Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 6-7 лет. Автоматизация звука Л
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 6-7 лет
Тема занятия: «Автоматизация звука Л с помощью логопедической игры от студии «Звуки».
Цель занятия: автоматизация звука Л.
Задачи занятия:
Закрепить навыки правильного произношения звука в словах;
Упражнять в умении четко произносить звук в играх, направленных на развитие лексики и грамматики;
Определение места звука в слове;
Развитие внимания, мышления;
Развитие крупной моторики.
Оборудование: ноутбук, игра на автоматизацию Л от студии «Звуки» (https://logo-games.ru/), набор карточек с заданиями на лексико-грамматический строй речи, которые будут лежать рубашкой вверх перед ребенком (например, 135, назови ласково и т.д.).
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка | Время |
1 Организационный момент | Логопед заходит в кабинет с ребенком и располагаются у зеркала. - Здравствуй. Сегодня у нас с тобой необычное занятие! Сначала мы с тобой вспомним, с каким звуком мы занимаемся и на что он похож. - Правильно! Со звуком Л, который похож на то, как летит самолет. - Сегодня мы с тобой поиграем в интересную игру, но перед этим сделаем артикуляционную гимнастику! | Ребенок здоровается и отвечает на вопрос и выбирает нужную карточку с символом звука Л. | 1 мин |
2 Артикуляционная гимнастика | Логопед предлагает следующие упражнения: «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Горка», «Катушка», «Парус», «Прятки», «Грибок», «Лошадка», «Змейка», «Ступеньки», «Футбол», «Качели», «Маятник», «Чистим зубы», «Кисточка», «Барабан». Все упражнения выполняются по счет до 10. | Ребенок тщательно делает гимнастику под наблюдением логопеда. | 5 мин |
3 Подготовительный этап | - Хорошо, теперь приступим к нашей игре. Логопед кладет на стол перед ребенком ноутбук, где открыта игра (см. приложение № 1). Выбрать автоматизацию звука Л в начале слова (см. приложение № 2). Дать некоторое время, чтобы ребенок рассмотрел игру. - Я приготовила для тебя игру, необычную, где ты будешь сам управлять машинкой стрелочками вправо и влево. Стрелочкой вправо едем вперед, влево – назад. Сейчас мы на примере рассмотрим, как в эту игру играть и после ты сам попробуешь. Продемонстрировать управление, нажав стрелочку вправо, чтобы машинка поехала вперед, то же самое проделать, нажав клавишу влево, чтобы машина поехала назад. Далее дать ребенку самому управлять машиной. - В этой игре нужно собирать флажки и после того, как ты подъедешь к флагу, будет появляться картинка, которую тебе нужно будет произнести, четко выговаривая звук Л, который находится в начале слова. Попросить ребенка доехать до первого флажка и остановиться, появится картинка лапы (см. Приложение № 3), попросить ребенка произнести слово, четко выговаривая звук Л. - Далее тебе нужно взять карточку с заданием и выполнить его. Попросить ребенка вытянуть карточку с заданием на лексико-грамматический строй речи и выполнить его. | Ребенок рассматривает игру на экране ноутбука. Ребенок осваивает управление. Ребенок, доехав на первого флажка, останавливается и проговаривает слово. Ребенок тянет карточку с заданием и выполняет его, возвращая карточку на место. | 5 мин |
4 Развитие речи. | После того, как ребенок полностью освоил управление, предложить пройти уровень до конца. - Теперь тебе нужно доехать до финиша. Собрать все флажки, и после каждого остановится и проговорить то, что изображено на картинке, далее взять карточку и выполнить задание. | Ребенок полностью проходит уровень под наблюдением логопеда, соблюдая правильную последовательность действий. | 10 мин |
5 Физкультминутка | Когда ребенок закончит уровень, предложить немного размяться и сделать физкультминутку в зависимости от дня недели. - Давай мы сейчас немного отвлечемся! Для этого давай встанем и сделаем разминку. Разминка будет непростая, а связанная с днем недели. Какой у нас сегодня день недели? Ответ ребенка. Правильно! Сегодня у нас назвать день недели. Сделать разминку в зависимости от дня недели. Понедельник. В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах) Полюбили крепко их Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками) Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки) Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) А затем кружись ты смело. (Покружиться) И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку). Вторник. К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз) По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) Рыб, лягушек доставал, Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад) Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк) И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца) Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз) Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя) Среда. В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, (Ходьба на месте) И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки) Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки) Четверг. А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) Посидели, постояли, Притаились как лиса, (Приседания) Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи). Пятница. Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя) Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) На высокой ёлке, Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки) Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) На дворе настала осень, (Потянуться) Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) Пчёлы дали мёду, Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах) | Ребенок отвечает на вопрос и далее, вместе с логопедом, выполняет разминку. | 2 мин |
6 Развитие речи. | После физкультминутки сесть обратно за стол и предложить другой уровень: звук Л в середине слова (см. Приложение № 4). Повторить все те же самые действия, как и с уровнем, где звук Л в начале слова. - Этот уровень немного отличается от предыдущего, тут нам нужно будет собирать алмазы, и сам уровень выглядит немного по-другому. И звук Л у нас находится уже в середине слова. Давай попробуем пройти его. После удачного выполнения уровня, где звук Л находится в середине слова, перейти в последнему, где звук Л находится в конце слова (см. Приложение № 5). - У нас остался еще один, последний уровень, где звук Л находится в конце слова и выглядит вот так! Выбрать уровень, где звук Л находится в конце слова - Тут нам нужно будет доезжать до кубиков, после появится картинка. Правила остаются такими же. Давай попробуем! Если в процессе выполнения прохождения уровня у ребенка появляются вопросы, то просить его сначала остановиться и убрать руки от клавиш управления, ответить на вопрос и далее попросить продолжить. | Ребенок рассматривает второй уровень на экране ноутбука. Ребенок соглашается и полностью проходит уровень под наблюдением логопеда, соблюдая правильную последовательность действий. Ребенок рассматривает последний уровень на экране ноутбука. Ребенок соглашается и полностью проходит уровень под наблюдением логопеда, соблюдая правильную последовательность действий. | 15 мин |
7 Итог занятия. | После того, как ребенок закончит уровень. - Молодец, ты прошел до конца все три уровня и справился с заданием. Понравилась ли тебе наше занятие? Были ли тебе трудно? Поиграл бы ты в эту игру еще, но с другим звуком? Расскажи о своих впечатлениях полными предложениями. После ответа ребенка. - Итак, наше занятие подошло к концу. Выдать ребенку поощрительный приз (например, в виде наклейки) и попрощаться с ним. | Ребенок отвечает полными предложениями о сегодняшнем занятии. Ребенок забирает приз и прощается с логопедом. | 2 мин |
Всего: | 40 мин |
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Пример занятия с ребенком