Конспект урока химии на тему «Реакции кислот с индикаторами и металлами» (8 класс)
Разработка урока на тему « Реакции кислот с индикаторами и металлами»
Предмет Химия
Класс 8
Тема: Реакции кислот с индикаторами и металлами
Цели урока:
Образовательные: знакомство учащихся с химическими индикаторами, рассмотрение химических свойств кислот на примере их реакций с индикаторами и металлами.
Развивающие: развитие практических навыков, логического мышления, умения формулировать свои мысли; формирование коммуникативности.
Воспитательные: воспитание аккуратности при выполнении химических опытов, положительного интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, лабораторный опыт, работа в малых группах, сообщения учащихся
Оборудование и реактивы: мультимедийная презентация (ПК, проектор); пластинки для микрометода; индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин; металлы: цинк, магний, медь; раствор соляной кислоты.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Работа в парах с последующим обсуждением ( раздаточный материал, приложение 1)
Игра крестики-нолики:
а) Покажите выигрышный путь, который составляют формулы кислот
HCI | NaOH | SO2 |
K2SO4 | H3PO4 | H2O2 |
FeO | H2SO4 | H2S |
-Назовите кислоты, назовите остальные вещества из таблички, определите класс соединений.
б) Покажите выигрышный путь, который составляют формулы двухосновных кислот
HCI | HNO3 | H2SiO3 |
H2CO3 | H3PO4 | H2SO3 |
HBr | H2SO4 | H2S |
-Какие кислоты называются двухосновными? Определите основность других кислот из таблички?
III. Формулирование темы и цели урока
-Ребята, мы вспомнили название кислот, их классификацию. А как вы думаете, почему кисло-молочные продукты, кислые соки, квашенную капусту не рекомендуется хранить в алюминиевой посуде?
Учащиеся размышляют, предполагают, что все перечисленные продукты содержат кислоты, которые реагируют с алюминием.
-Все ли металлы будут реагировать с кислотами и с одинаковой интенсивностью?
Сегодня мы начнём рассматривать химические свойства кислот (а именно реакции с металлами и индикаторами). Учащиеся формулируют цели урока.
IV. Изучение нового материала
1.Индикаторы (рассказ учителя)
Портрет английского учёного Роберта Бойля ( приложение 2)
Индикаторы открыл английский учёный Роберт Бойль в 17 веке. Бойль проводил различные опыты. Однажды, когда он проводил очередное исследование, зашел садовник. Он принес фиалки. Бойль оставил цветы на столе. Когда ученый закончил свой опыт он случайно посмотрел на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан водой. И – что за чудеса - фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Это явление удивило Бойля и он провёл серию опытов с кислотами и растениями других цветов. Выяснилось, что и васильки, и розы , и цветы других растений изменяли свой цвет под действием кислот. Особенно интересной оказалась настойка лакмусового лишайника. В растворах кислот она становится красной, а в растворах щелочей - синей. Вещества, которые указывают нам среду изменением цвета Бойль назвал индикаторами, что с латыни обозначает «показатели». В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
2.Лабораторный опыт « Действие кислот на индикаторы» (работа в парах)
Для проведения данной работы используем пластинку для микрометода. Перед учащимися инструкция по выполнению. Учащиеся аккуратно капают в углубления по три капли раствора соляной кислоты. Далее в первое углубление с кислотами добавляем одну каплю метилового оранжевого, в другое – одну каплю лакмуса, в третье – каплю фенолфталеина. Свои наблюдения учащиеся оформляют в виде таблицы.
Изменение окраски индикаторов
Среда | Метиловый оранжевый | Лакмус | Фенолфталеин |
Нейтральная | Оранжевый | Фиолетовый | Бесцветный |
Кислая | Красный | Розовый | Бесцветный |
3. Сообщение учащихся «Природные индикаторы»
Группа учащихся, которые посещают кружок «Юный химик» подготовили небольшую презентацию. Рассказали о своём опыте получения и использования природных индикаторов (приложение 3)
Царство растений поражает многообразием красок. Цветовая палитра разнообразна и определяется химическим составом клеточного содержимого каждого растения, в состав которого входят пигменты - биофлавоноиды. Пигменты – это органические соединения, присутствующие в клетках и тканях растений и окрашивающие их. К биофлавоноидам относятся, например, антоцианы и каротиноиды. Широко распространенными в растительном мире красящими веществами являются антоцианы. Антоцианы (от греческих слов «цветок» и «синий») – природные красящие вещества. Антоцианы придают растениям окраску в диапазоне от розовой до темно- фиолетовой.
Присутствие антоцианов в клеточном соке растений придает цветкам колокольчиков синий цвет, фиалок – фиолетовый, незабудок – небесно-голубой, тюльпанов, пионов, роз, георгинов – красный, а цветкам гвоздик, флоксов, гладиолусов – розовый. Почему же этот краситель является таким многоликим? Дело в том, что антоциан в зависимости от того, в какой среде он находится (в кислотной, нейтральной или щелочной), способен быстро изменять свой оттенок. Антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами: в нейтральной среде приобретают пурпурную окраску, в кислой среде – красный цвет, в щелочной среде – зелено-желтый цвет.
4. Реакции кислот с металлами
Кислоты реагируют не только с индикаторами, но и с металлами. Проведём опыт и определим все ли металлы реагируют с кислотами с одинаковой интенсивностью.
Демонстрационный опыт « Реакция кислот с металлами»
В три пробирки наливаем соляную кислоту. В первую пробирку помещаем кусочек медной проволоки, во вторую - гранулу цинка, в третью- магниевую стружку.
Учащиеся наблюдают за изменениями в пробирках. Делают вывод, что металлы неодинаково реагируют с кислотами.
-Почему металлы неодинаково реагируют с кислотами?
Учащиеся открывают учебник(Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.) на странице 154.Изучают информацию, отвечают на вопрос учителя( работа с учеником)
V.Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала применяется дидактическая игра «Верю-не верю».
Игру начинает учитель, первую фразу адресует одному из учащихся. Если он согласен с утверждением, то отвечает «верю», если не согласен, то «не верю». И формулирует утверждение для следующего участника.
Примерные утверждения:
- Индикаторы были открыты английским учёным Робертом Бойлем в 17 веке. (Верю)
- В нейтральной среде лакмус оранжевый. (Не верю)
- Все металлы реагируют с кислотами. (Не верю)
- В кислой среде метиловый оранжевый приобретает красное окрашивание. (Верю)
- Золото активно реагирует с кислотами. (Не верю)
- В ряду Бекетова металлы расположены в порядке уменьшения их активности. (Верю)
- Фенолфталеин бесцветный в кислой среде. (Верю)
- Железо активнее меди. (Верю)
- Из природного сырья можно изготовить индикаторы (Верю)
- Металлы, стоящие в ряду активности до водорода реагируют с кислотами в выделением водорода и образованием соли. (Верю)
VI. Рефлексия
Рефлексия проводится по изображениям капельниц с метилоранжем, лакмусом и фенолфталеином. (приложение 4 )
-Оцените свою работу на уроке, в этом вам помогут изображение капельниц с индикаторами.
Капельница с оранжевым содержимым (метилоранжевым) - «На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна»
Капельница с фиолетовым содержимым ( лакмусом) – «На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения»
Капельница с бесцветным содержимым – « На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне не понятна»
VII. Домашнее задание и подведение итогов урока
Изучить параграф учебника, записать уравнения реакций меди, цинка и магния с соляной кислотой в тетрадь
Список источников
1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с
2. https://school-science.ru/3/13/31640
3. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучёнок» https://obuchonok.ru/node/1842
Приложение 1
Поработайте в парах
Игра крестики-нолики:
а) Покажите выигрышный путь, который составляют формулы кислот
HCI | NaOH | SO2 |
K2SO4 | H3PO4 | H2O2 |
FeO | H2SO4 | H2S |
б) Покажите выигрышный путь, который составляют формулы двухосновных кислот
HCI | HNO3 | H2SiO3 |
H2CO3 | H3PO4 | H2SO3 |
HBr | H2SO4 | H2S |
Приложение 2
Приложение 3
Окраска природных индикаторов в различных средах
Индикатор | Кислотная среда | Нейтральная | Щелочная |
Клубника | Красный | Розовый | Жёлто-синий |
Свекла | Алый | Бордовый | Жёлтый |
Йошта(компот) | Красный | Розовый | Жёлтый |
Капуста краснокочанная | Красный | Фиолетовый | Жёлтый |
Приложение 4