Коммуникативный тренинг «Секреты общения»

1
0
Материал опубликован 21 December 2021

17



Группа 125

[Год]









































                                                             2021 год

                                                          Лениногорск


Оглавление





















Введение


Актуальность выбранной темы. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане является тренинг.

Актуальность работы заключена в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. По мнению многих специалистов, коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности.

От того насколько подростки успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

1. Понятие и содержание коммуникативного тренинга

Цель тренинга - преодолеть коммуникативные барьеры, комплексы личности, возникающие в процессе общения. Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по четырем основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны. Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.

Коммуникативные тренинги для подростков созданы для одной важной цели – адаптировать подрастающее поколение к современной жизни такими, какими они есть. На занятиях подросток приобретает адекватную самооценку, учится общению, учится раскрывать и развивать свои таланты.

Основными задачами и целями коммуникативного тренинга для подростков являются:

1. Формирование положительной самооценки.

2. Развитие навыков эффективного общения.

3. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, определения и преодоления межличностных барьеров.

4. Развитие умения самостоятельно принимать на себя ответственность за свое решение.

5. Коммуникативный тренинг для подростков поможет ребенку понять, что именно отличает его от других, поможет раскрыться и без страха заглянуть в себя.

Тренинг направлен на оказание помощи детям в преодолении внутренних барьеров при общении, освоении адекватных способов самовыражения, формирование адекватной самооценки, на осознание уникальности своего характера. В процессе тренинга формируются установки взаимодействия с партнером, освоение базовых коммуникативных навыков и умений, развитие способностей сопричастности и сопереживания другим людям, снятие мышечных зажимов, освоение релаксации (расслабления). Подросток в группе может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе.


2. Особенности организации и правила проведения коммуникативного тренинга для старшеклассников


Одной из форм групповой работы с подростками является коммуникативный тренинг. Тренинг направлен на решение психологических задач этого возраста. Основной задачей этого периода является формирование самосознания и на его основе - системы мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы создать условия, которые помогут подросткам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Специфика этого возраста такова, что у подростка возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Выполняя разные задания и психологические упражнения, подросток получает в тренинге возможность проявить себя, получить обратную связь от других людей. Тренинг дает подростку шанс увидеть себя глазами своих ровесников [6,c.24].

Коммуникативные тренинги для подростков созданы для одной важной цели – адаптировать подрастающее поколение к современной жизни такими, какими они есть. На занятиях подросток приобретает адекватную самооценку, учится общению, учится раскрывать и развивать свои таланты.

Тренинг направлен на оказание помощи детям в преодолении внутренних барьеров при общении, освоении адекватных способов самовыражения, формирование адекватной самооценки. В процессе тренинга формируются установки взаимодействия с партнером, освоение базовых коммуникативных навыков и умений, развитие способностей сопереживания другим людям.

Основной целью коммуникативного тренинга является развитие коммуникативных навыков и умений в общении.

Задачи коммуникативного тренинга:

1. Формирование положительной самооценки.

2. Развитие навыков эффективного общения и преодоление коммуникативных барьеров.

3. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, определения и преодоления межличностных барьеров.

4. Развитие умения самостоятельно принимать на себя ответственность за свое решение.

5. Коммуникативный тренинг для подростков поможет ребенку понять, что именно отличает его от других, поможет раскрыться и без страха заглянуть в себя [9,c.24].

Правила поведения на тренинге.

1.Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2.Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, не разглашается и не обсуждается вне тренинга, это важно для того, чтобы участники могли доверять друг другу.

3.Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

4.Открытость и искренность в общении.

В группе можно и нужно говорить о себе. Здесь важно выразить все свои чувства, в особенности, повторяющиеся негативные эмоции, проявление которых перед другими в обычных обстоятельствах считается неприемлемым. В группе не должно быть места неправде, лжи. Если участник группы о чем-то не хочет или не может говорить, лучше промолчать, чем солгать. В группе важно открыто говорить о себе, однако человек сам решает, насколько ему быть откровенным и о чем говорить. Каждый участник ответственен за то, что, насколько и когда открывать другим.

5.Свобода.

Чтобы у всех участников были определенные гарантии безопасности, каждый участник может прервать любой разговор о себе. Не допускается заставлять кого-то что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п.

6.Уважение к говорящему. Говорим только по одному.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

7.Недопустимость перехода «на личности».

Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

3. Организация проведения тренинга

1. Данный тренинг предназначен для подростков 13 – 15 лет, с учетом особенностей их возраста и основных новообразований.

2. Состав групп:

Оптимальное число участников - 12, так как это число участников позволяет работать и в парах, и в тройках, и в двух равных группах;

Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой;

Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

2. Место проведения.

Зал для проведения тренингов, аудитория.

3. Для проведения тренинга необходимо:

помещение, отвечающее следующим требованиям: просторное, легко проветриваемое, с возможностью изоляции от посторонних лиц;

стулья по количеству участников, а также дополнительные стулья для выполнения некоторых упражнений;

часы;

бумага, карандаши/ручки для записей участников тренинга.

4.Основные формы и методы работы:

разогревающие упражнения;

упражнения в парах, группах;

групповые дискуссии.

5. Коммуникативный тренинг содержит в себе 3 занятия. Каждое занятие состоит из 5 упражнений. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении – подведение итогов.

4. Упражнения для развития коммуникативных способностей и навыков подростков


Коммуникативный тренинг содержит в себе 3 занятия. Каждое занятие состоит из 5 упражнений.

Занятие 1

Цель: Знакомство участников друг с другом и создание благоприятной обстановки для личностного ca­мораскрытия.

Ход занятия:

1.Знакомство участников группы с целью тренинга и принятие правил тренинга.

2.Знакомство участников группы друг с другом.

3.Проведение упражнений.

4.Подведение итогов, обсуждение занятия.

Упражнение № 1. «Алексей, апельсин, Амстердам»

Цель: знакомство участников группы.

Ход упражнения: Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу. Каждый из участников по очереди представит себя группе с помощью 3 слов:

первое слово – его имя,

второе – блюдо которое он любит,

заключительное слово – название города.

Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

После того, как все выполнят это упражнение, тренер предлагает обсудить это упражнение. Вопрос для обсуждения: Легко ли вам было выполнить это упражнение?

Упражнение № 2 "Самопрезентация"


Цель упражнения: умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Ход упражнения:

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

удивление,

интерес,

радость.

2)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации.

Упражнение № 3. «Путаница»        

Цель упражнения: Преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде, тренироваться в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию.

Ход упражнения:

В ходе игры тренер ведет две роли:

1. поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

2. стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнить это упражнение?

Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Упражнение № 4.

Упражнение № 5. «Вслепую через лабиринт»

Цель упражнения: Обучить подростков находить взаимопонимание с людьми в ситуации, когда необходимо руководить ими, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Ход упражнения:

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом.

Тренер: Вам необходимо разбится на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй, находясь на другой стороне, руководит его движениями. Потом вы меняетесь ролями.

После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Вопросы для обсуждения: Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

Занятие 2

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружаю¬щих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Ход занятия:

1.Проведение упражнений.

2.Подведение итогов, обсуждение занятия.

Упражнение № 1.«Три закона общения»

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

Ход занятия: Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да».

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет».

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляне.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача - понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

В течение определенного времени команды объясняются при помощи невербальных жестов, пытаясь прояснить ответ на вопрос.

Вопросы для обсуждения: Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило? Вопросы к «землянам»: Что помогло группе прийти к решению? Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Упражнение № 2. "Завершение предложения"

Цель: развитие коммуникативной компетенции.

Ход занятия:

Ведущий вызывает четыре добровольца. Они отсаживаются в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам.

После нескольких таких рассказов проводится обсуждение:

- Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?

- Может быть, у непосредственных участников упражнения возникли какие-то свои находки?

Упражнение № 3. "Речевая машина"

Цель: развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.

Ход занятия:

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Им сообщается, что они сейчас все вместе будут рассказывать сказку "Колобок". Один доброволец отвечает за существительные, местоимения и имена собственные (лес, он, Колобок и др.) Другой отвечает за глаголы и деепричастия (идет, идя и др.). Третий - за прилагательные и причастия (злой, идущий и др.). Четвертый - за все остальные слова (предлоги, союзы, частицы, числительные, наречия).
  Ведущий дает команду, участники рассказывают сказку. Остальные наблюдают.

  В конце проводится обсуждение:
  - Каковы впечатления непосредственных участников?
  - Каковы впечатления наблюдателей?
  - Почему так сложно говорить вместе?
  - Если бы всегда было так тяжело говорить, не стали бы люди больше молчать?

Упражнение № 4. «Испорченный телефон»

Цель упражнения: Показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций.

Ход упражнения: Тренер говорит, что нужны добровольцы 4 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Тренер достает лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине:

1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы);

2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация.

Тренер спрашивает: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату, но только без слов, а жестами и мимикой». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали, и им самим было интересно). Тренер говорит: «Смотри и запоминай». Затем вызывает первого из очереди за дверью и говорит ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему». Последний участник должен словами описать ситуацию, которую перед ним изображали.

  Участникам предлагается по очереди озвучить карточки с текстом, приготовленные заранее. При этом можно брать слова автора, можно - слова персонажей. Количество слов на карточке: 10-20. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что, получив карточку в руки, первым делом надо прочитать ее, продумать интонацию и только потом озвучить. Озвучив, участник оставляет пока карточку у себя.

После того, как упражнение будет выполнено, тренер предлагает обсудить это упражнение с группой.

Заключение

Одной из форм групповой работы с подростками является коммуникативный тренинг. Тренинг направлен на решение психологических задач этого возраста и в соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы создать условия, которые помогут подросткам в решении возникших у них психологических задач и вопросов, поиск ответов на которые являются жизненно важными для формирования зрелой личности.

Тренинг направлен на оказание помощи детям в преодолении внутренних барьеров при общении, освоении адекватных способов самовыражения, формирование адекватной самооценки. Существуют определенные правила проведения подобных тренингов, которые должны соблюдать как ведущий тренинговой группы так и участники самой группы.

Правила поведения на тренинге включает в себя: обращение друг к другу на “ты”, включая тренера, конфиденциальность всего происходящего в группе, открытость и искренность в общении, уважение к говорящему и недопустимость перехода «на личности».

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом.

Тренинг будет эффективным при условии соблюдения норм, принятых в группе, а также при условии активности каждого из участников. Существует множество упражнений для создания программы коммуникативного тренинга для подростков, с помощью которого возможно развитие коммуникативных способностей и навыков.

Список литературы


Анн. Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271с. ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2013.

Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 2012.

Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 2011.

Козырева Е. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей / Журн. практич. психолога. – 2013. - №4.

Права ребенка: в 3-х частях. Часть 1. Практические материалы по работе с детьми младшего школьного возраста./ О. Чижденко,

В. Литвинович, В. Казаченок, В. Подкопаев. Мн., 2011.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н.-Д., 2013.

Шабалина Л.В. Психологические особенности семей, злоупотребляющих алкоголем / Псіхалогія. – 2010. - №2.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.