Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему «Климат Африки»
Технологическая карта урока географии
Класс: 7.
Тема урока: климат Африки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковый, исследовательский, практические.
Технологии: проблемного, дифференцированного, группового обучения, здоровьесбережение, ИКТ, прогнозирование.
Учебник: Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» 7 класс 1ч. М: Русское слово 2018.
Оборудование на уроке: проектор, компьютер, авторская презентация «Климат Африки», раздаточный материал, настенная климатическая и физическая карты Африки, учебник, атлас 7 класс.
Цель урока: выявление основных черт климата Африки и определяющих их факторов.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли, о климатических факторах и климатических поясах Африки, выявить влияние климата на формирование природных зон, режим рек, жизнь людей.
Развивающие: продолжить формировать навыки работы с учебником, составлять схемы, анализировать карты атласа и климатограммамы, развивать мышление через выполнение проблемных заданий, эвристическую беседу, вопросы разного уровня сложности, развивать познавательный интерес к географии, учить выдвигать гипотезы, видеть проблемы, намечать пути их решения, формировать положительную мотивацию к учению через использование технологий деятельностного типа.
Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования, воспитание на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины, умению работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, освоение социальных норм и правил поведения в группах.
Метапредметные результаты: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, умение обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск, обработку, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах, использовать смысловое чтение для систематизации информации, умение воспринимать речь устную и письменную, работать в группе, определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать деятельность, самостоятельно исправлять ошибки, осознавать свои эмоции, адекватно их выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования, владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения проблемных задач.
Предметные результаты: объяснять роль климатических факторов в формировании климата Африки, знать типы климата, характерные для материка, выявлять особенности климата отдельных территорий, определять по климатической карте характеристики климатических поясов, уметь работать с климатограммами, формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, выделять климатические пояса, основываясь на законе географической зональности.
Основные понятия: климат, элементы климата, климатообразующие факторы, изотерма, климатический пояс (экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический), пассат, воздушные массы, климатограмма.
Что обучающиеся знают по этой теме:
В 6 классе: свойства атмосферы; как происходит нагревание воздуха; причины изменения температуры воздуха и атмосферного давления; образование облаков и выпадение осадков; причины движения воздушных масс (вертикальных и горизонтальных); понятие тепловые пояса, погода, климат, изотерма.
В 7 классе: пояса планеты: тепловые и освещенности, атмосферного давления, увлажнения; постоянные ветры; свойства воздушных масс; понятие климатический пояс, их характеристика; климатограммы; климатообразующие факторы.
Организационная структура урока.
УУД:
Л – личностные.
П – познавательные.
Р – регулятивные.
К – коммуникативные .
Этап урока | Дидактические задачи | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
1. Организационный момент. | Привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать и включить их в активную мыслительную деятельность. | Слайд №1. Титульный. Слайд №2. | Создает ситуацию внутренней и внешней готовности к уроку, эмоциональной готовности к уроку. -Добрый день, ребята. Я рада вас видеть и хочу пожелать каждому на уроке добиться успеха. Настройтесь на поиск и творчество в решении проблемных задач, которые помогут вам освоить новые знания. -Присаживайтесь. А урок я сегодня начну с небольшого отрывка из стихотворения. А в Африке, а в Африке -Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? -Сделайте предположение о климате Африки (какой он?). | Настраиваются и включаются в работу. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока. Делают предположение о климате Африки. | 1.Самоопределение (Л). 2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). 4. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). | ||||
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез. | Создать проблемную ситуацию и организовать активную самостоятельную деятельность учащихся по ее разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Формировать умения видеть противоречия, формулировать проблему и пути ее решения. | Слайд №3. | Создает проблемную ситуацию, которая обусловлена разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями вопроса.
-Почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном? -Какой у вас возникает вопрос на основе выявленного противоречия? -Кто сформулирует проблему? -Какие у вас есть предложения или версии для решения этой проблемы? | Осмысливают проблемную ситуацию, пытаются вскрыть противоречие. Определяю по климатической карте Африки (атлас с. 28) среднюю температура воздуха в июле в экваториальном поясе (+240) и в тропическом поясе (+320). Вступают в диалог с учителем. Пытаются сформулировать проблему и предлагают версии для решения проблемы. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р). 3. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 4. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 5. Учёт разных мнений (К). 6. Планирование (Р). 7. Выдвижение гипотез и их обоснование (П). 8. Постановка и формулирование проблемы (П). | ||||
3. Этап актуализации знаний. | Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. | Слайд №4. | -Что мы уже знаем по этой проблеме? На слайде показаны основные понятия по теме климат. -Не забывайте заполнять оценочный лист. | Вспоминают, что знают по данной проблеме из курса географии 6 -7 класса. Заполняют оценочный лист. | 1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 2. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | ||||
4. Открытие нового знания. | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал. Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных заданий. Продолжить формирование умения работать в сотрудничестве в группах. Формировать УУД в условиях решения проблемных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность и др.). Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления. | Слайд №5-6. Слайд №7. Слайд №8-9. Слайд №10. Слайды № 11-16. (наглядность по проблемам) | Ведёт эвристическую беседу с учащимися по решению проблемного вопроса. -Облако слов на слайдах - вам в помощь. -Что за дата 22 июня? -Где находится Солнце в зените в июне? -Какой угол падения солнечных лучей, если Солнце - в зените? -Какие широты будут получать больше солнечной радиации в день солнцестояния? -Какое давление преобладает в тропическом поясе? -Какая погода характерна для тропического пояса? -Каковы затраты тепла на испарение в тропическом поясе? -А теперь назовите главный климатообразующий фактор, который повлиял на то, что в тропическом поясе зафиксирована самая высокая температура на Земле +580. Предлагает сверить правильность ответа учащихся с помощью QR-кода. -Молодцы. Общими усилиями мы получили ответ на проблемный вопрос. -А теперь, ребята, поработаем в группах. Организует работу в группа по решению других проблемных вопросов по теме урока. При необходимости консультирует группы, направляет их деятельность. Класс разделен заранее на 6 групп, в каждой группе выбран консультант, хранитель времени, секретарь. Время на работу в группах – 5 минут. 1. Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, несмотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? 2. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары? 3. Почему в южной части Африки в пределах тропического климатического пояса выделяются две климатические области, а в северной – одна? 4. Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30° к югу. Опиши, как изменится в этом случае климат столицы острова. 5. Почему Африку называют «материком коротких теней»? 6. Сравнить климатограммы городов Касабланка и Дурбан. В чем причина различий климата данных городов, хотя находятся они в одном климатическом поясе? По истечению 5 минут работы в группах проводит физкультминутку. Вновь у нас физкультминутка, (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. (вращение головой) Чтобы шея была здорова - Мы рисуем цифры снова. Носом цифры выводи С одного до десяти. (носом рисовать цифры). Хоть зарядка коротка, -А теперь каждая группа представляет свою проблему и ее решение. Время для каждой группу -3 минуты. При необходимости корректирует ответы групп. -Ребята, заполните оценочный лист. | Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Предлагают свое обобщение и дают ответ на проблемный вопрос. Сверяют свой ответ с тем, что закодирован с помощью QR –кода и делают вывод о правильности своего решения проблемного вопроса. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в группах. Получают раздаточный материал (проблемные вопросы на карточках) выполняют задания, открывают новые знания. Для решения проблемы команды используют учебник и атлас. Могут попросить помощи у учителя, если возникнет такая необходимость. Прогнозируют. Ответы, содержащие решение учебных проблем, фиксируют в тетради в виде тезисов, рисунков, схем, таблиц. Сравнивают и делают выводы. Выполняют физические упражнения вместе с учителем. Представители каждой группы обобщают и делают выводы по своим проблемам, приводит аргументы в пользу своей версии, использует наглядность на слайдах. Если у других групп есть вопросы к отвечающей команде, то они их задают либо могут дополнить ответ. Заполняют оценочный лист. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение, аналогия (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 12. Поиск и выделение необходимой информации (П). 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). | ||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала. | Слайд №17. | Используется приём «Ромашка Блума». Вопросы на ромашке: 1. Почему в тропическом поясе +250 переносится легче, чем +250 в экваториальном поясе? 2. Что произойдет, если в Бенгельском течении резко повысится температура? 3. Почему в бассейне р. Конго выпадает наибольшее количество осадков? 4. Уточните, почему в пустыне Сахара так велика суточная амплитуда колебания температур? 5. Где была отмечена самая высокая температура воздуха на Земле? 6. Зачем необходимо знать климатические особенности Африки? Где могут пригодиться полученные знания? При необходимости корректирует ответ сам или привлекает к этому других учащихся. | Группы получают раздаточный материал (ромашка Блума). Каждая группа выбирает себе для ответа определенный тип вопроса и отвечает на него. При необходимости другие группы могут дополнять ответ. | 1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 2. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К). 3. Достижение договорённостей и согласование общего действия (К). 4. Управление поведением партнёра (К). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л) 6. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). 7. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 8. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждении (П). 9. Осознание качества и уровня усвоения (Р). | ||||
6. Этап рефлексии | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Слайд №18. | -Ребята, вспомните тему и задачи урока, оцените меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом. Приём «Продолжи фразу»: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Меня удивило… Выставляет оценки за работу на уроке. | Группы получают раздаточный материал (Продолжи фразу…). Проводят самооценку и самоанализ успешности овладения новыми знаниями. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка на основе критерия успешности (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 6. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). | ||||
7. Этап информации о домашнем задании | Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. | Слайд №19. | §22, разноуровневые задания (рубрики «Проверим знания» и «А теперь более сложные вопросы»). Заполнить схему: По желанию выполнить творческое задание по климату на выбор: -игра -ребусы -кроссворд -лото/домино -коллаж -эссе на тему «Приспособления живых организмов и человека к климатическим условиям Африки». | Записывают задание в дневник. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают уточняющие вопросы (если есть), в тетради зачерчивают начало схемы. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Саморегуляция (Р). 5. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Список литературы:
1. География. Материки и океаны. 7 класс, 1 ч. /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский/ М., Русское слово, 2018.
2. Атлас 7 класс /М., Русское слово, 2018.
3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского География 7 класс /Л.В. Пацукова/ М., Русское слово, 2015.
4. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /Г.А. Понурова/ М., Просвещение, 1991.
5. Поурочные разработки по географии 7 класс /Н.А. Никитина/ М, Вако, 2008.
6. Методика и технология обучения географии в школе. Учебное пособие /И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин/ М, Астрель, 2004.
Приложение.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1. Фронтальная работа | |||
2. Эвристическая беседа | |||
3. Работа в группе по решению проблемы | |||
4. Ромашка Блума |