Конспект коррекционно-развивающего занятия по мотивации старших дошкольников к получению знаний и творческой активности. Тема: «Цветок желаний»
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по мотивации старших дошкольников
к получению знаний и творческой активности
тема: «Цветок желаний»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Цель: создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала и формирования позитивных эмоциональных состояний дошкольников для получения знаний.
Задачи:
гармонизировать эмоциональный фон участников;
мотивировать детей на получение знаний посредством ИКТ, песочной терапии, технологии стихосложения;
формировать «язык эмоций»;
развивать межполушарное взаимодействие коры головного мозга;
способствовать развитию общей и мелкой моторики;
активизировать психические процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение), слуховой и зрительный анализаторы;
повышать работоспособность и продуктивность процесса творческой деятельности;
формировать коммуникативные навыки и коллективный интеллект;
воспитывать целеустремленность и интерес к результату своего творчества.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Оборудование: кабинет педагога-психолога, компьютер (картинки «Смешарики», интерактивная физкультминутка, веселая музыка), набор цветов с эмоциональными состояниями (смайлики), кинетический песок и оборудование для работы с песком (крышечки, палочки, фольга и другой бросовый материал), для стихосложения лист А4 и ручка, сюрпризы на каждого ребенка (лист с контурным изображением и с образцом для раскрашивания).
Инновационные технологии: ИКТ, песочная терапия, технология стихосложения.
Длительность занятия: 25-30 минут.
Участники: 6-7 человек (дети старшего дошкольного возраста).
Ход:
Звучит музыка и приглашает детей на мероприятие в кабинет к педагогу-психологу.
1. Приветствие «Улыбнись Смешарикам!»
Педагог-психолог приветствует детей.
- Добрый день, мои друзья! Я рада вас приветствовать! К вам вновь спешат любимые мультипликационные герои!
Педагог-психолог предлагает детям поздороваться с героями жестом и мимикой.
Дети заходят и садятся перед компьютером. На экране компьютера появляются герои известного мультика «Смешарики».
Дети не вербально приветствуют героев.
- Ребята! Отлично у вас получилось поприветствовать наших героев жестом и мимикой!
2. Психологическая разминка «Эмоции героев»
Педагог-психолог продолжает: «Ребята, обратите внимание на настроение каждого героя.
- Как вы думаете, какие эмоции и чувства испытывают Смешарики? Почему? Как вы определили?
Дети определяют по мимике и жестам эмоциональное состояние каждого героя.
- Да! Согласна! Надо выяснить причину негативных эмоциональных состояний Смешариков! Предлагаю рассмотреть картинку на экране и разобраться…
Дети выдвигают свои предположения. Педагог-психолог уточняет время года, весенние явления природы, название первых весенних цветов.
- Ребята а у нас на полянке тоже распустились цветы. Посмотрите, какие они красивые! Наши цветы тоже испытывают разные эмоциональные состояния.
Работа с пиктограммами «Эмоции цветов». Детям предлагается взять на столе несколько цветов со смайликами на противоположной стороне. Дети рассматривают цветы, смайлики и определяют эмоциональное состояние растений, аргументируя свои ответы. Если у участников встречи возникают затруднения, то взрослый добивается от детей правильного построения предложений и обоснований ответов.
- Молодцы! Отлично определили все настроения цветов!
3. Проблемная ситуация «Грусть поэта»
На экране компьютера появляется Бараш.
Педагог-психолог обращает внимание детей на задумчивость, грусть Бараша и озвучивает проблемную ситуацию героя: «Ребята, Бараш занимался своим любимым делом – поэтическим творчеством. И вдруг, потерял вдохновение, не получается сочинить стихотворение о весенних цветах, не хватает слов и мыслей. Он ждет вашей помощи. Поможете?»
- Помочь ему может тот, кто чувствует вдохновение? Вы знаете, что такое «вдохновение»?
Дети отвечают. Педагог разъясняет значение слова «вдохновение».
Вдохновение – это особое состояние человека. Это состояние творческого подъема и сильной увлеченности, когда человек чувствует бодрость и активность, когда у него много сил и энергии для создания чего-то нового: поделки, рисунка, стихотворения. Люди могут чувствовать вдохновение при выполнении любого дела.
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Педагог-психолог предлагает детям поиграть со словами, фразами.
Цель игры «Закончи фразу»: подобрать слова к понятию «вдохновение» и закончить предложение.
- Итак, каким же бывает вдохновение? Я начну предложение, а вы закончите его.
Музыкант, сочиняя музыку, чувствует… (какое вдохновение?)
Дети отвечают (…музыкальное вдохновение).
Поэт, сочиняя стихи, чувствует… (какое вдохновение?)
Дети отвечают (…поэтическое вдохновение).
Художник пишет картины и чувствует… (какое вдохновение?)
Дети отвечают (…художественное вдохновение).
По мере необходимости взрослый помогает справиться с заданием.
- Молодцы! Замечательная игра! Все справились!
- Источник вдохновения можно найти. Нашим источником вдохновения будет служить кинетический песок («живой»). Каждый из вас создаст цветок желания, наполнится чувством удовольствия от полученного результата и настроится на стихосложение.
Педагог-психолог предлагает детям настроиться на творческую деятельность.
4. Создание из кинетического песка «Цветов желания»
- Для активного творчества, воображения, позитивных мыслей предлагаю сделать любую знакомую вам нейрогимнастику.
Нейрогимнастика для активизации воображения и творчества
Дети выполняют упражнения для пальцев рук по своему желанию (данный процесс деятельности является диагностическим аспектом, коррекционно-развивающим и закрепляющим).
Психологический настрой на мыслительную деятельность
Педагог-психолог включает веселую музыку.
Веселая и легкая музыка
MP3 / 4.6 Мб
- А, теперь, ребята, закройте глаза, вспомните, какие части есть у растения и представьте в мыслях свой волшебный цветок. Если получилось, то можете приступать к созданию своего цветка желания из кинетического песка.
Педагог-психолог вместе с детьми создает свой цветок желания. В процессе деятельности осуществляется индивидуальная работа. По мере необходимости взрослый помогает детям (при озвучивании ребенка затруднений).
5. Физкультминутка «Веселая мышка»
Педагог-психолог на компьютере включает интерактивную зарядку. Дети выходят из-за стола, встают свободно перед компьютером, активизируют зрительный, слуховой анализатор и общую моторику, повторяя ритмично за героем физкультминутки.
6. Рассматривание готовых работ «Цветов желания»
Дети рассматривают готовые работы из песка, рассказывая о «волшебной силе своих цветов-желаний», делятся впечатлениями от процесса деятельности (какие чувства испытывали в процессе работы).
7. Стихосложение.
Педагог-психолог обращает внимание на «вдохновение», которое дети получили в процессе работы с песком, дает установку на стихосложение и рифмовку.
Детям предлагается помочь Барашу создать стихотворные рифмы.
Цветы на клумбе расцвели
И много…принесли (света, счастья, мира…)
- Какие слова можно вставить?
Дети придумывают рифмованные слова, а педагог-психолог записывает строчки на листе бумаге. Далее участники заканчивают стихотворение и озвучивают его мультипликационным героям, характеризуя эмоциональное состояние персонажей (аргументация по мимике и жестам).
8. Рефлексия.
Каждый участник встречи делится впечатлениями о своей успешности, результате деятельности и получает на память от Смешариков сюрпризный лист с игровым заданием («Обведи по контуру и раскрась картинку по схеме»).
Источники
1. Интернет ресурс:
Каритинки со Смешариками
https://infourok.ru/kartoteka-psihologicheskie-relaksacionnie-nastroi-dlya-detey-2280210.html
Значение слов
Картинка
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obuchayushie_kartochki_komnatnie_rasteniya_v_dou_130530.html
Картинки растений для детей.
http://steshka.ru/detyam-o-rasteniyax
Музыка хорошего настроения. Легкая, веселая, позитивная.
Физминутка "Веселая мышка"
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Свирида Елена Васильевна