Статья «Из опыта работы педагога объединения «Умелые руки» с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
| Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и учащейся молодежи» «Из опыта работы педагога объединения «Умелые руки» с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Статья Сыктывкар 2023 |
Из опыта работы педагога объединения «Умелые руки» с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
…Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие.
Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане,
чем в плане медицинском и биологическом…
(Л.С. Выготский)
Уханова Надежда Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи»
г. Сыктывкара
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей ограничен. Система дополнительного образования может представить им возможность реализовать свой потенциал.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
На протяжении нескольких лет наше учреждение - Дворец творчества детей и учащейся молодежи - сотрудничает с ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школой №40 г. Сыктывкара. В данном учреждении обучаются дети с разными нарушениями в развитии: интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы (включая аутистические нарушения), с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Когда-то общаясь с коллегами, которые занимаются с «особенными» детьми, я и подумать не могла, что и у меня возникнет желание попробовать свои педагогические возможности. Было огромное желание самой осознать, возможны ли какие-то психологические прогрессы после занятий по ручному творчеству.
Имея высшее педагогическое образование, 20-и летний педагогический стаж, и не обладая достаточным опытом работы с детьми с ОВЗ, пришло понимание, что мне необходим новый теоретический уровень. На первый план в профессиональном развитии мною было поставлено овладение методикой педагогической работы с детьми с ОВЗ. В соответствии с поставленной целью были отобраны обучающие курсы.
Пройдено обучение в Муниципальном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» по дополнительной образовательной программе «Создание специальных условий в общеобразовательной организации при реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с особыми возможностями здоровья», где лектором была Цветкова Анна Валентиновна - заведующая отделом по работе с детьми с ОВЗ, заместитель руководителя ТПМПК, учитель-логопед МУ ДО «ЦППМиСП» г. Сыктывкара. Очень благодарна Анне Валентиновне за комфортный процесс обучения: лекции, которые были предоставлены для обучения, были очень интересными, все очень конкретно и разложено «по полочкам»; доступность изложения не только в содержательном плане, но и живой диалог с аудиторией; разнообразие предоставленной информации, много методического материала, которым можно пользоваться по окончании обучения.
Так же прошла повышение квалификации в Академии «Просвещение» по дополнительной профессиональной программе «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет» в дистанционном формате, где было предоставлено много полезных методических наработок и практических материалов по работе с детьми с ОВЗ. Занималась самообразованием, изучая литературу в интернет - источниках.
Полученные знания по обучению детей с ОВЗ позволили разработать дополнительную общеобразовательную программу социально – гуманитарной направленности «БумМагия». Цель программы- приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе через освоение различных техник работы с бумагой.
Программа рассчитана на 1 учебный год и имеет 3 модуля (Таблица 1).
Таблица 1
Модули программы социально- гуманитарной направленности «БумМагия»
Название модуля | № модуля | Продолжительность модуля в часах | Срок освоения в неделях | Режим занятий | |
Количество часов в неделю | Количество занятий в неделю | ||||
Оригами | 1модуль | 12 | 6 | 2 | 1 |
Способы соединения деталей | 2 модуль | 42 | 21 | 2 | 1 |
Работа с бросовым материалом | 3 модуль | 10 | 5 | 2 | 1 |
Итого | 3 | 64 | 32 | 6 | 3 |
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом на отдых и проветривание помещения, всего 64 часа в год.
Каждый ребенок с ОВЗ работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому в группе не больше 6 человек. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности.
Материал для занятий подобран так, чтобы дети не чувствовали утомления. Стараюсь дать минимум теории, а больше практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Чередую различные виды деятельности. Большое внимание уделяю наглядному оборудованию, раздаточному материалу. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Применяю следующие подходы:
Индивидуальный подход;
Предотвращение наступления утомляемости;
Активизация познавательной деятельности;
Обогащение знаниями об окружающем мире;
Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
Проявление педагогического такта.
Использую следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудио и видео техническими средствами обучения;
Близость к учащимся во время объяснения задания;
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда применяю диалоговые формы общения. На занятиях стараюсь создать уютную, благополучную, развивающую среду, налаживаю взаимодоверие с детьми благодарностью. Стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
Большую роль в обучении детей с ОВЗ играет сотрудничество с классным руководителем и, конечно же, с родителями ребенка. Роль родителей данной категории детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия для развития своего ребенка. В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка. Иногда только при тесном взаимодействии с родителями, возможно, подобрать к ребенку тот самый индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия.
Взаимоотношения родителей и педагогов важны с самого начала пребывания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Поэтому необходимо наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания, развития, социализации. Необходимо заручиться родительской поддержкой, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса. Для этого, по возможности, привлекая родителей к образовательному процессу (посильная и добровольная помощь в подготовке наглядных пособий, демонстрационных материалов для занятий), к воспитательным мероприятиям (новогодние праздники, итоговые мероприятия, участия в мастер- классах и мини- выставках).
Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, могу сказать, что лучший результат даёт не столько объём проделанной методической работы, сколько грамотно выстроенный психологический и педагогический подход к ней, который и гарантирует эффективность приложенных усилий. Дети с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются, чуть больше чем другие, лишь в том, чтобы их поддержали - педагоги, семья, в которой они воспитываются. Только нужно чуть больше внимания, усердия, терпения и понимающего отношения. Очень радуют успехи развития учащихся, по наблюдениям, по диагностическим показателям (Приложение №1), которые можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностического педагогического контроля реализации программы
социально-гуманитарной направленности "БумМагия"
Вводный этап педагогического контроля | Текущий этап педагогического контроля | Итоговый этап педагогического контроля |
6 учащихся. Из которых: 0 учащихся - оптимальный уровень, что составляет 0% 2 учащихся – допустимый уровень, что составляет 33% 4 учащихся - недостаточный уровень, что составляет 66% | 6 учащихся. Из которых: 0 учащихся - оптимальный уровень, что составляет 0% 5 учащихся – допустимый уровень, что составляет 83% 1 учащийся – недостаточный уровень, что составляет 16% | 6 учащихся. Из которых: 4 учащихся - оптимальный уровень, что составляет 66 % 2 учащихся – допустимый уровень, что составляет 33% 0 учащихся – недостаточный уровень, что составляет 0% |
Анализ анкет родителей показывает положительную динамику психологических процессов у обучающихся: улучшается память, логическое мышление, развивается мелкая моторика (ловкость пальцев), увеличивается словарный запас. (Приложение №2)
Убеждена, что каждый ребенок обучаем, но важно понимать, что не нужно любыми путями и средствами стремиться к высокой успеваемости, большей ценностью для педагога для работы с детьми с ОВЗ, является привитие в ребенке общечеловеческих ценностей, норм поведения, навыков самообслуживания, формирование адекватного самовосприятия.
На достигнутом останавливаться не планирую - в планах совершенствовать знания и
умения. В перспективе - создание программы на два года обучения с целью достижения
более значимых результатов, в том числе участие и в конкурсных мероприятиях.
Дети с ОВЗ, так же как все дети, могут жить в мире красоты, доброты, творчества, фантазии. Создать педагогические условия для этого на своих занятиях - задача педагога. Педагог, обучающий таких детей - это непросто профессия, это особое предназначение.
Список литературы:
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С.Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р.Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.
Загнибеда А.В. Обобщение педагогического опыта. – ГАУДО РК «РЦДО», 2020. – 24 с.
Федеральный закон от 21.12.2-12 г №272- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» /Российская газета, №303 /
Приложение №1
Этапы педагогического контроля и итоговой аттестации учащихся
Целью педагогического контроля и аттестации учащихся является оценка качества усвоения содержания программы в процессе и по окончании реализации программы в соответствии с планируемыми результатами освоения программы.
Критерии оценки освоения программы:
Освоение программного материала учащимися оценивается по практическим и теоретическим заданиям и оценивается по трем уровням - оптимальный, допустимый, недостаточный.
Теоретическая часть проводится с использованием цветовых карточек белого, синего и красного цвета. Учащимся задаётся вопрос, даются три варианта ответа, при ответе на вопрос дети поднимают карточку определённого цвета. Результат записывается педагогом.
Практическая часть оценивается при наблюдении.
Оптимальный уровень - Учащийся творчески планирует выполнение работы. Самостоятельно и полностью использует знания программного материала. Правильно и аккуратно выполняет задания. Умеет пользоваться наглядными пособиями и дидактическим материалом. Соблюдает правила при работе с инструментами. Высокий уровень теоретических знаний по программе.
Допустимый уровень - Правильно планирует выполнение работы. В основном самостоятельно использует знания программного материала. В основном правильно и аккуратно выполняет задания.
Умеет пользоваться наглядными пособиями и дидактическим материалом. Забывает соблюдать правила при работе с инструментами. Средний уровень теоретических знаний по программе.
Недостаточный уровень - Допускает ошибки при планировании и выполнении работы. Не может самостоятельно использовать значительную часть программного материала. Допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания. Затрудняется использовать наглядные пособия и дидактический материал. Не соблюдает правила при работе с инструментами. Низкий уровень теоретических знаний по программе.
Теория | Практика | Всего баллов | Уровень освоения учебного материала |
3 балла | 3 балла | 6-5 баллов | О |
2 балла | 2 балла | 4- 3 балла | Д |
1 балл | 1 балл | менее 2 баллов | Н |
Этапы педагогического контроля
№ | Вид | Цель | Содержание | Форма проведения |
1 | Вводный | Проверка теоретических знаний и практических навыков учащихся по модулю 1 «Оригами». | История развития искусства «Оригами», приемы работы, базовые формы и условные обозначения в «Оригами». Выполнение работы по предложенной схеме | Тест. Практическое задание. |
2 | Текущий | Проверка уровня усвоения учащимися практических умений и навыков по модулю 2 «Способы соединения деталей». | Подвижные соединения. Выполнение разметки по шаблону и трафарету. Выполнение подвижных соединений. | Тест. Практическое задание. |
3 | Итоговый | Проверка теоретических знаний учащихся и практических навыков по модулю 3 «Бросовый материал». | Определение «Бросовый материал», приёмы работы с «Бросовым материалом». Оформление картонной основы цилиндрической формы. | Тест. Практическое задание. |
Приложение №2
Анкета по выявлению удовлетворенности родителей
работой педагога дополнительного образования МАУДО "ДТДиУМ"
за 2019-2020 учебный год
педагог - Уханова Надежда Николаевна
программа - "БумМагия"
Входе анкетирования были опрошены 6 (100%) родителей детей, посещающих занятия по программе "БумМагия".
| Вопросы | да | нет | затрудняюсь ответить | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
1 | Наблюдается ли динамика в развитии памяти, мышления Вашего ребенка? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2 | Наблюдается ли динамика в развитии ловкости пальцев Вашего ребенка? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
3 | Увеличивается ли словарный запас Вашего ребенка? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
4 | Совпали ли результаты работы педагога с ожидаемыми вами результатами? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
5 | Довольны ли вы работой педагога? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
6 | Получаете ли вы полную информацию от педагога по вопросам развития мелкой моторики рук ребенка (в виде консультаций, рекомендаций, бесед)? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
7 | Удовлетворены ли вы взаимоотношениями педагога с вами? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
8 | Считаете ли вы педагога компетентным педагогом? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
9 | Удовлетворены ли вы достижениями, успехами вашего ребенка? | 6 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
По результатам анкетирования удовлетворенности родителями детей, обучающихся по программе "МагияБумаги" можно сделать вывод, что из 60 ответов на вопросы, 60 ответов были положительными (100%).
Фотографии с занятий педагога Ухановой Надежды Николаевны
по программе социально-гуманитарной направленности "БумМагия".