12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кудринская Мария Владимировна612
Россия, Москва, Москва
3

Конспект повторительно-обобщающего урока истории для умственно отсталых обучающихся 7 класса по разделу «Новгородская боярская республика»



Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о Новгородской республике периода раздробленности.

Задачи:

Образовательные:

- обобщение и систематизация исторических представлений о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического развития благодаря торговле, о занятиях новгородцев, об особенностях управления Новгородскими землями;

- закрепление представлений о вещественных исторических памятниках и особенностях работы археологов;

Коррекционные:

- развитие умений работать с исторической картой, древним и современными планами города;

- развитие внимания, памяти и словесно-логического мышления на материале урока;

Воспитательные:

- способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории.

Ход урока

I Организация начала урока. Разгадывание ребусов.

Разгадайте ребусы. Запомните слова, которые у вас получились

4=О (Новгород - город, столица

Новгородской республики)

4=х (Волхов - река, на которой

стоит Новгород)

4=Г (Торговля - основное занятие

жителей Новгорода)

(Хлеб - основная пища)

а) Назовите слова, которые у вас получились: (Новгород, Волхов, торговля, хлеб)

б) Как вы думаете, о каком из 15 самостоятельных государств, образовавшихся на территории Киевской Руси в период раздробленности, мы сегодня будем разговаривать? (О Новгородской республике) В какой части бывшей Киевской Руси находилось это государство? (В северной и западной части Руси)

в) Как вы думаете, какое из разгаданных вами слов лишнее в данном ряду? Почему? (Лишнее слово хлеб, так как из-за холодного климата новгородцы его не выращивали, а покупали на территории Владимиро-Суздальского княжества).

II. Повторение и обобщение пройденного материала.

а) работа с планом древнего Новгорода.

Мы вместе с археологами отправляемся на раскопки в Новгород.

Вот план древнего Новгорода А это карта современного города

- Какая река протекает через город и делит его на две стороны? (река Волхов)

- Как называлась часть города, где находились дома купцов, амбары для хранения товаров? (Торговая сторона)

- Как называлась другая сторона города? (Софийская сторона). Почему эта часть города так называлась? (На Софийской стороне располагался главный новгородский храм - Софийский собор)

- Как называлась главная часть города, расположенная на Софийской стороне, где находились боярские подворья? (Кремль). Что такое кремль? (Кремль - центральная часть города, обнесенная стенами и башнями).

- Как Вы думаете, где стоит копать археологам, чтобы найти исторические памятники - в центре современного города или на окраинах? Почему? Один ученик выходит к доске и показывает на карте современного города области для раскопок. ( В центре - ведь город растет от центра к окраинам. Значит, центр древнее)

б) Попробуй найти самые древние предметы в раскопе. Внизу нарисованы вещи, которые использовали древние новгородцы.

- Присмотрись, можешь ли ты разыскать такие же в земле на рисунке?

- Для начала все это надо отмыть от грязи. Теперь назови, что же мы нашли? (Ложка, гусли, ножницы, шахматы, игрушка, кошелек, грамота)

в) Ответьте "Да" или "нет" (работа с сигнальными карточками)

- Благодаря природным условиям, основным занятием населения в Новгородской земле стало земледелие (Нет)

- В Новгородской земле князей на правление приглашало вече (Да)

- В центре Новгорода находился кремль, где жил князь с дружиной (Нет)

- Новгородская земля была богата солью и железными рудами (Да)

- Новгородская земля имела выход к морю, что способствовало развитию торговли (Да)

- Новгород был одним из самых маленьких и бедных городов Руси (Нет)

- Славился Новгород своей торговлей и ремеслами далеко за пределами новгородской земли (Да)

г) Работа с картиной Аполлинария Васнецова "Новгородский торг"

Постепенно на основании находок и описаний археологи восстанавливают, как выглядел средневековый Новгород, как люди одевали, чем торговали. Это нелегко, но вы тоже можете попробовать. Здесь изображен Новгородский торг. Чтобы восстановить, как было в древности, надо найди 5 ошибок.

III. Физминутка

Угадай, какие товары привез в Новгород этот корабль. Если услышите название товара, привезенного в Новгород заморскими купцами, повернитесь через правое плечо. Если услышите название товара, которым торговали сами новгородские купцы, повернитесь через левое плечо. Если услышите название товара, который не мог существовать в том веке, стойте на месте.

Украшения из золота и серебра, мед и воск, стиральные машины, меха и шкуры, хлеб, сало и соль, мороженое, дорогие ткани.

д) Заполни таблицу «Занятия жителей Великого Новгорода»

Занятия жителей Великого Новгорода

Занятия людей

Кто они?

Эти жители занимались гончарным, кожевенным, плотницким, ювелирным и многими другими видами труда

ремесленники

Эти горожане торговали мехами, медом, смолой, кожей и различными изделиями. Со своими товарами выезжали в Византию и в другие страны

купцы

Эти люди владели большими землями, они были богатыми и умели влиять на решения веча в свою пользу

бояре

Эти жители занимались простым мирным трудом: пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу, помогали в хозяйстве богатым людям

крестьяне

Эти люди служили православной вере, распространяли грамоту, помогали бедным и больным жителям Новгорода

священники

е) Разгадывание кроссворда

- Как называлось народное собрание Новгорода? (Новгородское вече)

- Представьте себе, что вы - князь. Для чего вы приехали в Новгород? (Чтобы защищать Новгородские земли от врагов).

Разгадайте кроссворд об особенностях управления в Новгородской республике.

1

2

3

4

а

р

х

и

е

п

и

с

к

о

п

к

н

я

з

ь

 

п

о

с

а

д

н

и

к

т

ы

с

я

ц

к

и

й

1. Он ведал всеми церковными делами и хранил новгородскую казну.

2. Он не имел права жить в Новгороде и приглашался с дружиной для защиты города.

3. Он - глава Новгорода: управлял всеми государственными делами, принимал послов, заключал договора, созывал вече для решения важных вопросов.

4. Он собирал налоги и руководил городским ополчением в случае войны.

ж) Берестяные грамоты.

Если бы мы жили в древнем Новгороде, то у нас не было бы ни ручки, ни бумаги, ни тем более компьютера. Но это не значит, что мы были бы совсем неграмотными. Наоборот, и бедные, и богатые, и мужчины, и женщины умели читать и писать. Писали они на коре березы (ее называли и до сих пор называют) берестой, а написанные на ней письма - берестяными грамотами.

О чем же простые новгородцы писали друг другу? Как и в нашей школе, на уроках новгородские дети не только учились, но и хулиганили. В 1956 году нашли несколько грамот, которые писал мальчик Онфим. Наверное, ему было скучновато делать упражнения, во он и стал рисовать зверей, всадников и воинов - так же, как мы рисуем всякие фигурки на полях тетрадок. В одной грамоте Онфим сначала старательно переписывал азбуку, а потом нарисовал странное четвероногое существо с высунутым языком, подписав его "Я звере", т.е. "Я - зверь". Сверху, явно копируя письма взрослых, мальчик нацарапал: "Поклон от Онфима ко Даниле" - именно по этой фразе мы знаем его имя.

Эту грамоту послал родителям в Новгород человек по имени Гюргий. В письме он предлагает отцы с матерью продать дом и ехать в Смоленск или Киев, так как хлеб там дешевле.

Игра "Имена людей в Новгородской боярской республике"

Какие имена были у новгородцев? Прочитай начала разных грамот. Выпиши все имена через запятую:

ОТЪ САВЫ ПОКЛАНЯНИЕ КЪ БРАТЬИ И ДРУЖИНЕ

ОТЪ ЖИРЯТЕ ПОКЛАНЯНИЕ КЪ РАДЯТЕ

ПОКЛАНЯНИЕ ОТЪ ЯНИКЕ СЪ СЕЛЯТОЮ КЪ ЯРИНЕ

ОТЪ РЕМЬШЕ ПОКЛАНЯНИЕ КЪ КЛИМЯТЕ И КЪ ПАВЬЛУ

ПОКЛАНЯНИЕ ОТЪ ДОМАЖИРА КЪ ЯКОВУ

ПОКЛАНЯНЬЕ ОТЪ МИРСЛАВА КЪ ЖИРОШКЕ

ПОКЛАНЯНИЕ ОТЪ ДАНИЛА КЪ БРАТУ К ЫГНАТУ

Ответы: Сава, Жирята, Радята, Янка, Селята, Ярина, Ремша, Климята, Павел, Домажир, Яков, Мирслав, Жирошка, Данила, Ыгнат.

Игра "Составь грамоту"

Но чаще всего ученым достаются только обрывки писем. Иногда верхние, а иногда нижние, иногда оборванные справа, а иногда - слева. Как вы думаете, какую из неполных грамот легче читать? Давайте проверим. Назови недостающие кусочки букв и прочитай слова.

магазин

ремонт

школа

музей

библиотека

Какое из получившихся слов лишнее? Почему? (Ремонт - лишнее слово, так как остальные слова обозначают общественные учреждения)

IV. Подведение итогов урока

а) Самостоятельная работа учащихся (тест)

Выберите правильный ответ.

1. В какой части бывшей Киевской Руси находилось Новгородское государство?

а) северо-западе б) юго-востоке в) юго-западе

2. Какое из занятий не было распространено в Новгородском государстве?

а) торговля б) охота в) земледелие г) добыча соли и железной руды

3. Как называлось народное собрание Новгорода?

а) ополчение б) вече в) пошлина

б) Напишите правильно исторический термин:

Волх__в - река, разделяющая Новгород на две стороны

П__са__ник - глава городского управления, созывавший вече

Р_м_слен _ик - человек, занимающийся ремеслами

Новг_р_д - город, столица Новгородской земли

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.