12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Воронина Анна3817 Россия, Нижегородская обл., Бор Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Использование сказки на занятиях логопеда
Использование сказочного сюжета на занятиях логопеда
Воронина Анна Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №25 «Ягодка» г.о.г.Бор Нижегородской области
С каждым годом выявляется все больше детей с теми или иными речевыми нарушениями. Это связано с самыми разнообразными факторами: от экологии и питания, до повсеместного использования современных электронных гаджетов.
Коррекция речевого развития в частности, как и коррекция развития ребенка в целом, процесс очень длительный и трудный. Он требует от ребенка многократного повторения одних и тех же однотипных упражнений. Это очень затруднительно для ребенка, имеющего особенности развития, так как кроме речевых нарушений такие дети имеют недоразвитие всех высших психических функций. У таких детей имеются проблемы с вниманием, как с удержанием внимания на предложенном задании, так и с переключаемостью внимания с одного действия на другое. Наблюдается и снижение объема памяти, как визуальной так и слуховой, краткосрочной и долгосрочной.
По всем этим причинам специалистам (логопедам и дефектологам) приходится искать способы удержать внимание ребенка на предлагаемых заданиях и упражнениях. Одним из таких приемов является сказка. При этом можно использовать в занятии как сюжет самой сказки, так и образ любимого детьми сказочного героя.
Например, при автоматизации звука «Л» можно использовать сюжет русской народной сказки «Колобок»: …покатиЛся КоЛобок по дорожке и встретил ВоЛка. Волк предлагает ребенку выполнить задание (разложить предметы в зависимости от положения звука в слове). Потом Колобок встретит Лося, Белку и, конечно же, Лису. От выполнения заданий будет зависеть, съедят ли Колобка встреченные животные. А еще ребенок «догадается», какие изменения произошли в предложенной сказке, исправит допущенные ошибки, расскажет сказку правильно, что сыграет роль в развитии связной речи. Повторяемость сюжета и слов в сказке положительно влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка. Ему легче и проще повторить несколько раз одни и те же слова (песенку Колобка), обращая при этом внимание на правильность произношения трудного звука. А, целенаправленно допущенные педагогом, ошибки в сюжете помогут удержать внимание ребенка на содержании занятия.
А вот пример универсального занятия: Задания ребенку будут предлагаться от имени любимого сказочного героя. Такими героями сегодня становятся персонажи мультфильмов: принцессы Анна или Эльза, трансформеры, щенки из патруля и т.д. Для такого занятия достаточно использовать изображение героя и вести занятие от его имени.
Сегодня у нас в гостях на занятии ТРоль Розочка. Розочка собирает букеты цветов на праздник. Разложи цветы в зависимости от расположения звука «Р» на картинке.
Дети постарше могут сами участвовать в сочинении сказки, что требует больших усилий. Придумать что-то новое, интересное – это очень трудная задача для детей с общим недоразвитием речи. И опять на помощь приходит сказка. Выбираем картинки наугад (из волшебного мешочка или сундучка) и сочиняем, что же произошло с нашим персонажем.
Например, Тролю Розочке достались из волшебного мешочка карточки с изображением Трубы и Дракона: Розочка играла на трубе Дракону колыбельную песню. А если до этого было начало «Жили-были…», то вполне может получиться новая авторская сказка. Такую сказку можно записать, а ребенку дать домой задание, нарисовать к сказке картинки. Выполняя такое задание, ребенок не только сказку вспомнит и перескажет маме и папе, но и повторит все, или почти все, задания занятия.