Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [ч] в фразовой речи»
МАДОУ №101 СП2
Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе
Тема: «Автоматизация звука [ч] в фразовой речи».
Выполнила: учитель – логопед
Никифорова В. М.
Тема: Автоматизация звука [ч] во фразовой речи.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [ч] во фразе;
Задачи:
Закреплять четкость движений и правильного положения органов артикуляционного аппарата;
Развивать речевое дыхание;
Учить выразительности речи;
Развивать фонетический слух, фонетическое восприятие;
Закреплять умение строить схему предложения и определять последовательность слов;
Развитие навыки словообразования;
Развивать внимание, память.
1. Загадка:
Его пинают, он не плачет,
Его бросают назад скачет.
Упадет – подскачет, ударят не плачет. (мяч)
Логопед: какой звук ты слышишь и произносишь в конце слова?
Ребёнок: звук [ч] .
А мяч нам сегодня пригодится на занятии.
2. Артикуляционная гимнастика:
1). Надуть щеки
2). «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»
(зубы сомкнуты). Губами имитируется произношение звуков – о – у)
3). «Блинчик» - «Иголочка»
Губы в улыбке. Открой рот. Язык высунут далеко вперед
Губы в улыбке. Напрягаем язык и делаем его узким.
Положить широкий
передний край языка
на нижнюю губу
и удерживать ее от 5 до 10 сек
4). «Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
А) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
Б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.
В) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой.
Г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.
5). «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибая книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Упражнение на дыхание. Загадка.
С ветки на тропинку
С травки на былину
Прыгает пружинка
Зелёная спинка (кузнечик)
Логопед: Ну-ка попрыгай как кузнечик
Руки согнуты в локтях, прыжки на месте, вверх – вдох, присядь на выходе произнеси звук [ч].
3. Автоматизация звука [ч]
Цель: Закреплять правильное произношение звука в словах, в фразовой речи, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонетический слух.
4.Игра «Найди звук» (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ч]) .
Ситец, чаша, гречиха, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, мечта, просить, прощать, чудо.
5. Игра: «Большой – маленький» (мяч)
Разноцветный мяч - разноцветный мячик
Золотой ключ - золотой ключик
Фарфоровая чашка - фарфоровая чашечка
Березовый пенек - березовый пенечек
Чайное блюдце - чайное блюдечко
Умная собака - умная собачка.
6. Задание «Выбери картинку» (предметная картинка на звук [ч] + 2 картинки на [т]
Проговаривание слов по картинкам.
7. Задания «Придумай предложение и составь схему»
Ач – оч – уч – ич – испечем кулич
Ча – чо – чу – чи – достанем кулич из печи
Чня – чне – чню – чни – чаем гостей угощать начни.
Итог: Повторение стихотворения
«Ручеек»
Ручеек, ручеек
Дай водички на чаек,
Мы чаек горячий
Будем пить на даче
Пить с печеньем, калачом,
И пирог испечем!
И сверкая под лучами,
Засмеялся родничок,
Быстро прыгнул
С камня в чайник
Дал водички на чаек.
Логопед: как ты думаешь, ты хорошо, выразительно прочитал стихотворение?
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки со звуками [ч], [т], наборы для составления схем предложений, сундучок, чайная посудка, муляжи – печенье, булочка, калач; мяч.