Конспект урока "Однокоренные слова" (2 класс). С использованием ИКТ технологий.
Автор статьи: Котова Марина Андреевна
учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 города Реж
КОНСПЕКТ УРОКА
(с использованием ИКТ технологий)
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Тема урока: «Однокоренные (родственные) слова. Корень слова».
Цель урока: создание условий для формирования представления об однокоренных (родственных) словах, умения находить среди слов однокоренные (родственные) слова, определять корень слова, подбирать однокоренные (родственные) слова к данному слову.
Ресурсы | ||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ |
Учебник 2 класс, рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (ФГОС УМК «Школа России», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий). | Раздаточный материал для самостоятельной работы. | Компьютер, презентация на тему «Однокоренные слова. Корень слова», видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот» |
Этапы урока
Название этапа | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивационный этап | Практический метод: приём «Улыбка». Наглядный: демонстрация видеофрагмента | -Здравствуйте, ребята. Готовы начать урок? -Садитесь. Прежде, чем мы приступим с вами к работе, покажите, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок. -А теперь покажите друг другу своё настроение. Включается видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот» -Открываем тетради, отступаем 2 строчки, записываем дату, классная работа. Положите тетрадь правильно, с наклоном. Сядьте правильно. | Приветствуют учителя. Открывают тетради, записывают дату. |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Практический и наглядный метод: словарный диктант с проверкой на слайде презентации | -А начнем наш урок со словарного диктанта. Записываем слова в строчку, через запятую. Пишем красиво и аккуратно! Осина, дорога, лопата, ягода, яблоко, сказуемое, рисовать, ветер. -Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и возьмите карандаши. На слайде написаны слова, которые вы только что записывали. Исправьте карандашом ошибки своего одноклассника и поменяйтесь обратно. -Есть у нас те, кто написал без ошибок? Поднимите руку. -А у кого одна ошибка? -А у кого 2-3 ошибки? | Записывают словарные слова в тетрадь. Выполняют взаимопроверку. |
Выявление затруднения | Словесный метод: подводящий диалог. Наглядный метод: демонстрация родственных слов на слайде презентации | -Ребята, а кого вы называете родственниками? -Это люди, которые произошли из одного рода, из одной семьи. Очень часто они похожи между собой. -А есть ли родственники у слов? -Прочитайте слова: Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик. -Объясним лексическое значение каждого слова. -Прочитаем первое слово, что оно значит? -Прочитаем второе слово и объясним его значение. -Тоже самое сделаем с третьим и четвёртым словом. -Что объединяет эти слова? -Какая часть в этих словах общая? -А как называются такие слова? -Они называются родственными. -Может кто-то уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке? -Всё верно. | -Маму, папу, брата, сестру, бабушку. -Не знаем, наверное. -Берёза – дерево. -Берёзовый – принадлежащий берёзе. Например, берёзовый сок. -Березняк – берёзовый лес, роща. -Подберёзовик – гриб, который растёт под берёзой. -Они связаны по значению. -Берез. -Не знаем. -О родственных словах. |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения | Практический и наглядный метод: составление плана урока, с использованием презентации | -Какую цель мы поставим на урок? -Хорошо. А теперь прочтите план урока, все ли пункты в правильном порядке? -Тогда давайте расположим их правильно. | -Узнать о родственных словах больше информации. -Нет. -1.Познакомиться с родственными словами. 2.Научиться определять корень слова. 3.Выполнить самостоятельную работу. 4.Подвести итоги. |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | Наглядный метод: демонстрация определения родственных слов на слайде презентации, работа с Интернет-ресурсом (словарём). Практический метод: упражнение «Придумай родственные слова». Словесный метод: беседа, работа со словарём | -Приступим к выполнению первого пункта плана. Прочитайте правило со слайда. -Итак, а теперь скажите мне, какие слова называются родственными? -А еще? -Хорошо. В начале урока мы с вами уже познакомились с родственными словами. Теперь давайте придумаем родственные слова к слову «зима». -Отлично! Давайте проверим. Эти слова схожи по смыслу? -А какая часть в этих словах общая? -Верно. Значит, мы точно можем назвать их родственными словами. -Ну что, ребята, какой пункт плана мы выполнили? -Давайте переходить ко второму. Как он звучит? -Скажите мне, где вы слышали такое слово «корень»? -Хорошо, а еще знаете, какие есть значения у этого слова? -Тогда давайте обратимся к словарю и узнаем, сколько у этого слова есть лексических значений. Катя, читай первое значение. -Хорошо, про это мы уже с вами сказали. Коля читает второе значение. -Ребята, а где у волоса корень? -Да, с корня начинают расти наши волосы, но они есть не только на голове, а еще, например, на руках. -Дальше Дима нам прочитает третье лексическое значение у слова «корень». -Посмотрите, слово «корень» имеет несколько значений. А кто мне скажет, как называются такие слова, у которых несколько значений? -Все верно. Какое значение слова подходит нам на уроке русского языка? | -Слова, которые схожи по смыслу и имеют общую часть называются родственными. -Которые имеют общую часть. -Которые связаны по значению. -Зимовать. -Зимушка. -Зимний. -Да. -Зим. -Первый. -Научиться определять корень слова. -У растений под землей есть корень. -Нет. -1) подземная часть растения. -2) часть волоса, зуба, ногтя. -Корень волоса у нас на голове. -3) часть слова. -Многозначные слова. -Третье значение – часть слова. |
Первичное закрепление нового знания | Словесный метод: беседа, рассказ, работа с учебником. Наглядный метод: демонстрация упражнения «Найди однокоренные слова», плана урока на слайде презентации. Практический метод: упражнение «Найди однокоренные слова». | -Давайте повторим, что такое «корень слова»? -А какие слова называются родственными? -А теперь послушайте сказку и после ее прочтения, я хочу, чтобы вы ответили на вопрос: как по-другому называются родственные слова? -Сказка называется «Семья слов». Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось словесное дерево. Самой главной частью его был корень, который назывался «лес». Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда корень – «лес» разрастался, из него появились новые слова-веточки: лесок, лесной, лесник, перелесок. Получилась большая семья слов. У всех этих слов общая часть -лес-, показывающая, от какого слова они образовались. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Таким образом, корень – это главная, общая часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него «растут» другие слова. Слова, которые имеют одинаковый корень, называются однокоренными. -А теперь ответьте на вопрос: как по-другому называются родственные слова? -Давайте откроем учебники на странице 59 и прочитаем правило. -А теперь посмотрите на слайд и скажите мне, все ли слова являются однокоренными? Коза – козлёнок; Азбука – алфавит; Парта – парк. -Почему первая пара слов – однокоренные слова? -А какой у них корень? -Слова азбука и алфавит очень близки по смыслу, являются ли они однокоренными? Почему? -Слова парта – парк – однокоренные слова? Почему? У них же тоже есть общая часть пар-. -Какой мы можем сделать вывод? Какие признаки у однокоренных слов? -Верно. Ребята, я вижу, что вы устали. Давайте разомнемся, вставайте. -Я буду называть слова, а ваша задача – если вы услышали родственные (однокоренные) слова, то высоко подпрыгиваете, а если не однокоренные слова, то садитесь. Слушайте внимательно! -Брат, братишка, братик. -Сок, сачок, солнце. -Барабан, барабанный, барабанщик. -Термометр, термос, телевизор. -Рыба, рыбак, рыбка. -Родственники, родные, родители. -Отлично, все справились! -А теперь посмотрим в учебник на упражнение 79. Лиза, читай задание. -Ваня, прочитай нам слова. -Скажите, ребята, а это точно родственные слова? Вдруг нас обманывают. -Как вы это поняли? Давайте сначала объясним значения. -Так, хорошо. А что общего в лексическом значении этих слов? -Давайте попробуем найти в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение. -Молодцы! А теперь запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб знаком ∩. -От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной? -Правильно. Ребята, посмотрите на наш план урока. Сколько пунктов мы уже выполнили? -К какому переходим? Прочитайте его. | -Это общая часть родственных слов. -Слова, которые схожи по смыслу и имеют общую часть. Внимательно слушают учителя. -Однокоренные. -Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными. -Только первая пара слов – однокоренные. -Связаны по значению, один корень. -Коз. -Нет, у них нет общей части – корня. -Эти слова различны по значению. -У них есть два признака: они связаны по значению и у них есть общая часть, корень. Выполняют физкультминутку. -Прочитайте родственные слова. Что обозначает каждое из них? -Гриб, грибок, грибник, грибной. -Это точно родственные слова! -Гриб – растение. -Грибок – так ласково называем гриб. -Грибник – человек, который собирает грибы. -Грибной – например, грибной суп, то есть он из грибов. -Всё говорится про гриб. -Гриб. -От слова гриб. -Два. -Выполнить самостоятельную работу. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | Практический и наглядный метод: самостоятельная работа на карточках с проверкой на слайде презентации | -Значит, сейчас мы переходим к третьему пункту плана. -Ребята, теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. -Сейчас я раздам вам карточки с заданиями (Приложение 1). Вам нужно найти и вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке. Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. -Посмотрите на задания, если у вас есть вопросы, можете их задать. -Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. А теперь посмотрите на слайд с ответами. Оцените своего соседа и поставьте рядом карандашом отметку: если нет ошибок – «5», если 1 ошибка – «4», если 2 ошибки – «3». | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют взаимопроверку. |
Включение в систему знаний и умений | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация плана урока на слайде презентации | -Давайте вернемся к плану урока. Все ли пункты плана мы выполнили? -Какой пункт остался? -Как он звучит, прочитайте. -Давайте подведём итоги урока. Какая была цель? -Мы достигли поставленной цели? -С помощью чего? -А как вы поняли, что такое родственные слова? -Как по-другому называют родственные слова? -Что такое корень слова? | -Нет. -Последний пункт остался. -Подвести итоги. -Узнать о родственных словах больше информации. -Да. -С помощью упражнений. -Это слова, которые схожи по смыслу и имеют общую часть. -Однокоренные. -Это главная часть в слове. |
Рефлексия | Словесный метод: объяснение. Практический метод: приём «Смайлик» | -Перед вами два смайлика. Покажите веселый смайлик, если урок вам понравился, а если ничего не понравилось, то грустный смайлик. Выставляются отметки. Задаётся домашнее задание. -Хорошо, ребята. Спасибо за работу на уроке. | Выполняют самоанализ. |
Приложение 1
Самостоятельная работа
Найди и вычеркни «лишнее» слово.
Горе, гора, горка, горный.
Печаль, печальный, скука, печалиться.
Боль, больница, больной, большой.