Конспект урока "Однокоренные слова" (2 класс). С использованием ИКТ технологий.

3
0
Материал опубликован 7 June

Автор статьи: Котова Марина Андреевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 города Реж


КОНСПЕКТ УРОКА

(с использованием ИКТ технологий)

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: «Однокоренные (родственные) слова. Корень слова».

Цель урока: создание условий для формирования представления об однокоренных (родственных) словах, умения находить среди слов однокоренные (родственные) слова, определять корень слова, подбирать однокоренные (родственные) слова к данному слову.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Учебник 2 класс, рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (ФГОС УМК «Школа России», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).

Раздаточный материал для самостоятельной работы.

Компьютер, презентация на тему «Однокоренные слова. Корень слова», видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот»

Этапы урока

Название этапа

Методы и приёмы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивационный этап

Практический метод: приём «Улыбка».

Наглядный: демонстрация видеофрагмента

-Здравствуйте, ребята. Готовы начать урок?

-Садитесь. Прежде, чем мы приступим с вами к работе, покажите, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок.

-А теперь покажите друг другу своё настроение.

Включается видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот»

-Открываем тетради, отступаем 2 строчки, записываем дату, классная работа. Положите тетрадь правильно, с наклоном. Сядьте правильно.

Приветствуют учителя.





Открывают тетради, записывают дату.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Практический и наглядный метод: словарный диктант с проверкой на слайде презентации

-А начнем наш урок со словарного диктанта. Записываем слова в строчку, через запятую. Пишем красиво и аккуратно!

Осина, дорога, лопата, ягода, яблоко, сказуемое, рисовать, ветер.

-Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и возьмите карандаши. На слайде написаны слова, которые вы только что записывали. Исправьте карандашом ошибки своего одноклассника и поменяйтесь обратно.

-Есть у нас те, кто написал без ошибок? Поднимите руку.

-А у кого одна ошибка?

-А у кого 2-3 ошибки?

Записывают словарные слова в тетрадь.




Выполняют взаимопроверку.

Выявление затруднения

Словесный метод: подводящий диалог.

Наглядный метод: демонстрация родственных слов на слайде презентации

-Ребята, а кого вы называете родственниками?

-Это люди, которые произошли из одного рода, из одной семьи. Очень часто они похожи между собой.

-А есть ли родственники у слов?

-Прочитайте слова:

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик.

-Объясним лексическое значение каждого слова.

-Прочитаем первое слово, что оно значит?

-Прочитаем второе слово и объясним его значение.


-Тоже самое сделаем с третьим и четвёртым словом.




-Что объединяет эти слова?

-Какая часть в этих словах общая?

-А как называются такие слова?

-Они называются родственными.

-Может кто-то уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

-Всё верно.

-Маму, папу, брата, сестру, бабушку.



-Не знаем, наверное.




-Берёза – дерево.

-Берёзовый – принадлежащий берёзе. Например, берёзовый сок.

-Березняк – берёзовый лес, роща.

-Подберёзовик – гриб, который растёт под берёзой.

-Они связаны по значению.

-Берез.

-Не знаем.



-О родственных словах.

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения

Практический и наглядный метод: составление плана урока, с использованием презентации

-Какую цель мы поставим на урок?


-Хорошо. А теперь прочтите план урока, все ли пункты в правильном порядке?

-Тогда давайте расположим их правильно.

-Узнать о родственных словах больше информации.


-Нет.

-1.Познакомиться с родственными словами.

2.Научиться определять корень слова.

3.Выполнить самостоятельную работу.

4.Подвести итоги.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Наглядный метод: демонстрация определения родственных слов на слайде презентации, работа с Интернет-ресурсом (словарём).

Практический метод: упражнение «Придумай родственные слова».

Словесный метод: беседа, работа со словарём

-Приступим к выполнению первого пункта плана. Прочитайте правило со слайда.



-Итак, а теперь скажите мне, какие слова называются родственными?


-А еще?

-Хорошо. В начале урока мы с вами уже познакомились с родственными словами. Теперь давайте придумаем родственные слова к слову «зима».



-Отлично! Давайте проверим. Эти слова схожи по смыслу?

-А какая часть в этих словах общая?

-Верно. Значит, мы точно можем назвать их родственными словами.

-Ну что, ребята, какой пункт плана мы выполнили?

-Давайте переходить ко второму. Как он звучит?

-Скажите мне, где вы слышали такое слово «корень»?

-Хорошо, а еще знаете, какие есть значения у этого слова?

-Тогда давайте обратимся к словарю и узнаем, сколько у этого слова есть лексических значений. Катя, читай первое значение.

-Хорошо, про это мы уже с вами сказали. Коля читает второе значение.

-Ребята, а где у волоса корень?

-Да, с корня начинают расти наши волосы, но они есть не только на голове, а еще, например, на руках.

-Дальше Дима нам прочитает третье лексическое значение у слова «корень».

-Посмотрите, слово «корень» имеет несколько значений. А кто мне скажет, как называются такие слова, у которых несколько значений?

-Все верно. Какое значение слова подходит нам на уроке русского языка?


-Слова, которые схожи по смыслу и имеют общую часть называются родственными.


-Которые имеют общую часть.

-Которые связаны по значению.



-Зимовать.

-Зимушка.

-Зимний.


-Да.

-Зим.



-Первый.

-Научиться определять корень слова.

-У растений под землей есть корень.

-Нет.



-1) подземная часть растения.


-2) часть волоса, зуба, ногтя.

-Корень волоса у нас на голове.




-3) часть слова.



-Многозначные слова.


-Третье значение – часть слова.

Первичное закрепление нового знания

Словесный метод: беседа, рассказ, работа с учебником.

Наглядный метод: демонстрация упражнения «Найди однокоренные слова», плана урока на слайде презентации.

Практический метод: упражнение «Найди однокоренные слова».

-Давайте повторим, что такое «корень слова»?


-А какие слова называются родственными?


-А теперь послушайте сказку и после ее прочтения, я хочу, чтобы вы ответили на вопрос: как по-другому называются родственные слова?

-Сказка называется «Семья слов».

Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось словесное дерево. Самой главной частью его был корень, который назывался «лес». Он обладал удивительной способностью разрастаться.

Когда корень – «лес» разрастался, из него появились новые слова-веточки: лесок, лесной, лесник, перелесок.

Получилась большая семья слов. У всех этих слов общая часть -лес-, показывающая, от какого слова они образовались. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Таким образом, корень – это главная, общая часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него «растут» другие слова. Слова, которые имеют одинаковый корень, называются однокоренными.

-А теперь ответьте на вопрос: как по-другому называются родственные слова?

-Давайте откроем учебники на странице 59 и прочитаем правило.




-А теперь посмотрите на слайд и скажите мне, все ли слова являются однокоренными?

Коза – козлёнок;

Азбука – алфавит;

Парта – парк.


-Почему первая пара слов – однокоренные слова?


-А какой у них корень?

-Слова азбука и алфавит очень близки по смыслу, являются ли они однокоренными? Почему?


-Слова парта – парк – однокоренные слова? Почему? У них же тоже есть общая часть пар-.


-Какой мы можем сделать вывод? Какие признаки у однокоренных слов?



-Верно. Ребята, я вижу, что вы устали. Давайте разомнемся, вставайте.

-Я буду называть слова, а ваша задача – если вы услышали родственные (однокоренные) слова, то высоко подпрыгиваете, а если не однокоренные слова, то садитесь. Слушайте внимательно!

-Брат, братишка, братик.

-Сок, сачок, солнце.

-Барабан, барабанный, барабанщик.

-Термометр, термос, телевизор.

-Рыба, рыбак, рыбка.

-Родственники, родные, родители.

-Отлично, все справились!

-А теперь посмотрим в учебник на упражнение 79. Лиза, читай задание.



-Ваня, прочитай нам слова.


-Скажите, ребята, а это точно родственные слова? Вдруг нас обманывают.


-Как вы это поняли? Давайте сначала объясним значения.








-Так, хорошо. А что общего в лексическом значении этих слов?

-Давайте попробуем найти в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение.

-Молодцы! А теперь запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб знаком ∩.

-От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной?

-Правильно. Ребята, посмотрите на наш план урока. Сколько пунктов мы уже выполнили?

-К какому переходим? Прочитайте его.

-Это общая часть родственных слов.

-Слова, которые схожи по смыслу и имеют общую часть.





Внимательно слушают учителя.

















-Однокоренные.


-Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.





-Только первая пара слов – однокоренные.

-Связаны по значению, один корень.

-Коз.


-Нет, у них нет общей части – корня.


-Эти слова различны по значению.


-У них есть два признака: они связаны по значению и у них есть общая часть, корень.







Выполняют физкультминутку.







-Прочитайте родственные слова. Что обозначает каждое из них?

-Гриб, грибок, грибник, грибной.


-Это точно родственные слова!


-Гриб – растение.

-Грибок – так ласково называем гриб.

-Грибник – человек, который собирает грибы.

-Грибной ­– например, грибной суп, то есть он из грибов.


-Всё говорится про гриб.



-Гриб.




-От слова гриб.


-Два.

-Выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Практический и наглядный метод: самостоятельная работа на карточках с проверкой на слайде презентации

-Значит, сейчас мы переходим к третьему пункту плана.

-Ребята, теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

-Сейчас я раздам вам карточки с заданиями (Приложение 1). Вам нужно найти и вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке. Эту работу вы будете выполнять самостоятельно.

-Посмотрите на задания, если у вас есть вопросы, можете их задать.

-Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. А теперь посмотрите на слайд с ответами. Оцените своего соседа и поставьте рядом карандашом отметку: если нет ошибок – «5», если 1 ошибка – «4», если 2 ошибки – «3».









Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку.

Включение в систему знаний и умений

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация плана урока на слайде презентации

-Давайте вернемся к плану урока. Все ли пункты плана мы выполнили?

-Какой пункт остался?

-Как он звучит, прочитайте.

-Давайте подведём итоги урока. Какая была цель?


-Мы достигли поставленной цели?

-С помощью чего?

-А как вы поняли, что такое родственные слова?


-Как по-другому называют родственные слова?

-Что такое корень слова?


-Нет.

-Последний пункт остался.

-Подвести итоги.

-Узнать о родственных словах больше информации.

-Да.

-С помощью упражнений.

-Это слова, которые схожи по смыслу и имеют общую часть.

-Однокоренные.

-Это главная часть в слове.

Рефлексия

Словесный метод: объяснение.

Практический метод: приём «Смайлик»

-Перед вами два смайлика. Покажите веселый смайлик, если урок вам понравился, а если ничего не понравилось, то грустный смайлик.

Выставляются отметки. Задаётся домашнее задание.

-Хорошо, ребята. Спасибо за работу на уроке.



Выполняют самоанализ.




Приложение 1

Самостоятельная работа


Найди и вычеркни «лишнее» слово.

Горе, гора, горка, горный.

Печаль, печальный, скука, печалиться.

Боль, больница, больной, большой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей