12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Миронова Любовь Станиславовна235 Россия, Ивановская обл., Родники Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематический план учебной дисциплины «ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель Миронова Любовь Станиславовна
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Родники, 2018
Департамент образования Ивановской области
ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель Миронова Любовь Станиславовна
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
(индекс, наименование учебной дисциплины)
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой
директором ОГБПОУ «РПК»
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи разработано на основе Рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж», которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (вариативная часть) по специальности среднего профессионального образования (СПО) для студентов очного отделения специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Календарно-тематическое планирование предусматривает:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа,
в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов;
– самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающегося – 28 часов.
Календарно-тематическое планирование включает: календарные строки; названия тем; количество часов, отведённое на изучение темы; виды и типы уроков; задания по внеаудиторной работе; формы контроля; формируемые умения и навыки, а также информационное и техническое обеспечение занятий.
Программа нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка, точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. Основное внимание уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения.
Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) (для СПО) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 курс | 84 | 28 | 56 | 9 | |||
3 семестр | 48 | 16 | 32 | 5 | |||
4 семестр | 36 | 12 | 24 | 4 | |||
Всего | 84 | 28 | 56 | 9 |
Содержание обучения по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Таблица 2
№ занятия | Календарные сроки | Наименование тем, занятий | Обязательная учебная нагрузка | Материаль ное и информацион-ное обеспече-ние занятий (№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в | Внеаудиторная самостоятельная работа | Формы контроля | Планируемые умения и навыки | |||
Кол-во часов | Форма и тип урока | Содержание занятия | Вид задания | Кол-во часов | ||||||
56 | 28 | |||||||||
3 семестр | 32 | 16 | ||||||||
1 | сентябрь | Введение | 1 | лекция-диалог; актуализации знаний и умений | Наука о русском языке; значение русского языка и культуры речи при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | ОИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.8,упр.4 | уметь преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. | ||
Тема 1. Язык и речь | 5 | 3 | ||||||||
2 | сентябрь | 1. Язык и речь. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Определение зыка и речи. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Практическое занятие: социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи). | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | Работа по оформлению личного словаря правильного произношения и словоупотребления «Говорю и пишу правильно!» | 1 | д/з ОИ 1 стр. 17 – 21; ОИ 2 стр.15, упр.17 (сочинение-миниатюра) | знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента); уметь создавать тексты в устной и письменной форме; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); различать элементы нормированной и ненормированной речи; видеть речевые ошибки в своей речи и уметь исправлять их в соответствии с нормами литературного языка |
3 | сентябрь | 2. Словари русского языка | 1 | практикум; обобщение и систематизация | Словари русского языка. Практическое занятие: анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературных текстов и письменных речевых высказываний студентов). | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 2 стр.34, упр.65 | |||
4 | сентябрь | 3. Культуры речи; аспекты и критерии | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Культуры речи; аспекты и критерии. Практическое заня тие: построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 46 – 52; ОИ 2 стр. 9 упр. 5 | |||
5 | сентябрь | 4. Качества хорошей речи | 1 | Урок-исследоваание; обобщение и систематизация | Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Практическое занятие: преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи). | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 2/4/5/6 | Подготовить вопросы для участия в дискуссии «СМИ и культура речи» | 2 | д/з устный ответ по вопросам лекции | |
6 | сентябрь | 5. Практическая работа. Нормы литературного языка | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Типы норм литературного языка. Анализ чужой и собственной речи | раздаточный материал | д/з ОИ 1 стр. 17 – 60; стр.57 сравнить два текста | |||
Тема 2. Фонетика | 8 | 4 | ||||||||
7 | сентябрь | 1. Фонетические единицы языка. Транскрипция | 1 | урок-конференция; обобщение и систематизация | Фонетические единицы языка (фонемы). Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Транскрипция. Фонетический разбор слова | ОИ 1 ОИ 3 | д/з ОИ 1 стр. 89 – 94; ОИ 2 стр.41, упр.87 | знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; уметь владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае | ||
8 | сентябрь | 2. Особенности русского ударения | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. История родного края – традиционные ошибки местного произношения, связанного с ударением. | ОИ 1 ОИ 3 | Подготовить аргументированное объяснениефразам: языковой вкус, языковая норма, языковая агрессия. | 2 | д/з ОИ 1 стр. 94 – 98; ОИ 2 стр.40, упр.83 | |
9 | октябрь | 3. Орфоэпические нормы | 1 | урок-моделирование; коррекция ЗУН | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов; построение ЛСМ (логикосмысловая модель) ответа. | ОИ 1 ОИ 3 | д/з ОИ 1 стр. 99 – 102; ОИ 2 стр.42, упр.89 | |||
10 | октябрь | 4. Варианты русского литературного произношения | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Использование орфоэпического словаря. Практическое занятие: определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | Построить ЛСМ (логико-смысловую модель) «Нормы, которые я нарушаю» | 2 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.45, упр.99 | |
11 | октябрь | 5. Произношение заимствованных слов | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Произношение гласных и согласных звуков; заимствованных слов. Практическое занятие: работа со словарём иностранных слов. | ОИ 1 ОИ 2 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.35, упр.66 | |||
12 | октябрь | 6. Благозвучие речи. | 1 | урок-наблюдение; комбинированный | Фонетические средства речевой выразительности: Звукопись как изобразительное средство, ассонанс, аллитерация. Практическое занятие: наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 106 – 110; стр.110, упр.8 | |||
13 | октябрь | 7. Интонационное богатство русской речи. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Интонационное богатство русской речи. Практическое занятие: упражнения по определению ударения в слове. История родного края – традиционная интонация (нараспев) местной речи. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 108 – 109; ОИ 2 стр.33, упр.63 | |||
14 | октябрь | 8. Практическая работа. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | раздаточный материал | д/з ОИ 1 стр. 109-110, задания для самопроверки | |||
Тема 3. Лексикология и фразеология | 7 | 4 | ||||||||
15 | октябрь | 1. Слово в лексической системе языка. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Практическое занятие: словотворчество В.Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.23,у пр.33 | знать лексические и фразеологические единицы языка; уметь владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям | ||
16 | октябрь | 2. Лексические и фразеологические единицы русского языка. | 1 | урок-исследование; комбинированный | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Практическое занятие: происхождение и значение фразеологизмов. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.32, упр.58 | |||
17 | ноябрь | 3. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. | 1 | урок-моделирование; обобщение и систематизация | Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор; создание ЛСМ от вета. История родного края – фразеологизмы, традиционные для нашей местности. | ОИ 1 ДИ 5 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.36, упр.70 | |||
18 | ноябрь | 4. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | 1 | урок-исследование; комбинированный | Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Практическое заняте: лексические изобразительно-выразительные средства языка. | ОИ 1 ОИ 2 ОИ 3 2/4/5/6 | Создание презентации (по выбору). – «Многозначность слова», «Прямое и переносное значение слова», «Метафора, метонимия как выразительные средства языка». | 3 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.33, упр.63 | |
19 | ноябрь | 5. Употребление профессиональной лексики и научных терминов | 1 | урок-проект; обобщение и систематизация | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | ОИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; текст-рассуждение о своей профессии | |||
20 | ноябрь | 6. Лексические ошибки и их исправление. | 1 | урок-исследование; коррекциия ЗУН | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Афоризмы. Практическое занятие: лексические ошибки и их исправление. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.37, упр.75 | |||
21 | ноябрь | 7. Практическая работа. Лексический и фразеологический анализ слова. | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический и фразеологический анализ слова. | раздаточный материал | Подготовить сообщение (по выбору): «Особенности русского речевого этикета», «Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта», «Фольклорная лексика и фразеология», «Русские пословицы и поговорки», «Афоризмы», «Лексические и фразеологические словари». | 1 | д/з ОИ 1 стр. 87-88, задания для самопроверки | |
Тема 4. Морфемика и словообразование | 5 | 2 | ||||||||
22 | ноябрь | 1. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Практическое занятие: анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. | ОИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 111 – 114; ОИ 2 стр.48, упр.106 | знать способы словообразования; уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях | ||
23 | ноябрь | 2. Стилистические возможности словообразования | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Стилистические возможности словообразования. Практическое занятие: использование лексики со стилистически окрашенными морфемами в собственном тексте (учебно-научном, публицистическом), | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 115 – 116; ОИ 2 стр.51, упр.112 | |||
24 | ноябрь | 3. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов | 1 | урок-исследование; комбинированный | Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Практическое занятие: словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики | ОИ 1 ОИ 2 | Подготовить развёрнутый план ответа: особенности словообразования профессиональной лексики и терминов по специальности Технология продукции общественного питания. | 2 | д/з ОИ 1 стр. 117 – 119; ОИ 2 стр.51, упр.113 | |
25 | декабрь | 4. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | урок-исследование; коррекциия ЗУН | Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | ОИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 121 – 122; ОИ 2 стр.53, упр.116 | |||
26 | декабрь | 5. Практическая работа. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | раздаточный материал | д/з ОИ 1 стр. 126, задания для самопроверки | |||
Тема 5. Части речи | 6 | 3 | ||||||||
27 | декабрь | 1. Знаменательные и незнаменательные части речи; их роль в построении текста. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Практическое занятие: морфологический разбор частей речи. | ОИ 1 ОИ 2 | д/з ОИ 1 стр. 130 – 142; ОИ 2 стр.57, упр.125 | знать самостоятельные и служебные части речи; уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте | ||
28 | декабрь | 2. Нормативное употребление форм слова | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Практическое занятие: использование заданных форм слова в предложении и тексте; использование грамматических синонмов. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | Создать презентацию: технологическая карта приготовления эксклюзивного блюда(по выбору обучающегся). | 3 | д/з ОИ 1 стр. 143– 153; ОИ 2 стр.65, упр.156 | |
29 | декабрь | 3. Синонимия частей речи. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи. Практическое занятие: выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 160 – 189; ОИ 2 стр.69, упр.170 | |||
30 | декабрь | 4. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | 1 | урок-исследование; коррекциия ЗУН | Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. | ОИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 189-201; ОИ 2 стр.81, упр.206 | |||
31 | декабрь | 5. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | лекция-диалог; комбинированный | Основные выразительные средства морфологии. Практическое занятие: составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. | ОИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 201-216; ОИ 2 стр.85, упр.215 | |||
32 | декабрь | 6. Практическая работа . Стилистический анализ грамматических форм в тексте | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи; Стилистический анализ грамматических форм в тексте | раздаточный материал | д/з ОИ 1 стр.217-220, задания для самопроверки | |||
4 семестр | 24 | 12 | ||||||||
Тема 6. Синтаксис | 7 | 4 | ||||||||
1 | январь | 1. Основные единицы синтаксиса. | 1 | лекция-диалог; актуализация знаний и умений | Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Практическое занятие: синтаксический разбор | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 221 – 224; ОИ 2 стр.113, упр.290 | знать синтаксический строй предложений; уметь различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов | ||
2 | январь | 2. Виды предложений. Актуальное членение предложения. | 1 | лекция-диалог; актуализация знаний и умений | Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. Практическое занятие: Сопоставление устной и письменной речи. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 | Выявить средства художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием (тексты выдаются). | 2 | д/з ОИ 1 стр. 224 – 230; ОИ 2 стр.127, упр.322 | |
3 | январь | 3. Выразительные возможности русского синтаксиса | 1 | урок-исследование; комбинированный | Основные выразительные средства синтаксиса. (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). Литературное краеведение. Выразительные средства синтаксиса в стихах родниковской поэтессы Людмилы Горячевой. | ОИ 1 ДИ 4 | д/з ОИ 1 стр. 231 – 232; ОИ 2 стр.128, упр.324 | |||
4 | январь | 4. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 1 | урок-исследование; проблемный | Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Практическое занятие: стилистический анализ синтаксических структур в тексте | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 233 – 252; ОИ 2 стр.133,у упр.337 | |||
5 | январь | 5. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи. | 1 | урок-исследование; комбинированный | Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами, синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Практическое занятие: конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 | Спроектировать ситуации: виды делового общения в сфере деятельности по специальности Технология продукции общественного питания. | 2 | д/з ОИ 1 стр. 253 – 264; ОИ 2 стр.134, упр.340 | |
6 | февраль | 6. Синонимика простых и сложных предложений. | 1 | урок-исследование; комплексное применения ЗУН | Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Практическое занятие: анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 267 – 305; ОИ 2 стр.136, упр.344 | |||
7 | февраль | 7. Практическая работа. Синтаксис. | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. | раздаточный материал | д/з ОИ 1 стр. 310 – 313, задания для самопроверки | |||
Тема 6. Нормы русского правописания | 6 | 3 | ||||||||
8 | февраль | 1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. | 1 | лекция-диалог; актуализация знаний и умений | Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. | ОИ 1 ОИ 3 | д/з ОИ 1 стр. 102 – 106; ОИ 2 стр.105, упр.271 | знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания. | ||
9 | февраль | Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения | 1 | лекция-диалог; обобщение и систематизациия | Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Практическое занятие: орфографический и пунктуационный разбор. | ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 128 – 130; ОИ 2 стр.79, упр.197 | |||
10 | февраль | 2. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. | 1 | лекция-диалог; обобщение и систематизациия | Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. | ОИ 1 ОИ 3 | Подготовить тезисы для участия в дискуссии «Речевой портрет современника» | 3 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.137,у пр.345 | |
11 | февраль | 3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | 1 | урок-конференция; комплексное применения ЗУН | Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Практическое занятие: диктант, выписки, составление тезисов, конспектирование, реферирование текстов по общим вопросам русского языка, литературе и специальным предметам. | ОИ 1 ОИ 2 ОИ 4 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.63, упр.148 | |||
12 | март | 4. Пунктуация и интонация. | 1 | урок-исследование; коррекциия ЗУН | Пунктуация и интонация. Практическое занятие: проверка соблюдения орфографических и пунктуационных норм в своих письменных работах и в письменных работах других студентов. | ОИ 1 ОИ 2 ОИ 4 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.110, упр.281 | |||
13 | март | 5. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. | 1 | урок-исследование; проблемный | Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку; выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. | ОИ 1 ОИ 4 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.8,упр.4 | |||
14 | март | 6. Практическая работа. Нормы русского правописания. | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Учет и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. | раздаточный материал | д/з ОИ 2 стр.158, упр.378 | |||
Тема 7. Текст. Стили речи | 9 | 5 | ||||||||
15 | март | 1. Текст и его структура. | 1 | лекция-диалог; актуализация знаний и умений | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. | ОИ 1 ОИ 5 ДИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 21 – 26; ОИ 2 стр.9,упр.5 | знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка; уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов | ||
16 | март | 2. Функционально-смысловые типы речи | 1 | лекция-диалог; актуализация знаний и умений | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. | ОИ 1 ОИ 5 | д/з ОИ 1 стр. 26 – 28; ОИ 2 стр.11,упр.8 | |||
17 | март | 3. Стилистика. Функциональные стили литературного языка. | 1 | урок-конференция; обобщение и систематизация | Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. | ОИ 1 ДИ 1 | Подготовить образцы делового письма (заявление, доверенность и т.д.) | 2 | д/з ОИ 1 стр. 29 – 46; ОИ 2 стр.19, упр.25 | |
18 | апрель | 4. Особенности построения текста разных стилей. | 1 | урок-семинар; комплексное применениеЗУН | Особенности построения текста разных стилей. Практическое занятие: стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей. | ОИ 1 ДИ 1 | д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.20, упр.28 | |||
19 | апрель | 5. Жанры деловой и учебно-научной речи. | 1 | учёный совет; обобщение и систематизация | Особенности деловой и учебно-научной речи. Практическое занятие: создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 1 2/4/5/6 | Подготовить устное выступление «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в собственной речи». | 3 | д/з ОИ 1 стр. 32 – 36; ОИ 2 стр.20, упр.27 | |
20 | апрель | 6. Основы ораторского искусства. Особенности построения публичного выступления. | 1 | урок-трибуна; комбинированный | Публичное выступление. Практическое занятие: составление связного высказывания на заданную. Выступления обучающихся с призывным текстом. | ОИ 1 ОИ 2 ДИ 1 2/4/5/6 | д/з ОИ 1 стр. 38 – 46; ОИ 2 стр.21, упр.30 | |||
21 | апрель | 7. Информационная переработка текста. | 1 | практикум; комплексное применениеЗУН | Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Практическое занятие: освоение видов переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). | ОИ 1 ДИ 1 | д/з задания по вариантам –переработка текста | |||
22 | апрель | 8. Практическая работа. Лингвостлистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. | 1 | практическая работа; комплексное применения ЗУН | Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления. | раздаточный материал | д/з ОИ 1 стр. 52 – 60, задания для самопроверки | |||
23 24 | апрель | Зачёт | 2 | зачёт; контрольный учёт и оценка ЗУН | Вопросы по теме индивидуального проекта по выбранной теме. | соблюдать нормы литературного языка в устной и письменной форме |
Материально-техническое обеспечение занятий
Таблица 2а
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий | Кол-во единиц |
1 | ЖК – телевизор «SAMSUNG» | 1 |
2 | Компьютер (монитор LG , системный блок, колонки) преподавателя | 1 |
3 | Компьютер (монитор ViewSonic, системный блок) обучающегося | 4 |
4 | Мультимедийная акустическая система 2.0 «SVEN» | 1 |
5 | Цифровая интерактивная доска «TRAGEBOARD» | 1 |
6 | Проектор «BenQ» | 1 |
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | «Русский язык и культура речи» - | Е.С.Антонова, Т.М.Воителева | Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 2 | «Русский язык и культура речи» - | Т.М.Воителева | Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 3 | «Русский язык», учебник, начальное и | Е.С.Антонова, Т.М.Воителева | Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 4 | «Русский язык», сборник упражнений, | Т.М.Воителева | Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 5 | «Русский язык», учебник 10-11 классы | А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова | Москва, «Просвещение», 2010 г. |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | «Практическая стилистика современного русского языка» - учебное пособие | Ю.А.Бельчаков | Москва, «ПрессКнига», 2008 г. |
ДИ 2 | «Этикет русского языка» - | А.А.Акишина, Н.И.Формановская | Изд.: «Ленанд», 2008 г. |
ДИ 3 | «Секреты хорошей речи» - | И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь | Москва, «Просвещение», 2007 г. |
ДИ 4 | Дидактические материалы | Н.Н. Алгазта | Москва, «Академия», 2001 г. |
ДИ 5 | «Крылатые слова. Литературные цитаты. | Н.С.Ашукина | Москва, «Просвещение», 2006 г. |
Интернет-ресурсы (И-Р)
1. Сайт Министерства образования и науки РФ,
2. Российский образовательный портал,
3. Сайт ФГОУ. Федеральный институт развития образования,
4. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург),
5. Электронный ресурс «Кабинет русского языка»,