Использование технологии интеллект-карт при обучении младших школьников с задержкой психического развития
Использование технологии интеллект – карт при обучении младших школьников с задержкой психического развития
О технологии интеллект – карт я случайно узнала в интернете и сразу заинтересовалась. Собирая информацию воедино, я начала пробовать применять данную технологию на уроках. Немного позже, неоценимый вклад в мои наработки внесла книга Ренаты Кирилиной и Сергея Кирилина «Интеллект – карта от А до Я».
Итак, что же это за технология? Затронем немного историю. Концепция карт основана на теории Дэвида Осубела. В 60-е годы теорию развил профессор Джозеф Новак. Он разработал правила создания концепт – карт. Дальнейшее развитие теория получила благодаря Тони Бьюзену. В книге «Работай головой» он описал метод ментальных карт MindMaps. В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие. Существует множество вариантов перевода термина MindMaps. Возможно, вы слышали некоторые из них, например, ментальные карты, карты ума, карты мозга, карты памяти. Мы с детьми называем их: карты – помощницы.
Есть ли какие-то правила для составления интеллект – карт? Рената Кирилина в своей книге предлагает пять главных правил:
- Цвет. Интеллект – карта обязательно рисуется в разных цветах. Каждая ветка – в новом цвете.
- Иллюстрации. Важно использовать графические образы.
- Разная толщина и плавность линий.
- Печатные буквы. И мало текста. Только важные якорные (главные) слова.
- Необходимо считать количество элементов в интеллект – карте.
Обобщим эти правила. Для создания интеллект карты лист размещаем горизонтально, в центре пишем (или обозначаем схематически, зарисовываем) основное понятие. От центрального образа рисуем линию. Она плавная, толстая, сужающаяся на конце. Линии следует рисовать изогнутыми и плавными, размещая при этом максимум одно слово на линии. Так информация не перегрузит карту и ее будет легче запомнить. Линии подраздела выходят из одного узла, так карта будет более понятной. Важно, чтобы линии, выходящие из одной точки, были одного цвета. При этом на следующем уровне цвет линий можно и даже рекомендуется изменить. Но все линии одного уровня обязательно должны быть одного цвета. В интеллект – карте очень полезно использовать дополнительные значки, которые помогут информации приобрести эмоциональный окрас – пиктограммы. Известно, что визуальная информация запоминается лучше, чем текст. Значки, схемы, смайлики, рисунки повышают качество восприятия и запоминания интеллект – карты. К тому же использование пиктограмм облегчает работу в 1 классе, когда дети еще не читают и не пишут. Когда карта готова, обязательно считаете количество элементов, особенно, входящих в центральную часть схемы. Такой подсчет позволяет позже восстановить информацию, о которой вы могли забыть.
На каких этапах урока можно использовать эту технологию? Я использую ее на любых этапах урока. На уроках обучения грамоте, окружающего мира, чтении, ИЗО, трудовом обучении применяю на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе рефлексии. На фрагменте одного из уроков обучения грамоте хочу показать вам, как я учила детей составлять интеллект – карту.
- Ребята, на доске вы видите картинки с предметами. Давайте назовем эти предметы. (Дети называют: свёкла, апельсин, айва, баклажан, лук, ананас, картофель, абрикос).
- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Фрукты, овощи.)
(Дети выходят к доске и распределяют картинки с предметами на 2 группы)
- Ребята, рассмотрите внимательно все фрукты. Что общего во всех этих словах? (Они начинаются со звука [а])
- Кто знает, какой буквой обозначается звук [а]?
(некоторые дети сталкиваются с проблемой, так как не знают этой буквы, некоторые дети называют букву А)
- Кто может назвать тему нашего урока? (Звук [а] и буквы А,а)
- Какие цели мы должны достигнуть к концу урока? (Выделять в словах звук [а]; давать характеристику звуку [а]; узнаем, какой буквой обозначается.)
(Формулировать цель помогает учитель, а на слайде подсказка в виде вопросов.)
- Кто может найти и показать букву А в алфавите? (находят и показывают)
- Ребята, у вас на парте лежат карточки – помощницы. В центре какая буква напечатана? Давайте раскрасим букву А. (букву можно заштриховать, раскрасить пластилином)
- Давайте дадим характеристику этому звуку. Возьмите зеркало и произнесите звук [а]. Как открывается наш рот? Как проходит воздушная струя? (дети перед зеркалом произносят звук [а], отвечают, что рот открывается широко, воздух проходит свободно и не встречает преград, звук можно долго тянуть и петь)
- Молодцы. Давайте теперь по схеме (схема на доске) дадим характеристику нашему звуку (дети отвечают, что это гласный звук, потому что воздух проходит свободно и не встречает преград, звук можно долго тянуть и петь)
- Покажем на нашей карте – помощнице, что это гласный звук. (Дети от буквы А рисуют первую линию, на линии рисуют красный квадрат – это гласный звук, от него рисуют 2 линии. На одной из них показывают, что этот звук можно петь – рисуют ноту. На другой линии показывают, что воздушная струя проходит свободно и не встречает преграду – рисуют забор и зачеркивают его).
- Назовите фрукты, в которых звук [а] ударный (дети: айвА, ананАс).
- Назовите фрукты, в которых звук [а] безударный (дети: айвА, ананАс, абрикОс, апельсИн)
- Какой вывод можем сделать? (дети отвечают, что звук [а] может быть ударным и безударным, другим цветом рисуют от буквы А две линии, на конце линий снова рисуют красные квадраты, над одним квадратом ставят ударение, над другим – ударение зачеркивают).
- А сейчас поиграем. Я называю фрукт. Вы определяете позицию звука [а] в слове. Если звук [а] в начале слова – встаем, в середине – топаем, в конце – хлопаем. (дети выполняют)
- Какой вывод можем сделать? (дети формулируют вывод, что звук [а] может быть в начале, в середине, в конце слова, а в некоторых словах его можно услышать сразу в нескольких позициях).
- Отметим эти факты на нашей карте – помощнице. Слово как мы показываем схемой? (дети другим цветом чертят от буквы А три линии, на конце каждой линии схема слова – прямоугольник, буквой А в каждом прямоугольнике обозначают позицию звука – начало, середина, конец).
- Сейчас самостоятельно подберите слова со звуком [а] и нарисуйте по 1 примеру к каждой схеме. (Дети самостоятельно придумывают слова, где звук [а] встречается в разных позициях, и рисуют; детям, испытывающим трудности при выполнении задания, предлагается слайд с изображенными предметами, дети самостоятельно определяют позицию звука [а] в слове и рисуют под соответствующей схемой.)
- Приготовьте сигнальные карточки, проверим ваши работы (ребята называют свои слова, если кто-то ошибся, поднимают сигнальную карточку и исправляют)
- Поработаем в группах. У вас на столах лежат рисунки и схемы. Рассмотрите их. Что обозначают схемы? Что общего в этих предложениях? Чем они отличаются? В каких случаях люди произносят эти предложения? Соедините соответствующие рисунки и схемы. (Дети отвечают, что схемы - это предложения. Все эти предложения состоят из одного слова, а слово из одной буквы А. Но в конце каждого предложения стоят разные знаки препинания. Соединяют картинки с соответствующей схемой. Человек, который плохо слышит, спрашивает: «А?». Ребенок на приеме у доктора говорит: «А.». Человек, разбивший вазу, восклицает: «А!».)
- Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод, что «А» это не только буква, но еще и слово, и даже предложение!)
- Отметим эти факты на нашей карте – помощнице. (Дети другим цветом чертят три линии, на первой линии рисуют схему повествовательного предложения, на второй линии – схему вопросительного предложения, на третьей линии - схему восклицательного предложения).
Первое время интеллект – карту составляли коллективно. Дети учились ставить цель, выполнять ряд действий, ведущих к ее составлению. Затем переходили к групповой работе и к индивидуальной.
Почему применение технологии интеллект – карт дает положительный результат в работе с детьми с задержкой психического развития? Известны специфические особенности этих детей. Главная особенность — это несформированность внимания, влияющая на процесс обучения. Оно неустойчиво, объём его снижен. У этих детей недостаточная продуктивность памяти, неточность и трудность воспроизведения. Память ограничена в объёме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и, особенно, словесно – логическое. На низком уровне сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Снижена познавательная активность. Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Идущую от педагога информацию дети с ЗПР воспринимают в замедленном темпе и также медленно ее перерабатывают. Для более полноценного восприятия ребенку необходима наглядно-практическая опора и предельная развернутость инструкций. Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко уловимы при обычном общении. Речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны. Плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, долго выполнять учебные задания. Использование технологии интеллект – карт помогает корректировать все эти особенности. Во-первых, повышает работоспособность обучающихся, так как устная работа чередуется с практической работой. Писать приходится мало, поэтому дети выполняют эту работу быстро и с удовольствием. Во-вторых, как было написано выше, в основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга. Следовательно, составление интеллект – карт развивает мышление, как логическое, так и творческое. В-третьих, развивается память. Ребенок сразу видит много информации, которая представлена наглядно, да к тому же в этой информации прослеживается взаимосвязь, логика, структура. Такая информация запоминается быстро и надолго, в отличие от текста. В-четвертых, карта развивает пространственное ориентирование на листе бумаги. В-пятых, интеллект – карты способствуют развитию речи. Увеличивается словарный запас учащихся, повышается речевая активность. Опираясь на составленную карту, ребенок испытывает меньше трудностей при пересказе информации. Таким образом, можно сделать вывод, что применение технологии интеллект – карт дает положительный результат в работе с детьми с задержкой психического развития.
Литература:
Интеллект – карты от А до Я / Рената Кирилина, Сергей Кирилин. – [б.м.]:Издательские решения, 2019. – 166 с.
Беляничева А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа:/ https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/zpr.html
Валеева З.Я. Психологические особенности задержки психического развития младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа:/ https://www.maam.ru/detskijsad/-psihologicheskie-osobenosti-zaderzhki-psihicheskogo-razvitija-mladshih-shkolnikov.html
Гартман Н.Р. Дети с ЗПР [Электронный ресурс]. Режим доступа:/ https://psihomed.com/deti-s-zpr/
Автор статьи: Редикульцева Екатерина Сергеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Мазурова Екатерина Сергеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Мазурова Екатерина Сергеевна