, с использованием педагогических принципов, приёмов и способов, применимых по ходу обучения [5]. Технологии создания мультимедийных многомерных инструментов учителя могут реализоваться при помощи:
классических презентационных пакетов программ, например, MS PowerPoint, где информацию размещают на отдельных слайдах;
программ для создания видеопрезентаций в виде видеороликов;
интерактивных программ, с использованием обратной связи с учащимися изменяется структура подачи учебных материалов и типов информации;
сетевых сервисов для создания интерактивного мультимедийного контента, например, сервис Interacty (
Далее рассмотрим авторский интерактивный мультимедийный плакат для обучения изобразительному искусству во втором классе по теме «Реальность и фантазия» во второй четверти, программа Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяева и др. (рис. 1) Мультимедийный интерактивный плакат разрабатывался с помощью инструментов бесплатного графического редактора GIMP, презентационного пакета MS PowerPoint, бесплатных сетевых сервисов (УДОБА,
Рис.1. Структура интерактивного мультимедийного плаката
Интерактивный мультимедийный плакат создан для поддержки всех уроков данной темы. Он состоит:
из титульного слайда, на котором находятся интерактивные объекты и управляющие элементы для перехода на любые слайды в презентации;
управляющие элементы (например, значок с картинкой «лупы») для запуска триггеров, позволяющих сворачивать и разворачивать многомерные объекты на слайдах (рис.2);
кнопки для перехода по гиперссылкам и запуска интерактивных ресурсов плаката из других презентаций или сервисов в сети интернет;
интерактивных объектов, которые можно перетаскивать с помощью мыши или при работе на интерактивной доске (рис.3) и др.
Навигация плаката устроена так, чтобы можно было возвращаться на титульный слайд с любого слайда при помощи управляющего элемента (кнопки «домой», с изображением домика).
Интерактивный плакат позволяет учителю во время урока в классе или в режиме видеоконференции при удаленной работе организовать интерактивный диалог с учащимися в процессе анализа иллюстраций к русским народным сказкам при знакомстве с их авторами.
На картинки многих слайдов наложены интерактивные элементы, которые можно развернуть или свернуть с помощью управляющих кнопок (рис.2).
Рис. 2. Пример использования управляющих кнопок (триггеров) при демонстрации способов создания образов воображения агглютинации и заострения
При щелчке на кнопки с изображением лупы можно развернуть или свернуть часть картинки, демонстрирующей конструирование образа полудиковинных существ.
При работе с интерактивным плакатом реализуется переход на слайды плаката с опорными конспектами (в сжатом виде имеется информация о художниках-иллюстраторах и их работах), интерактивной лентой (с которой реализованы переходы на слайды с увеличенными изображениями и описанием работ художников-иллюстраторов, интерактивными тренажерами и заданиями (с дополнительными вопросами для анализа иллюстраций), видео сказок (к которым будут создаваться иллюстрации), галереей работ учащихся и др.
Большую роль для закрепления получаемой информации: о картинах известных художников-иллюстраторов и их авторах, о различных художественных приемах, об инструментах художника, о создании рукописных книг и многом другом играют интерактивные тренажеры. Интерактивные тренажеры позволяют не только показывать правильные ответы или подсказки во время работы учащихся, но и переносить различные информационные объекты на экране, при этом если ответ был неверным – объекты возвращаются на свое место.
Далее рассмотрим подробнее тренажеры с использованием макросов в MS PowerPoint для настройки реакции при переносе объектов на слайде. Когда объект перенесен правильно - он остается на месте, а если неправильно – убегает на свое первоначальное место.
На рисунке 3 представлены примеры перехода с титульной страницы к интерактивным тренажерам, позволяющим на интерактивной доске закрепить у учащихся полученные знания о иллюстрациях и их авторах. В процессе творческой деятельности подобные тренажеры помогают младшим школьниками запоминать фотографии, фамилии и имена известных художников-иллюстраторов, соотносить с ними иллюстрации сказок и др.
Рис. 3. Пример перехода к интерактивным тренажерам
Для создания подобных тренажеров учителю не нужны знания программирования, он может просто использовать имеющиеся в сети интернет шаблоны с макросом Drag-and-drop для добавления возможности переноса объектов на слайде презентации, настройки различных действий с ними в режиме демонстрации (например, скачать шаблоны с сайта
Основываясь на опыте применения в начальной школе интерактивных мультимедийных плакатов на уроках изобразительного искусства можем сделать выводы, что их использование позволяет повысить качество обучения за счет ускорения темпа урока, увеличения интереса и мотивации школьников, большой мобильности использования различных видов наглядности и интерактивных заданий, высокой усвояемости учебного материала при интерактивном взаимодействии с учащимися на уроке.
В заключении отметим, что интерактивные плакаты, как мультимедийные многомерные инструменты учителя, могут эффективно применяться не только на уроках изобразительного искусства, но и в разных спектрах учебных предметов начальной школы.
Список литературы:
1. Дмитренко О.В. Использование передовых технологий обучения при подготовке будущих специалистов в области художественного образования // Преподаватель XXI век. 2009. № 2-1. С. 75-79.
2. Кириллова О.С., Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Методические особенности использования мультимедийных интерактивных плакатов как многомерных дидактических инструментов при обучении иллюстрированию сказочной литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 6(129). С. 40-46.
3. Сергеев А.Н., Куликова Н.Ю., Цымбалюк Г.В. Использование сервисов видеоконференций в сетевых образовательных сообществах: теория и опыт реализации при обучении информатике // Информатика и образование. 2020. № 7(316). С. 47-54.
4. Штейнберг В.Э., Мустаев А.Ф. Основания графической реализации логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 46-76.
5. Online learning of computer science to schoolchildren using interactive educational posters / N. Y. Kulikova, A. N. Sergeev, E. V. Danilchuk, A. V. Lukicheva // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, TELE 2021 : 1, Lipetsk, 24–25 июня 2021 года. – Lipetsk, 2021. – P. 315-320.