Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в логопедической работе с учащимися 1 класса с ОВЗ»

5
0
Материал опубликован 29 October 2018 в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Здоровьесберегающие технологии в обучении.

Статья на тему:

«Использование здоровьесберегающей педагогической технологии в логопедической работе с учащимися

1 класса с ограниченными возможностями здоровья».


 

                                                                          Автор: Савкун Галина Николаевна

                                                                          учитель-логопед

                                                                          ГКОУ ЛО «Лужская школа-интернат»

 

      Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цели применения современных образовательных технологий - это создание условий для сохранения психофизического здоровья ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

           Здоровьесберегающая педагогическая технология подразделяется на:

-технологию сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

-технологию обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж);

-технологию коррекционную (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия).

        В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – это создание такой коррекционно-образовательной работы, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и приумножало его.

        Дети с речевыми недостатками, особенно с тяжелыми нарушениями речи, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Из особенностей физического и психического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями вытекают задачи учителя-логопеда, которые решаются на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого и стабильного результата в более короткие сроки.

Для обеспечения смены деятельности, что в свою очередь является профилактикой утомляемости на занятиях, в своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии (формы организации):

артикуляционная гимнастика:

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

дыхательная гимнастика;

логоритмика;

динамические паузы;

релаксация;

Су-Джок терапия;

двигательная терапия;

массаж и самомассаж;

арттерапия;

сказкотерапия

Хочу остановится на некоторых из них.

Артикуляционная гимнастика.

Является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков.

Дыхательная гимнастика.

Относится к неотъемлемой части оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепления навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведется работа над развитием силы, плавности, длительного выдоха. Кроме оздоровительного значения –выработка правильного дыхания, необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Су–Джок терапия.

Су-Джок терапия- это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики), что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет. А также влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя и развитию речи.

Массаж и самомассаж.

Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата. При систематическом проведении массажа и самомассажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливается рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Музыкотерапия – уменьшение напряжения у детей средствами музыкотерапии. Один из методов, который дает возможность педагогу эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции. Направленно на снятие физического и эмоционального напряжения.

    Более подробно я остановлюсь на здоровьесберегающей технологии, такой как «Сказкотерапия», так как она включает в себя все элементы здоровьесберегающих технологий.

Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Есть несколько видов «лечебных» сказок:

- народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»;

- развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения;

- народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.;

- медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение.

- диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

- психологические сказки (психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника и психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с проблемами речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Функции сказок:

- диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка);

- прогностическая (выявление ранних детских переживаний);

- терапевтическая (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения).

Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию, — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Использование сказкотерапии в обучении младших школьников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Я же в свою очередь решила использовать метод сказкотерапии именно для развития связной речи у детей с ТНР, так как нарушение связной речи является одной из причин затруднения в обучении, что выявлено логопедической практикой.

Связная речь — наиболее сложный раздел в работе с детьми. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Педагогический процесс по развитию связной речи детей компенсирующей группы средствами сказки осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

В своей работе используем разнообразные методы и приёмы:

1. Игровые: игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации;

2. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество;

3. Наглядные: иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи;

4. Практические: моделирование сказок.

В своей работе придерживаюсь Следующим принципам принципам:

• от простого к сложному;

• доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

• доброжелательность, заинтересованность;

• системность игр и занятий;

• введение проблемных ситуаций;

• поощрение.

Занятия проводятся с подгруппой учащихся. С первых дней пребывания детей в нашем учебном заведении ввожу игры-занятия, они помогают адаптироваться ребенку к условиям школы, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф. драматизация сказок, мнемотаблицы сказок.

Содержание занятий:

1. Каждое занятие начинается с музыки. Музыка подобрана спокойная, расслабляющая.

2. Если в процессе занятия отмечается, что игра эмоционально захватила детей, то провожу упражнения на релаксацию (произвольное напряжение и расслабление мышц)

3. Если проявляется утомляемость детей, то плавно переключаем внимание детей на другой вид деятельности:

• лепка из пластилина фигурок героев сказки;

• рисование картинки;

• собирание мозаики по сказке;

• выкладывание последовательности сказки и рассказывание (по картинкам).

4. Включаю в занятия различные пантомимические этюды: «Горе», «Радость», «Страх», «Удивление» и т. д. Они учат отражать детей собственные эмоциональные состояния в ритме, движении, мимике. Это приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, к снятию эмоционального напряжения.

5. Динамические паузы (во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей).

6. Логопедические пятиминутки (упражнения на активизацию лексики).

7. Пальчиковые упражнения ("гимнастика мозга") по лексическим темам рабочей программы. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др.). В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (музыка, сказочный герой и т. д.).

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки.

3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

• Музыкальное сопровождение помогает детям настроиться на сказку.

Рассмотрим логопедическое занятие с использованием сказкотерапии в 1 классе «Путешествие по сказке «Колобок».

Конспект логопедического занятия с использованием сказкотерапии в 1 классе для детей с ОВЗ.

«Путешествие по сказке «Колобок».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закрепить в речи обобщающее понятие «дикие животные».

- упражнять детей в умении строить предложения из 3-4 слов;

- упражнять в умении пересказывать текст;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

Коррекционно-развивающие:

- развивать воображение, фантазию, речь, музыкальный слух, интерес к неизведанному;

- развивать навык речевого общения, слухового и зрительного внимания; памяти, логического мышления;

- развивать координацию речи с движением (подвижная игра).

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать потребность уважения к природе ,чувства дружбы и взаимопомощи;

- воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, умение слушать друг друга, уважать старших.

Оборудование: Игрушка Колобок, шапочки : заяц, медведь, волк, лиса; картинки детенышей, разрезные карточки, мнемотаблица «Мой мишка».

Ход занятия.

I. Вступление в сказку.

Логопед: - Ребята! Сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться. А вы хотели бы узнать кто это?

Дети: - Да!

Логопед показывает игрушку Колобка.

- Посмотрите ребята, кто к вам в гости пришел? (Колобок). Вы помните сказку про колобка?

- Чем закончилась сказка? (Лиса съела колобка). Ребята, а вы хотите, чтобы сказка закончилась хорошо, и Колобок вернулся домой? (Да)

- Тогда приглашаю вас сегодня отправиться в эту сказку и помочь колобку.

- Давайте все вместе пройдем по лесной дорожке и поможем колобку.

Упражнение «Лесная дорожка» - гимнастика для ножек (Су-Джок терапия).

Логопед: – Испекла как-то старуха Колобок и положила на окно остывать. Надоело колобку лежать – он и покатился: с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери; прыг с крыльца и покатился в лес.

- Катится колобок по лесу, катится и встречает Зайца.

- Колобок, колобок, я тебя съем.

Не ешь колобка, Заяц, мы тебе поможем твоих зайчат сосчитать.

Игра «Сосчитай зайчат» (на столе поляна и на ней картинки с детенышами).

Логопед:- Ребята посмотрите, сколько на полянке детенышей. Давайте найдем зайчат среди других животных и их всех пересчитаем.

Пальчиковая гимнастика

Дети любят всех зверей: (загибаем большой пальчик)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец).

 

Упражнение «Моя семья»:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик-папочка, этот пальчик –мамочка,

Этот пальчик – я, вот моя семья.

Логопед: - А теперь давайте все вместе правильно подышим.

Дыхательная гимнастика (упражнение «Бегемотик»

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается, то животик опускается.

Логопед:- Ребята, мы набрались сил и поможем животным найти свой дом. Нужно провести дорожку от животного к домику и назвать, чей это дом (дети проводят фломастером дорожки от животного к его «дому»).

Логопед:- Отпускаешь, Зайчик, колобка? – Беги по лесной дорожке.

- Катится колобок, а навстречу ему Волк.

- Колобок, колобок я тебя съем.

Не ешь, Волк, колобка мы тебя водой напоим.

Игра «На водопой» (двигательная терапия).

Как-то днём лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая,

За мамой лисицей крался лисёнок (крадутся на носочках,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку,

За мамой зайчихой скакали зайчата (скачут на выпрямленных ногах,

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках,

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движения языком и лакают).

Логопед:- Посмотрите, напился Волк воды, стал добрым и отпустил Колобка . А Колобок покатился дальше по тропинке.

- Катится Колобок катится, а навстречу ему Медведь.

- Колобок, Колобок я тебя съем.

Логопед.- Не ешь, медведь, Колобка, мы тебе стихотворение расскажем.

А называется оно «Мой мишка».

(Выставляется на панно мнемотаблица, по которой дети рассказывают стихотворение).

 

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(З. Александрова).

Логопед:- Понравилось стихотворение тебе Мишка? Отпускаешь Колобка?

- Беги, Колобок дальше.

А мы поиграем с нашими глазками (гимнастика для глаз).

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Логопед:- Катится Колобок, катится, а навстречу идет – крадётся Лиса.

- Колобок, Колобок я тебя съем.

- Не ешь, Лиса, Колобка, у нас есть угощение для тебя и для всех зверей.

- Давайте, ребята, угостим всех животных.

Игра «Кто что ест?»

На мольберте – картинки животных: лиса, волк, медведь, белка, ёж, заяц

-Ребята, как можно назвать одним словом этих животных? Почему они так называются?

Логопед:- Нужно найти угощение каждому животному и назвать, что он ест. (Детям раздаются картинки: мёд, малина, рыба, мышка, кора дерева, морковка, травка, жук, грибы, орехи).

Например: - Медведь ест мед и малину. Белка ест грибы и орехи. И т.д.

Логопед: Ребята, а сейчас смотрим на меня и повторяем движения за мной.

Самомассаж «Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки Слегка касаясь пальцами,

Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз

Задели ели Слегка касаясь пальцами,

Самую макушку, провести по щекам 6 раз

И долго елка Указательными пальцами

Ветками качала… массировать крылья носа

по кругу от себя

Логопед:- Лисичка, отпустишь Колобка?

- Ребята, никто не тронул Колобка, потому что вы помогали ему.

Логопед:- А сейчас, сложим из разрезных картинок портреты всех животных, которых повстречал в лесу Колобок.

(Детям собирают пазлы).

Логопед:- Колобок, а нам пора прощаться и возвращаться в школу.

Упражнение «Волшебный клубок» .

Логопед:- Ребята, чтобы Колобок нашел дорогу домой мы должны описать словами всех животных, которых он повстречал в лесу.

(Дети встают в круг и передавая клубок, называют всех животных).

(Звучит радостная музыка).

II. Обсуждение сказки.

Логопед: - Ребята, вы молодцы помогли Колобку вернуться домой. Как много правильных ответов! Вы проявили смекалку, оказались сильными, дружными, смелыми, не испугались трудностей. Как звали главного героя сказки? С кем он познакомился в лесу? Ребята, вам понравилось путешествие по сказке? А что вам понравилось больше всего?

Логопед: Мы устали и нам надо отдохнуть после долгой дороги. Релаксация под музыку.

Упражнение “Ленивая кошечка”.

- Ребята, надо поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

III. Ритуал «Выхода из сказки».

Логопед: Путешествие по сказке подошло к концу, давайте попрощаемся с героями сказки.

- Смотрите, все звери ушли в лес, но нам на память оставили медальоны и волшебные камешки. Перед нами герои сказок, возьмите и подарите камешек тому герою, с которым совпадает ваше настроение (веселый заяц, хмурый медведь, печальный волк, улыбающаяся лиса).

Звучит музыка.

Логопед: - До свидания, ребята! До новых встреч!

Список используемой литературы

1.Глозман Ж. Расскажи мне сказку…: методический материал / ЖГлозман // Начальная школа: Прил. К газ. «Первое сентября». – 2006,-№17/1-15 сент.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе с общим нарушением речи.- СПб, Детство-Пресс, 2007.

3..Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб, М., 2008.

4. Строгова Н.А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М., Изд. ВЛАДОС, 2018.

5. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., Просвещение, 1989.

6. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособия для психологов и педагогов / И.А. Фурманов – М., 2004.

7. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению младших школьников рассказыванию.- СПб. Детство-Пресс, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации