12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ширшова Нина Ивановна244
Россия, Самарская обл., с.Подбельск

Использование проектной деятельности в социализации детей интеллектуальными нарушениями.

Ширшова Н. И.

воспитатель ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Ребенок с проблемами в развитии нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

Поэтому с целью максимально возможной социальной реабилитации и интеграции в общество детей с интеллектуальными нарушениями в настоящее время возникает необходимость создания дополнительных возможностей для более полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, для того чтобы они могли выдержать конкуренцию со своими нормально развивающимися сверстниками и решить проблему дальнейшего трудоустройства.

Мой опыт работы воспитателя показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает учеников, но столкнувшись с трудностями, с однообразием деятельности, ученик постепенно теряет интерес к познанию и желание учиться. Это характерно для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Учёба должна быть не ради оценки, она должна, прежде всего, приносить радость самому ученику. Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к знаниям, которая присуща, к сожалению, не многим ученикам с интеллектуальными нарушениями?

Решение одно: поиск новых форм и методов обучения. Так в моей деятельности воспитателя появился «метод проектов». Он позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более интересным и увлекательным, применить на практике знания, полученные на уроках.

Для реализации метода проектов необходимо наличие проблемы, понятной воспитанникам. Учитывая специфику интеллектуальных нарушений, проблема должны быть реальной, жизненно важной и значимой. Каждый участник проектной деятельности должен понимать, что для решения поставленной проблемы необходимы определенные знания и умения. Задача руководителя проекта (педагога) - подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников), организовать отработку умений. Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Несколько лет назад, начиная использовать метод проектирования, я проанализировала уровень мыслительной деятельности воспитанников моей группы по следующим показателям:

-способность обнаружить, понять проблему;

-способность ставить задачу;

-способность планировать свои действия;

-способность оценивать ситуацию;

-способность находить решение.

Результаты показали, что значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, её обработке, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.

За эти годы мы с ребятами реализовали более 10 проектов различной направленности и продолжительности: «В гости к Масленице», «Золотая хохлома», «Школьный двор - моя страна», «Ах, картошка» и др. Я наблюдала изменения, происходящие с ребятами. Они становились более самостоятельными в принятии решений, более критичными к результатам своего труда. Работая в группе, учились общаться друг с другом, с товарищами из других групп и «чужими» взрослыми. При этом логопед школы-интерната отмечал улучшение качества речи, потому что, общаясь с разными людьми, ребята старались говорить внятно и красиво. Учителя отмечали у участников проектной деятельности всплеск познавательной

активности, ответственное отношение к выполнению учебных заданий, улучшение качества их выполнения.

Если вначале инициатива исходила, в основном, от меня, то к восьмому классу ребята сами начали предлагать осуществить очень интересные и полезные проекты. Так возникла идея проекта «Школьный двор – моя страна».

Придя с очередных летних каникул, один из подростков поделился своими впечатлениями о красоте парка, в котором побывал с родителями. На прогулке мы критично осмотрели школьный двор и задумали преобразить его к следующему сезону.

Работа над преобразованием пришкольного участком началась с размышлений о том, что в итоге хочется увидеть на месте редкого газона и чахлых кустов. Обсудив данную тему на занятиях, выслушав мнения и предложения одноклассников, мы получили четкое представление о будущем пришкольном участке. Он должен быть комфортным, ярким за счет цветов и растений.

В октябре мы начали реализовывать проект «Школьный двор – моя страна».

Цель: благоустроить и озеленить цветочную клумбу, используя элементы ландшафтного дизайна.

Задачи:

1. Изучить имеющийся опыт по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект школьной клумбы.

2. Организовать работу по созданию школьной клумбы:

2.1. Обследовать состояние участка.

2.2. Разработать эскизное проектирование цветочной клумбы.

2.3. Осуществить план на практике весной.

3. Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.

4. Воспитывать экологическую культуру.

5. Развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории.

Предстояла большая и долгая работа, поэтому было решено, на подготовительном этапе распределить нагрузку между следующими группами:

Первой группе предстояло подобрать образцы оформления клумб. Участники этой группы погрузились в изучение ландшафтного дизайна , описали наиболее распространенные стили: регулярный, итальянский, голландский, сельский, пейзажный, японский сад, сезонные цветники, бордюры, рабатки, газон, декоративная живая изгородь, альпийская горка.

Вторая группа изучала климатические условия местности. Ребята консультировались с учителем географии, беседовали с местными жителями о том, какие растения лучше выращивать, в какие сроки они цветут.

Третья группа должна была подобрать растения для оформления пришкольного участка, определить агротехнические приемы выращивания

растений. Клумба должна цвести «от снега до снега», с мая по октябрь. Нужно было учесть возможные болезни и вредителей цветочных культур. Ребята обратились за помощью к учителю биологии и местным жителям.

Четвёртой группе предстояло определить место для будущих клумб, выполнить чертёж участка. Пришлось вспомнить уроки «Окружающего мира» и географии, чтобы сориентировать на местности и выбрать участок, наиболее освещаемый и защищенный от ветра.

Пятая группа – это экспедиторы. Ребята добывали семена и посадочный материал. Они обратились за помощью к администрации сельского поселения, к директору интерната, к родителям, к местным жителям. Вот где пригодился наработанный раньше опыт общения. Осенью мальчики готовили место под цветники (Рисунок 1, 2):

t1631282599aa.gif t1631282599ab.gif

Рисунок 1 Рисунок 2

К реализации проекта были подключены и учителя трудового обучения, под руководством которых мальчики изготовили ящики для посева рассады, а девочки сшили мешочки для хранения семян.

Зимой в интернате среди учащихся старших классов прошёл конкурс эскизов (Рисунок 3, 4, 5, 6) на лучшую цветочную клумбу:

t1631282599ac.gif t1631282599ad.gif

Рисунок 3 Рисунок 4

t1631282599ae.gift1631282599af.gif

Рисунок 5 Рисунок 6

Были рассмотрены эскизы каждого ученика. Ребята рассказывали о том, какими они хотели видеть будущие клумбы, какие посадить цветы. Выслушав мнение всех ребят, непосредственные исполнители проекта решили разбить две клумбы прямоугольной формы. Расположены они будут симметрично. Используя природный камень, в центре каждой клумбы было решено сделать «озеро», в котором будут плавать лебеди, выполненные из автомобильных покрышек. По «берегам озера» - ирис, а вокруг – красные георгины, по углам клумб - петуния в вазонах из автомобильных покрышек, по периметру клумбы - низкорослые бархатцы жёлтого цвета. Это своего рода окантовка клумбы. Внутреннюю часть клумбы решили разделить на треугольники, которые могут быть засажены различными однолетниками.

В марте занялись выращиванием рассады цветов. Учились ухаживать за ней: поливать, подкармливать, следили за освещением и температурой почвы и воздуха. Когда у сеянцев появились по 2 пары листьев, мы стали их пикировать и высаживать в контейнеры с землёй , ухаживать за ними согласно агротехническим приёмам выращивания растений , которые изучили и рассказали ребята третьей группы

Пока рассада росла, мы изготовили декоративные элементы из бросового материала: 2 лебедя, и вазоны для петуньи.

В апреле мы занялись оформлением наших клумб: расположили декоративные элементы, посадили цветы в грунт. Теперь перед нами встала ещё одна задача - уход за цветами: поливка, прополка, рыхление. Во время летних каникул ребята, живущие в самом селе, приходили поливать и рыхлить клумбы.

На наш взгляд проект удался. Результатами работы довольны все. Теперь – это самое красивое место для отдыха детей (Рисунок 7, 8). Здесь нравится не только ученикам, но и ребятишкам – дошкольникам, которые приходят на площадку вместе со своими воспитателями. Многие взрослые люди, проходя мимо, обязательно заглядывают, чтобы полюбоваться нашей красотой (Рисунок 9, 10). И обязательно все фотографируются на фоне наших клумб: учащиеся, родители, гости.

t1631282599ag.gif t1631282599ah.gif

Рисунок 7 Рисунок 8


t1631282599ai.gif t1631282599aj.gif

Рисунок 9 Рисунок 10

Применяя метод проектов в практике своей работы в течение нескольких лет, пришла к выводу, что использование проектной деятельности в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями возможно с корректирующей помощью педагога.

Опыт внедрения проектного метода в практику работы показал, что:

в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества учебно-воспитательного процесса;

проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу обучения, поскольку позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу;

развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности;

способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать;

воспитывает уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду, целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность с учащимися с интеллектуальными нарушениями необходима, возможна, эффективна для развития детей и способствует их успешной адаптации в социуме.

Список литературы

1. Брунов Б. П. /Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Учебное пособие. Красноярск-2006 г .

2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. /Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования / - Самара, Издательство «Учебная литература, 2006 г.

3. Маллер А. Р. /Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие /- М. [б.и.], 2000 г.

4. Петрова В. Г., Белякова И. В./ Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002 г.

5. Пахомова, Н. Ю. /Метод учебного проекта в образовательном учреждении / - М.: [б.и.], 2005 г.

6. Сергеев И. С. /Как организовать проектную деятельность учащихся/ - М., 2006 г.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ковалева Галина Валентиновна, 20.09.21 в 13:22 1Ответить Пожаловаться
ПОЗДРАВЛЯЮ с ПОБЕДОЙ!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.