12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Суханова Ирина Александровна52
Россия, Нижегородская обл., п. Сокольское

Конспект коррекционного занятия (индивидуального)

«Автоматизация звука « С» в слогах у ребенка с дизартрией

1.Организационный момент

2.Подготовительная часть

Логопедический массаж

Нормализация моторики артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

Развитие голоса

Развитие дыхания

Развитие слухового внимания

Развитие мелкой моторики


 

3. Основная часть

Коррекция произносительной стороны речи

4.Итоговая часть

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах

Задачи: 1. образовательные: 
- закреплять артикуляцию произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах ;
- закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент 2-3 минуты

Логопед: Вопрос: Здравствуй Саша! Как настроение?

Ответ ребенка:…..

Логопед: Давай немного поиграем и поучимся. Ты же хочешь красиво говорить?!

2. Подготовительная часть.

1) Массаж артикуляционной мускулатуры  (проводится по книге «Логопедический массаж» Е.Ф. Архиповой, 1989 г.

-перед проведением массажа ребенка надо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

-в оральной мускулатуре производят расслабляющие движения мышц лба, шеи, щек, и языка, придерживаясь направления «от переферии к центру»


 

- Массаж лба

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя

Описание: легкое поглаживание от висков к центру. Движения выполняются 6- 8 раз.

- Массаж щек

Цель: Расслабление щечной мышцы

Описание: проводят вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. С внутренней стороны движения осуществляются с помощью шарикового зонда.

- Массаж мышц поднимающих угол рта

Цель: расслабление мышц поднимающих угол рта

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.

- Массаж скуловой мышцы

Цель: расслабление скуловых мышц

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Движения указательным и средним пальцами обеих рук(6-10) раз.

- Массаж губ и круговой мышцы рта

Цель: Расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: - поглаживание губ от углов рта к центру (6-8 раз)

-поглаживание круговой мышцы рта указательными пальцами обеих рук.

- Массаж языка

Цель: Расслабление мышц языка

Описание: - легкое поглаживание языка от кончика к корню. Поглаживающие движения осуществляются указательным пальцем, зондом Шарик, шпателем

-легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

2).Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком подготовительных упражнений: «Забор», «Трубочка», «Мост», «Лопата», «Вкусное варенье». «Фокус», « Холодный ветер», «Теплый ветер»

3) Голосовая гимнастика

Цель: развитие голоса, развитие дыхания, уточнение артикуляции гласных звуков

-пропевание гласных звуков «Звуковые дорожки»- а, у , о, у , э, и

4) Дыхательная гимнастика

Цель: дифференциация носового и ротового дыхания

- игра « Понюхай цветочки»

-игра « Подуй на свечку»

5) Развитие слухового внимания

Цель: - различение неречевых звуков

-различение речевых звуков

Описание: Игра «Узнай, что звучит» (шуршание бумаги, звук колокольчика, звон ложки в стакан)

6) Развитие мелкой моторики

Цель: укрепление мышц рук

-пальцевая гимнастика

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

А. Толбанова

3.Основная часть.

Коррекция произносительной стороны речи

-Логопед: Саша, сегодня к нам в гости пришла кукла Света.

Прослушивание образца правильной речи. (два раза).

- Стол, стул, слон, сапоги, санки, свет, суп.

Какой звук встречается чаще других?

- Правильно,звук «С».

-Сегодня мы в месте с Светой будем играть, побываем в магазине ,поможем ей купить мебель, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Уточнение артикуляции звука «С»

 Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит  через середину язычка до его кончика. На ладони,  поднесённой  ко рту ощущается  резкая холодная струя.

 Света хочет поиграть с тобой в игру

1.«Поймай звук «С».

Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» - хлопни в ладоши.

 А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

2. Повторяй за мной.

в прямых открытых слогах (сы-са;со-су);

в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус);

в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).

Логопед: Молодец Саша.

А теперь поиграем в другую игру

«Намотаем нитки на клубок».

Имитация наматывания ниток с произнесением слогов
- прямых открытых слогах (сы-са;со-су);

в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус);

в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).

Логопед: Молодец Саша.

3.Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения. (Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.)


 

 А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

-СА!

Правильно!

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова  со слогом  «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

4. Физкультурная минутка

Логопед: Сейчас Света приглашает нас с тобой сходить в магазин. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на  островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

Вот мы уже и в магазине. В отделе «Мебель».

Логопед: Мы должны приобрести мебель, название которой начинается на звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стул.

Логопед просит ребенка попытаться определить место звука «С» в этих словах.

Ответ ребенка:…..

Логопед: Молодец Саша!!!

Итоговая часть.

Логопед: Устала Света сильно, ей пора домой отдыхать , но напоследок она хочет услышать как ты научился красиво говорить звук « С» и слоги с этим звуком «са-со-су -сы»

Ребенок произносит звук «С» и слоги.

Логопед: Молодец Саша, хорошо сегодня занимался. (если у ребенка нет аллергии за хорошую работу на занятие логопед поощряет конфетой)


 

Выполнила: учитель –логопед Суханова Ирина Александровна

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Тихомирова Екатерина Витальевна, 11.08.17 в 22:50 0 Ответить Пожаловаться
Интересный конспект. Спасибо!!!!
Суханова Ирина Александровна, 13.08.17 в 20:35 0 Ответить Пожаловаться
Конспект проверенный на практике, всегда работает!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.