12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Ивановна1470
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. Стаж педагогической деятельности более 40 лет.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС»
12

Использование проектного метода в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

ФИО: Марценковская Нина Ивановна, музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №161» г. Перми

Тема доклада: «Использование проектной системы обучения в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В ФГОС ДО особое место отводится созданию условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, соответствующим возрасту видам деятельности. Проектирование - один из путей привлечения широкого круга заинтересованных лиц к обновлению содержания и повышения качества образования в соответствии с ФГОС.

Знания, приобретённые детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. Наиболее широким определением этого понятия является определение Уильяма Килпатрика: «проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью».

В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием.

Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи. В период работы над проектом у воспитанников происходит интеграция между общими способами решения разнообразных учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Другими словами можно сказать, что выбранная тема «проецируется» на все пять образовательных областей, предлагаемых стандартом. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Проект, а, следовательно, и проектирование всегда направлены на решение какой – либо практической задачи.

Разработка проекта – дело творческое и всегда предполагает создание некоего продукта. Специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие детей форм проектирования. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Если работа музыкального руководителя с воспитателями строится на доверительных отношениях сотрудничества и совместного творчества, то проблем в привлечении родителей к жизни детского сада не возникает. Главное, чтобы была интересная идея, творческие проекты, которые смогли бы объединить детей, педагогов и родителей в их осуществлении.

Так, принимая участие в краткосрочном творческом проекте, посвящённом Дню Матери «Самые лучшие мамы на свете», дети подготовительных групп составляли рассказы о маме, записали на видео интервью о маме. В проект активно включились родители воспитанников, их силами была организована выставка поделок «Мамины руки не знают скуки». Папы помогли организовать фотовыставку «Я и мама». Дети приняли участие в выставке рисунков с портретами мам. Был проведён совместный детско-родительский праздник «Самые лучшие мамы на свете!»

Дети средних групп участвовали в краткосрочном проекте «Родные люди», посвящённом празднику День пожилого человека. В рамках педагогического проекта были проведены беседы с детьми о пожилых людях, их заботах, о значении праздника. Дети разучивали песни, стихи, танцы, посвящённые бабушкам и дедушкам, готовили подарки своими руками. Был проведён весёлый, совместный празднично-игровой досуг «Вместе с бабушкой и дедушкой». Дети и взрослые учились взаимодействовать друг с другом, вместе проводя досуг в играх, конкурсах, погружаясь в доброжелательную атмосферу праздника. Установились тёплые и дружеские отношения между детьми и старшим поколением семей.

Участвуя в краткосрочном познавательно-творческом проекте «Масленицу встречаем», дети получили знания о традициях празднования широкой масленицы, о русских народных обрядах, разучили календарные масленичные песни, народные игры, хороводы весенне-зимнего содержания. В результате проекта была создана радостная атмосфера приобщения детей к народному празднику. Были организованы выставки бумажных кукол-маслениц, рисунков, посвящённые проводам зимы и встрече весны. Дети лепили, рисовали, создавали модели из бросового материала, посвящённые Масленице, её символу – блинам, совместно с родителями создали книгу рецептов блинов. Младшие дети погрузились в атмосферу народного гуляния вместе со старшими детьми, вместе с ними играли, плясали - учились взаимодействовать друг с другом. Проживая каждый день Масленицы, который был окрашен для детей по-особому, они узнали через игру, взаимодействие с родителями и педагогами значение, смысл каждого дня масленичной недели. Итогом проектной деятельности стало праздничное мероприятие «Встреча Масленицы». Все дети приобрели прекрасный опыт социально-коммуникативного общения.

В апреле был организован информационно-практико-ориентированный коллективный проект с элементами творчества «Космонавтом стать хочу, на ракете полечу…» для всех дошкольных групп ДОО. В результате данной проектной деятельности были систематизированы знания детей о профессии космонавта, отечественной истории освоения космического пространства, планетах Солнечной системы, о первом полёте Ю.А. Гагарина в космос. В группах были созданы альбомы рассказов детей с рисунками «Встреча с инопланетным другом»; книжки-малышки «Стихи о планетах». В подготовительной группе совместно с родителями был создан макет «Космическая фантазия» в виде конструкции из лего и бросового материала для обыгрывания детьми в сюжетно-ролевой игре «Путешествие на космическую станцию», составления творческих рассказов. Прошёл цикл праздничных мероприятий, посвящённых Дню космонавтики.

В прошлом учебном году мы с детьми старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами принимали участие в разработанном нами проекте «И помнит мир спасённый», посвящённом празднованию 74 годовщины со Дня Победы. В рамках проекта были проведены консультации с родителями о совместном поиске с детьми информации о родственниках - ветеранах ВОВ для участия в общероссийском проекте «Бессмертный полк». Были организованы с детьми беседы «Что мы знаем о Великой Отечественной Войне?», «Ветераны нашего города и района», «Почему нужна песня на войне?»; оформлены тематические выставки детских рисунков, детско-родительского творчества, посвящённого Дню Победы, НОД «Этот день мы приближали, как могли…». На занятиях был разучен музыкальный и литературный материал; подготовлены концертные номера. Дети знакомились с детской литературой, рассказами о войне, познакомились с пермской поэтессой Н. Костиной и её поэмой, посвящённой Великой Отечественной войне. На совместных КОП (краткосрочных образовательных практиках) были изготовлены поздравительные открытки для ветеранов. Дети участвовали в возложении цветов к мемориальному комплексу, посвящённому героям ВОВ. Замечательной идеей стало приглашение ветеранов педагогического труда на празднование Дня Победы вместе с детьми и педагогами детского сада. Встреча получилась очень тёплой, яркой и торжественной. В концерте приняли участие все дети старших и подготовительной групп, родители вместе с детьми, школьники - бывшие выпускники нашего детского сада, педагоги ДОО. Продолжилась встреча чаепитием, организованным нами для ветеранов в музыкальном зале. Мы получили много замечательных отзывов от наших гостей. Одним из самых значимых результатов этого проекта стала благодарность родителей и старшего поколения семей, которые вместе с детьми углубились в поиски материалов о своих родственниках – участников ВОВ. Дети получили прекрасный опыт социализации, погружения в историю своей страны.

В течение всего учебного года дети были вовлечены в творческий долгосрочный проект «Театральная палитра». В результате проектной деятельности были организованы для детей практическая мастерская по изготовлению афиш и билетов, различных макетов сказок; открытые показы сюжетно-ролевой игры в театр с приглашением малышей в группу или в музыкальный зал, превращающихся в театральный зал. В результате реализации проекта через совместную театрализованную деятельность, постановку разных, доступных по возрасту и содержанию сказок, дети расширили свои познания о театральных профессиях, закрепили навыки диалогической и монологической речи, развили навыки коммуникативного общения.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял своё достойное место в системе дошкольного образования.

Использование проектной системы обучения в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет:

- значительно повысить самостоятельную активность детей,

- развить их творческое мышление,

- умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении,

- использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Метод проектов способствует:

- развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса;

- личностному развитию воспитанников;

- обеспечению качественных результатов педагогической деятельности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


Список литературы

Оберемок С.М. «Метод проектов в дошкольном образовании», Новосибирск 2009

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. Москва – «Мозаика-Синтез», 2008 г.

«Педагогика детства: из прошлого в будущее. Инновации в дошкольном воспитании». Санкт-Петербург, 2011 г. Статья «Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада» В.И.Ребровой.

​​​​​​​Проект на «5», Е.Л.Норкина, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Интернет источник: https://tues.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-po-fgos-dlya-chego-ona/


Опубликовано в группе «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.