Конспект повторительно-обобщающего урока истории для умственно отсталых обучающихся 7 класса по разделу «Новгородская боярская республика»
Пояснительная записка к презентации
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о Новгородской республике периода раздробленности.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение и систематизация исторических представлений о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического развития благодаря торговле, о занятиях новгородцев, об особенностях управления Новгородскими землями;
- закрепление представлений о вещественных исторических памятниках и особенностях работы археологов;
Коррекционные:
- развитие умений работать с исторической картой, древним и современными планами города;
- развитие внимания, памяти и словесно-логического мышления на материале урока;
Воспитательные:
- способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории.
Ход урока
I Организация начала урока. Разгадывание ребусов.
Разгадайте ребусы. Запомните слова, которые у вас получились
4=О (Новгород - город, столица
Новгородской республики)
4=х (Волхов - река, на которой
стоит Новгород)
4=Г (Торговля - основное занятие
жителей Новгорода)
(Хлеб - основная пища)
а) Назовите слова, которые у вас получились: (Новгород, Волхов, торговля, хлеб)
б) Как вы думаете, о каком из 15 самостоятельных государств, образовавшихся на территории Киевской Руси в период раздробленности, мы сегодня будем разговаривать? (О Новгородской республике) В какой части бывшей Киевской Руси находилось это государство? (В северной и западной части Руси)
в) Как вы думаете, какое из разгаданных вами слов лишнее в данном ряду? Почему? (Лишнее слово хлеб, так как из-за холодного климата новгородцы его не выращивали, а покупали на территории Владимиро-Суздальского княжества).
II. Повторение и обобщение пройденного материала.
а) работа с планом древнего Новгорода.
Мы вместе с археологами отправляемся на раскопки в Новгород.
Вот план древнего Новгорода А это карта современного города
- Какая река протекает через город и делит его на две стороны? (река Волхов)
- Как называлась часть города, где находились дома купцов, амбары для хранения товаров? (Торговая сторона)
- Как называлась другая сторона города? (Софийская сторона). Почему эта часть города так называлась? (На Софийской стороне располагался главный новгородский храм - Софийский собор)
- Как называлась главная часть города, расположенная на Софийской стороне, где находились боярские подворья? (Кремль). Что такое кремль? (Кремль - центральная часть города, обнесенная стенами и башнями).
- Как Вы думаете, где стоит копать археологам, чтобы найти исторические памятники - в центре современного города или на окраинах? Почему? Один ученик выходит к доске и показывает на карте современного города области для раскопок. ( В центре - ведь город растет от центра к окраинам. Значит, центр древнее)
б) Попробуй найти самые древние предметы в раскопе. Внизу нарисованы вещи, которые использовали древние новгородцы.
- Присмотрись, можешь ли ты разыскать такие же в земле на рисунке?
- Для начала все это надо отмыть от грязи. Теперь назови, что же мы нашли? (Ложка, гусли, ножницы, шахматы, игрушка, кошелек, грамота)
в) Ответьте "Да" или "нет" (работа с сигнальными карточками)
- Благодаря природным условиям, основным занятием населения в Новгородской земле стало земледелие (Нет)
- В Новгородской земле князей на правление приглашало вече (Да)
- В центре Новгорода находился кремль, где жил князь с дружиной (Нет)
- Новгородская земля была богата солью и железными рудами (Да)
- Новгородская земля имела выход к морю, что способствовало развитию торговли (Да)
- Новгород был одним из самых маленьких и бедных городов Руси (Нет)
- Славился Новгород своей торговлей и ремеслами далеко за пределами новгородской земли (Да)
г) Работа с картиной Аполлинария Васнецова "Новгородский торг"
Постепенно на основании находок и описаний археологи восстанавливают, как выглядел средневековый Новгород, как люди одевали, чем торговали. Это нелегко, но вы тоже можете попробовать. Здесь изображен Новгородский торг. Чтобы восстановить, как было в древности, надо найди 5 ошибок.
III. Физминутка
Угадай, какие товары привез в Новгород этот корабль. Если услышите название товара, привезенного в Новгород заморскими купцами, повернитесь через правое плечо. Если услышите название товара, которым торговали сами новгородские купцы, повернитесь через левое плечо. Если услышите название товара, который не мог существовать в том веке, стойте на месте.
Украшения из золота и серебра, мед и воск, стиральные машины, меха и шкуры, хлеб, сало и соль, мороженое, дорогие ткани.
д) Заполни таблицу «Занятия жителей Великого Новгорода»
Занятия жителей Великого Новгорода
Занятия людей |
Кто они? |
Эти жители занимались гончарным, кожевенным, плотницким, ювелирным и многими другими видами труда |
ремесленники |
Эти горожане торговали мехами, медом, смолой, кожей и различными изделиями. Со своими товарами выезжали в Византию и в другие страны |
купцы |
Эти люди владели большими землями, они были богатыми и умели влиять на решения веча в свою пользу |
бояре |
Эти жители занимались простым мирным трудом: пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу, помогали в хозяйстве богатым людям |
крестьяне |
Эти люди служили православной вере, распространяли грамоту, помогали бедным и больным жителям Новгорода |
священники |
е) Разгадывание кроссворда
- Как называлось народное собрание Новгорода? (Новгородское вече)
- Представьте себе, что вы - князь. Для чего вы приехали в Новгород? (Чтобы защищать Новгородские земли от врагов).
Разгадайте кроссворд об особенностях управления в Новгородской республике.
1 2 3 4 |
а |
р |
х |
и |
е |
п |
и |
с |
к |
о |
п |
к |
н |
я |
з |
ь |
|||||||
п |
о |
с |
а |
д |
н |
и |
к |
||||
т |
ы |
с |
я |
ц |
к |
и |
й |
1. Он ведал всеми церковными делами и хранил новгородскую казну.
2. Он не имел права жить в Новгороде и приглашался с дружиной для защиты города.
3. Он - глава Новгорода: управлял всеми государственными делами, принимал послов, заключал договора, созывал вече для решения важных вопросов.
4. Он собирал налоги и руководил городским ополчением в случае войны.
ж) Берестяные грамоты.
Если бы мы жили в древнем Новгороде, то у нас не было бы ни ручки, ни бумаги, ни тем более компьютера. Но это не значит, что мы были бы совсем неграмотными. Наоборот, и бедные, и богатые, и мужчины, и женщины умели читать и писать. Писали они на коре березы (ее называли и до сих пор называют) берестой, а написанные на ней письма - берестяными грамотами.
О чем же простые новгородцы писали друг другу? Как и в нашей школе, на уроках новгородские дети не только учились, но и хулиганили. В 1956 году нашли несколько грамот, которые писал мальчик Онфим. Наверное, ему было скучновато делать упражнения, во он и стал рисовать зверей, всадников и воинов - так же, как мы рисуем всякие фигурки на полях тетрадок. В одной грамоте Онфим сначала старательно переписывал азбуку, а потом нарисовал странное четвероногое существо с высунутым языком, подписав его "Я звере", т.е. "Я - зверь". Сверху, явно копируя письма взрослых, мальчик нацарапал: "Поклон от Онфима ко Даниле" - именно по этой фразе мы знаем его имя.
Эту грамоту послал родителям в Новгород человек по имени Гюргий. В письме он предлагает отцы с матерью продать дом и ехать в Смоленск или Киев, так как хлеб там дешевле.
Игра "Имена людей в Новгородской боярской республике"
Какие имена были у новгородцев? Прочитай начала разных грамот. Выпиши все имена через запятую:
ОТЪ САВЫ ПОКЛАНЯНИЕ КЪ БРАТЬИ И ДРУЖИНЕ
ОТЪ ЖИРЯТЕ ПОКЛАНЯНИЕ КЪ РАДЯТЕ
ПОКЛАНЯНИЕ ОТЪ ЯНИКЕ СЪ СЕЛЯТОЮ КЪ ЯРИНЕ
ОТЪ РЕМЬШЕ ПОКЛАНЯНИЕ КЪ КЛИМЯТЕ И КЪ ПАВЬЛУ
ПОКЛАНЯНИЕ ОТЪ ДОМАЖИРА КЪ ЯКОВУ
ПОКЛАНЯНЬЕ ОТЪ МИРСЛАВА КЪ ЖИРОШКЕ
ПОКЛАНЯНИЕ ОТЪ ДАНИЛА КЪ БРАТУ К ЫГНАТУ
Ответы: Сава, Жирята, Радята, Янка, Селята, Ярина, Ремша, Климята, Павел, Домажир, Яков, Мирслав, Жирошка, Данила, Ыгнат.
Игра "Составь грамоту"
Но чаще всего ученым достаются только обрывки писем. Иногда верхние, а иногда нижние, иногда оборванные справа, а иногда - слева. Как вы думаете, какую из неполных грамот легче читать? Давайте проверим. Назови недостающие кусочки букв и прочитай слова.
магазин
ремонт
школа
музей
библиотека
Какое из получившихся слов лишнее? Почему? (Ремонт - лишнее слово, так как остальные слова обозначают общественные учреждения)
IV. Подведение итогов урока
а) Самостоятельная работа учащихся (тест)
Выберите правильный ответ.
1. В какой части бывшей Киевской Руси находилось Новгородское государство?
а) северо-западе б) юго-востоке в) юго-западе
2. Какое из занятий не было распространено в Новгородском государстве?
а) торговля б) охота в) земледелие г) добыча соли и железной руды
3. Как называлось народное собрание Новгорода?
а) ополчение б) вече в) пошлина
б) Напишите правильно исторический термин:
Волх__в - река, разделяющая Новгород на две стороны
П__са__ник - глава городского управления, созывавший вече
Р_м_слен _ик - человек, занимающийся ремеслами
Новг_р_д - город, столица Новгородской земли