КОНСПЕКТ индивидуального учебного занятия (учителя-дефектолога) по образовательной области «Коммуникация» с ребенком с ТМНР (в возрасте 3 лет) (с фотоотчетом действий ребенка на занятии)

2
2
Материал опубликован 3 November в группе

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по образовательной области «Коммуникация»

с фотоотчетом (см. Прил. 1)


Форма занятия: индивидуальная форма.

Продолжительность занятия: 20 мин.


Ф.И.О. учителя-дефектолога: Попкова Е.В.

Дата проведения занятия: 20.10.2025


Ф.И. ребенка/возраст (на 01.09.2025): Тимофей Д. (2,11г.).

Программа обучения: обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью (учебный план ЦКРОиР для воспитанников с ТМНР).

Год обучения в ЦКРОиР: 1-й.


Уровень актуального развития ребенка: см. Прил.2.


Лексическая (недельная) тема:

- текущая «Звучащие игрушки: погремушка, свистулька/свисток, колокольчик/ бубенцы, юла/волчок и др.»

- предыдущая «Фрукты, овощи».


Тема занятия: «Реагирование на звуки музыкальных игрушек»

Задачи:

1. Формировать зрительное и слуховое восприятие и внимание (стимулировать реакцию) ребенка в процессе игровых действий (наблюдения) со звучащими игрушками (погремушка-мячик, колокольчик, бубенцы, волчок, вертушка) и их изображениями с использованием оптико-акустических эффектов (фонарик, интерактивные (светящиеся) игрушки, в т.ч. с эхоустройством, а также вращающиеся/прыгающие/танцующие).

2. Развивать умение поддерживать эмоциональный контакт со взрослым и концентрировать внимание на предмете в процессе коммуникативно-игрового взаимодействия (перевод взгляда с предмета на взрослого и наоборот для демонстрации желания ребенком наблюдать предмет в действии).

3. Формировать социально приемлемое поведение на занятии – не тянуть пальцы в рот через переключение внимания на зрительно-слуховую стимуляцию.


Оборудование:

Для коммуникативной деятельности: 

- предметный символ «начало занятия» (звоночек); зеркало (настольное); зонтик (+колокольчики, закрепленные по его краю) +аудиозапись песенки «Это кто под зонтом»;

- интерактивная игрушка «Цветок-повторяшка»;

- карточки Глена Домана (с изображением звучащих игрушек, в т.ч. фруктов) +фонарик (для привлечения внимания к изображению).


Для предметно-игровой деятельности:

- звучащие игрушки: свисток-язычок (красный, желтый); звучащий мячик-погремушка, интерактивный «подпрыгивающий» мячик (светящийся от удара), звучащие браслеты для рук и ног (с бубенцами);

- вертушки: большие (2 шт.), маленькие 2 шт. (красная, желтая); волчки 2 шт. (красный, желтый);

- сезонное дерево (настенное) с подсветкой «Яблоня» (с фетровыми яблоками).


Для дыхательных (пассивных) упражнений: ароматическая салфетка (запах «Апельсин»);


Дополнительно (для гигиенич. процедур при гиперсаливации у ребенка): влажные салфетки (для рук/лица), полотенце, нагрудник.


Этап занятия

Содержание работы

1. Вводная часть

(создание положительного эмоционального настроя)




Перемещение ребенка из группы в кабинет (сидя в специальном мобильном стулике).

Вытирание рук ребенка влажной салфеткой (при необходимости).


МИНУТКА ПРИВЕТСТВИЯ (сидя на спец. стулике):

(Без столешницы)

1. Ритуал начала занятия «Звоночек» (выполнение (по возможности самостоятельных) потряхивающих движений рукой, на которой предварительно (в группе) ребенку был закреплен звоночек в качестве браслета).


2. Эмоц-ком. (подготовительная) игра «Зеркало» для последующей игры (эмоциональное реагирование и сосредоточение на своем отражении в зеркале).


3.Муз-ком. ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Это кто под зонтом?» (все действия осуществляются с зонтиком, к которому предварительно закреплены !колокольчики для привлечения внимания ребенка).

Это кто под зонтом? (зонтик раскрыт над головой у педагога)

Это Я (педагог показывает указательный жест на себя, при этом произносит свое имя)

Это ТЫ (зонтик раскрыт над головой ребенка, педагог произносит имя ребенка «ТИМА»)

Здравствуй! (совместное выполнение жеста приветствия).

(Повторение несколько раз движений под музыку).


2. Основная часть








ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ РАЗМИНКА:

(для активизации и обогащения обонятельной сенсорной системы ребенка; для стимуляции к выполнению дыхательных упражнений)

Д.и. «Аромасалфетка (апельсин)» (выполнение действий с салфеткой перед ребенком (взмахи слева-справа, над головой). !!При этом педагог стимулирует ребенка к осуществлению действий (приближением салфетки к носу ребенка): вдохнуть апельсиновый аромат, в т.ч. захватить салфетку рукой).

(Со столешницей)

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ для невербальной коммуникации

(на основе принципов Денверской модели и

сенсорной интеграции):


МИНИ-ИГРЫ:

1. Д.и. «Вертушки-хохотушки» (сосредоточение зрительного и слухового восприятия/ внимания на движущемся (крутящемся/вращающемся) предмете/предметах (одинаковых) большого размера (вертушки находятся слева-справа на расстоянии от ребенка), которые педагог приводит в движение попеременно сильным (эмоционально окрашенным) дутьем. !!При этом вызывает эмоционально положительную реакцию и стимулирует к поиску одной из вертушек, которая прячется внизу, под столом).


2. Д.и. «Мяч-погремушка» (сосредоточение зрительного и слухового восприятия/ внимания на движущемся (перекатывающемся) предмете (звучащий мячик-погремушка), который педагог перекатывает на столе (слева-направо; а также к ребенку). !!При этом стимулирует ребенка к выполнению действий: отталкивание мячика рукой в сторону/ к педагогу).


3. Д.и. «Цветные вертушки» (сосредоточение зрительного и слухового восприятия/ внимания на движущемся (крутящемся/вращающемся) предмете/предметах маленького размера разного цвета (вертушки находятся слева-справа от ребенка), которые педагог приводит в движение попеременно сильным (эмоционально окрашенным) дутьем. При этом озвучивает действия предметов (в т.ч. может их цвет: красный-желтый). !!Кроме того, педагог использует прием отсроченного действия (т.е. не приводит в действие вертушку) для стимулирования ребенка к коммуникации (перевести взгляд с предмета на взрослого, эмоционально отреагировать на остановку действия вертушки).


4. Д.и. «Цветные волчки» (сосредоточение зрительного и слухового восприятия/ внимания на движущемся (крутящемся/вращающемся) предмете (волчок красный/желтый), который педагог вращает на столе перед ребенком. При этом озвучивает действия предметов (в т.ч. может их цвет: красный-желтый). !!Кроме того, стимулирует ребенка к выполнению действий: закрыть ладошкой/ схватить волчок).


ТАНЦЕВАЛЬНАЯ (веселая) МИНУТКА

(для активизации и формирования двигательных функций конечностей  под музыкально-оптическое сопровождение)

5. П.и. «Говорящий (музыкальный) цветок» (сопряженное выполнение движений руками под музыкально-оптическое сопровождение: поднятие вверх, в стороны, махи. При этом «танцующий» и светящийся (музыкальный) цветок находится в поле зрения ребенка.

Доп. !После двигательной активности педагог может включить эхофункцию игрушки (которая повторяет все издаваемые звуки) для стимулирования речевого интереса ребенка, стимулирования реакции на имя).

(Без столешницы)

ДВИГАТЕЛЬНАЯ МИНУТКА

6. П.и. «Звучащие браслеты 1» (ребенку надеваются на ножки браслеты с цветными колокольчиками/бубенцами для привлечения внимания к действиям ножками. !!Педагог стимулирует ребенка к выполнению (по возможности) действий: поднятие-опускание, потряхивание ног).

Доп. игра «Звучащие браслеты 2» (то же самое, только на ручки).


МИНУТКА ЛОВКОСТИ

(для формирования точных движений рук;

для переключения внимания в процессе движений)

7. Д.и. «Свисток-язычок» (сосредоточение зрительного восприятия/ внимания на свистке (с раскручивающимся язычком красного/желтого цвета). !!При этом педагог стимулирует ребенка к осуществлению действия: дотянуться до язычка).

(Сидя на полу)

8. Д.и. «Мяч-попрыгун (светящийся)» (сосредоточение зрительного восприятия/ внимания на движущемся предмете с оптическим эффектом (светящийся мячик), с которым педагог осуществляет соответствующие действия: нажимает на него, после чего мячик подпрыгивает и светится. !!При этом стимулирует ребенка к выполнению действий: захват/ удержание, постукивание, бросание).


3. Заключите

льная часть

Дополнительная игра.

Д.и. «Карточки Г. Домана (игрушки)» (сосредоточение на предметном изображении игрушек; предъявление по одной карточке с названием. !!!При этом педагог может подсвечивать изображение на карточке светом фонарика (для привлечения внимания и формирования зрительного образа плоскостного изображения).

МИНУТКА ПОКОЯ

(при выключенном свете в кабинете)

«Волшебная яблоня» (ребенок свободно проводит время на ковре, при этом может рассматривать световые эффекты на сезонном дереве на стене).


Переход (сопряженная ходьба) с ребенком из кабинета в групповую комнату со звучащим браслетом (звоночком) на руке (педагог стимулирует ребенка к перестановке ног).


ПРИМЕЧАНИЕ.

!!!В течение всего занятия педагог контролирует привычку ребенка (тянуть руки в рот), останавливает совершаемую оральную стимуляцию и переключает внимание на зрительно-слуховую стимуляцию.



Приложение 1

ФОТООТЧЕТ деятельности ребенка

на занятиях по лексической (недельной) теме «Звучащие игрушки»


1. Вводная часть занятия

Игры для восприятия себя и своего имени:


- с зеркалом,








- с зонтиком



t1762181055ab.gif

t1762181055ac.gif

t1762181055ad.gif

Подготовительная игра для восприятия следующей игры: сосредоточение на своем отображении в зеркале (с изменением его в пространстве относительно ребенка).

t1762181055ae.gif

t1762181055af.gif

t1762181055ag.gif

Сосредоточение на зонтике (с колокольчиками для привлечения внимание к предмету) с изменением его положения: над ребенком - над педагогом при произношении имени с целью формирования знаний о своем имени и педагога.

2. Основная часть занятия

Игры (с игрушками в разных положениях относительно ребенка):


- с вертушками (большими);




- с мячом-погремушкой;









-с вертушками на разном расстоянии от ребенка (маленькими цветн.);

-с волчками, в т.ч. с двумя одновременно (цветн.);




-с муз. (говорящим)

цветком;












- со звучащими браслетами (пластиковыми цветн. и металлич.) для рук и ног;



















t1762181055ah.gif

t1762181055ai.gif

t1762181055aj.gif

Восприятие предмета (изменяющего положение относит. ребенка); Перевод взгляда с предета на педагога (!!!как основа невербальной коммуникации)  с целью получения мотивационного действия (наблюдения за вращением).

t1762181055ak.gif

t1762181055al.gif

t1762181055am.gif

Отталкивание рукой мяча-погремушки в сторону педагога (предмет при этом звучащий, привлекающий слуховое внимание ребенка).

t1762181055an.gif

t1762181055ao.gif

t1762181055ap.gif

Восприятие предмета; Перевод взгляда с предета на педагога (!!!как основа невербальной коммуникации) с целью получения мотивационного действия (наблюдения за вращением вертушки, волчка/волчков).

t1762181055aq.png

t1762181055ar.png

t1762181055as.png

Сосредоточение внимание на игрушке-повторяшке (меняющей пространственное положение относит.ребенка), которая светится и повторяет все звуки/вокализации за ребенком. В т.ч. называет имя ребенка с целью формирования рекции на имя.

t1762181055at.png

t1762181055au.png

t1762181055av.png

t1762181055aw.png

t1762181055ax.png

t1762181055ay.png

Выполнение действий (по образцу +инструкция) с погремушками в форме браслетов (на руку/ногу) !!!для стимулирования к действиям !!!без удержания предмета ребенком. Кроме того привлечение внимания к частям тела (их названиям).

- с прыгающим мячиком (светящ.)


t1762181055az.png

t1762181055ba.png

t1762181055bb.png

Отталкивание рукой мяча (светящ.) в сторону педагога (предмет при этом светящийся, привлекающий зрительное внимание ребенка).

3. Заключительная часть занятия


Игры с карточками Домана;

настен. (светящ.) панно «Яблоня».


t1762181055bc.png

t1762181055bd.jpg

t1762181055be.png

Восприятие плоскостно

го изобр. игрушки

Получение в конце результативной работы мотивационного поощрения (светящийся/ мигающий предмет большого формата).






Приложение 2

УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Тимофея


По результатам психолого-педагогического обследования

на начало 2025/2026 уч. г. (на 19.09.2025)


Особенности социально-эмоциональной сферы и поведения (педагог-психолог, учитель-дефектолог)

У Тимофея эмоциональный фон нестабильный. В группе может пребывать в спокойном настроении, а может капризничать, плакать (при этом всегда сильно усиливается саливация, тянет пальцы рук в рот). Может успокаиваться при показе мультфильма, громко смеяться при демонстрации в действии дыхательного тренажера, включении и выключении света. При комфортных для него действиях может громко пищать (например, когда перемещается в зал и др.). При недовольстве, нежелании начинает плакать, хныкать. На поощрения, похвалу не реагирует. Мимика лица выразительная. Не всегда адекватно реагирует на тактильные прикосновения, на изменения положения тела в пространстве группы/кабинета (может начать уворачиваться, капризничать). Иногда смеётся при щекотании. Иногда может смеяться в ответ на смех взрослого. Интереса к сверстникам не проявляет. Но при создании игровой ситуации для взаимодействия с другим ребенком (на ковре) может к нему прижиматься, обхватывать руками, прикусывать за одежду, дергать за косичку. На родителей/взрослых, которые заходят в группу (после определенно периода адаптации) реагирует одинаково (начинает громко смеяться, подползает к двери, зрительно сосредотачивается). Спокойно реагирует на расставание с родителями в момент прихода в группу, при прощании (например, с папой) поворачивается в его сторону. Навыки (жестовые) прощания, приветствия не наблюдаются.


Особенности коммуникативно-речевой сферы (учитель-дефектолог)

Понимание обращенной речи ограничено. На свое имя устойчивой реакции не демонстрирует. Отмечается нестабильная реакция на тон и интонацию взрослого. Простейшую инструкцию «дай», «на» не выполняет. Присутствуют отдельные вокализации, звукокомплексы. В течение всего дня наблюдается систематическое попискивание, может щелкать языком.


Состояние двигательной сферы (инструктор ЛФК, воспитатель ДО, учитель-дефектолог)

Самостоятельно не ходит. При помощи взрослого с трудом переставляет ноги, делая несколько шагов, после чего начинает капризничать. Может ползать на четвереньках, стоять непродолжительное время возле дивана, держась за него. Может самостоятельно вставать (под контролем взрослого) из положения сидя с опорой за стену (подоконник) у окна. Самостоятельно сидит на полу без опоры. Может сесть из положения лежа (при этом поворачивается на бок опираясь на руку), а также из положения лежа на животе встать на колени. По ступенькам не поднимается и не спускается, даже с помощью взрослого (при попытке поставить на ступеньку начинает плакать).

Спокойно реагирует на непродолжительное покачивание лежа на гимнастическом мяче, а также на продолжительное покачивание сидя (с придерживанием взрослым) на качающейся платформе. При стимуляции к подпрыгиванию сидя на коленях у взрослого продолжает шевелить ногами.

Мелкая моторика развита слабо. Захватывает и удерживает (кратковременно) мелкие предметы одной рукой (чаще правой). Все предлагаемые игрушки бросает. Может оттолкнуть (отбросить) мяч рукой, сидя на полу. Общеразвивающие упражнения не выполняет. По просьбе (игровой стимуляции) взрослого иногда может похлопать в ладоши.

Присутствуют двигательные стереотипии, стимуляции: в положении сидя подергивание ногами и руками; сосет пальцы рук (чаще правой); щелкает языком, скрипит зубами.


Гигиенические навыки и самообслуживание (воспитатель ДО)

Гигиена тела. Действия по мытью рук и лица самостоятельно не выполняет. Руки под струю воды не подставляет (реакция спокойная). Кран с водой не открывает и не закрывает. Действия по вытиранию рук не выполняет. Носовым платком/салфеткой не пользуется. Наблюдаются попытки высмаркиваться в платок, который удерживает взрослый.

Прием пищи. Ест полутвердую и мягкую пищу. Ложку не удерживает (только сбрасывает), ко рту не подносит. Не пьет из чашки. При отказе от приема не предпочитаемой пищи выплевывает, может начать кричать/плакать.

Раздевание, одевание. В процессе одевания и раздевания активного участия не принимает. При снятии взрослым кофты/майки (в положении сидя) приподнимает руки вверх. Не всовывает в обувь ногу. Застежки на липучках не расстёгивает.

Пользование туалетом. О нужде не сообщает. Физиологические потребности не контролирует (в группе пребывает в подгузнике). На высаживание на горшок (интервальное) реагирует спокойно.


Особенности познавательной, предметно-игровой,

продуктивной деятельности (учитель-дефектолог, воспитатель ДО)

Интерес к действиям с дидактическими (матрешка, пирамидка, кубики и др.), образными (кукла, машинка, животные) игрушкам не проявляет. Наблюдается кратковременное наблюдение за игрушками-забавами (подпрыгивающие, клюющие, карусельные и др.). Может зрительно (кратковременно) прослеживать за перемещением игрушек (машинка и др.). Сосредотачивается (кратковременно) на своем отображении в зеркале. Наблюдается непродолжительный интерес к определенным музыкальным игрушкам со светозвуковым сопровождением. При этом не извлекает звуки из погремушки, бубна и др. Может пассивно со взрослым нажимать на клаксон (пневматический велосипедный). При сопряженной (пассивной) со взрослым манипулятивной деятельности с игрушками интереса не проявляет, демонстрирует отказ (отворачивается, хнычет). Действия со всеми предлагаемыми игрушками/предметами одинаковые – бросает (в основном в сторону). Затруднено принятие обучающей, организующей помощи. Может продолжительное время смотреть на светящуюся лампочку на потолке. Привлекает внимание телефон, сосредотачивается на экране, наблюдается интерес к просмотру мультфильмов. Стремления взаимодействовать с другими детьми при игровой деятельности не проявляет. Сенсорные эталоны не сформированы. В схеме тела не ориентируется. Башенку из двух кубиков (совместно, по подражанию) не строит. Кольца пирамидки (совместно) не нанизывает. При организации игры «Где Тимоша?, «Ку-ку» (с использованием салфетки) срывает самостоятельно салфетку, при этом выразительной реакции не демонстрирует. Игрушки под салфеткой не ищет, салфетку не срывает. При предъявлении ароматических предметов (например, с ароматом апельсина реакции не демонстрирует). Может определенное время смотреть в окно (стоя), сидя (реже лежа) может длительное время наблюдать за световыми лампочками на потолке.

Изобразительная деятельность. Способен удерживать непродолжительное время карандаш/кусок пластилина, после чего всегда выбрасывает. Соответствующих действий с карандашом/фломастером не выполняет. Действия с изобразительными материалами не осуществляет (в т.ч. совместные).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный материал публикации!

0
3 November

Большое спасибо, Ольга, за обратную связь!

1
4 November

Похожие публикации