Конспект урока по литературному чтению на тему «В.А. Овсеева "Собака яростно лаяла"» (1 класс)
Тема урока: «В.А. Овсеева «Собака яростно лаяла». Программа «Школа России», предмет «Литературное чтение», 1 класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с произведением В.А. Овсеевой «Собака яростно паяла»; создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Формируемые УУД:
личностные: положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова;
регулятивные (способность организовать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
познавательные (искать, получать и использовать информацию): осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Оборудование: чистоговорки для речевой разминки, портрет В.А. Осеевой, выставка книг по теме урока.
План урока:
№ п / п | Этапы мероприятия | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя). | ≈ 2 минуты |
2. | Основная часть урока (актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала). | ≈ 40 минут |
3. | Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание*). | ≈ 3 минуты |
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | – Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок. | Проверяют готовность к уроку. |
2. | Актуализация знаний | Выставка рисунков собак. Выразительное чтение стихотворений С.Я. Маршака «Трезор», Р.С. Сефа «Кто любит собак» (тема прошлого урока). – Отгадайте загадку и вы догадаетесь, о чем мы будем говорить, и какие произведения будем читать на сегодняшнем уроке. – Знают взрослые и дети, кто самый лучший друг на свете? – Объясните, как вы догадались. Почему собаку называют лучшим другом человека? | Обучающиеся сдают учителю рисунки собак для выставки, выразительно читают стихотворения С.Я. Маршака «Трезор», Р.С. Сефа «Кто любит собак». Слушают загадку. – Собака. Ответы-объяснения учащихся. |
3. | Самоопределение к деятельности | На доске записаны слова в два столбика: лохматый пушистый большой маленький зубастый беззащитный страшный напуганный – Как вы думаете, кого можно описать словами из первого столбика? – А кого можно описать слова их второго столбика? – Как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня? – Да, действительно, вы правы. Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котенке и свирепой собаке. | – Собаку. – Котенка. – О котенке и собаке. |
4. | Работа по теме урока | Речевая минутка. На доску вывешиваются читоговорки: Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Оч-оч-оч – наступила снова ночь. Су-су-су – было холодно в лесу. Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь. – Прочтите чистоговорки быстро, четко, не ошибаясь. – Откройте учебники на странице 60. Прочитайте название рассказа. – С автором этого произведения вы уже знакомы. Как ее зовут? – Рассмотрите иллюстрации к этому рассказу. Как вы думаете, о чем он будет? – Послушайте рассказ. Чтение рассказа учителем. – Приходилось ли вам когда-нибудь кого-то защищать? – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами. Чтение рассказа цепочкой по предложению. Анализ произведения. – На кого лаяла собака? – Как вел себя котенок? – Где стояли ребята? – Как они себя вели? – Кто спас котенка от собаки? – Что она сделала? – Что женщина сказала мальчикам? – Чему удивились мальчики? – Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием? – Как отнеслась к их поступку женщина? – Как бы вы поступили, окажись вы на месте этих ребят? | Отрабатывают навыки чтения. – «Плохо» («Собака яростно лаяла»). – Автор – Валентина Александровна Овсеева. Предположения учащихся. Слушают чтение учителя. Ответы учащихся. Учащиеся читают хором: – Я-рост-но – яростно, при-па-да-я – припадая, на пе-ред-ни-е – на передние при-жав-шись – прижавшись, взъе-ро-шен-ный – взъерошенный, рас-кры-вал – раскрывал, не-по-да-ле-ку – неподалеку, по-спеш-но – поспешно, у-ди-ви-лисъ – удивились. Читают рассказ цепочкой по предложению. – На котенка. – Он прижался к забору, жалобно мяукал, широко раскрыв рот. – Рядом. – Они смотрели, ждали, что будет дальше. – Женщина. – Выглянула в окно, поспешно выбежала на крыльцо и отогнала собаку. – Она сказала, как им не стыдно. – Они удивились, из-за чего им должно быть стыдно, они же ничего не сдали. Ответы учащихся. – Она гневно сказала им, что это и плохо, что они ничего не сделали. Ответы учащихся. |
5. | Физкультминутка | – По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге). И на этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге). И по этой же дорожке пробежимся мы немножко (бег на месте). И на этой же дорожке мы попрыгаем немножко (прыжки на месте на обеих ногах). И по этой же дорожке прогуляемся немножко (ходьба на месте). | Выполняют задания физкультминутки. |
6. | Закрепление изученного материала | – Прочитайте рассказ выразительно. – Как автор относится к котенку? – Как надо прочитать слова женщины? – С какой интонацией звучат слова мальчиков? – Прочтите рассказ выразительно по ролям. Подготовка к пересказу. – На сколько частей можно разделить текст? – Прочтите первую часть. – Как мы можем озаглавить первую часть текста? – Кто пришел на помощь? – Прочтите вторую часть. Как ее озаглавить? – Прочтите третью часть. Озаглавьте ее. Запись плана на доске: 1. Котенок и собака. 2. Спасение котенка. 3. Как вам не стыдно! – Используя план, перескажите рассказ В.А. Осеевой «Собака яростно лаяла». | Несколько учеников выразительно читают рассказ. – Автору жалко котенка, ведь он маленький, беззащитный, на него нападает большая собака, а защиты ждать не от кого. – Гневно. Она разозлена поступком мальчиков. – Удивленно. Они не понимают, что сделали не так. Несколько учеников читают рассказ выразительно по ролям. – Текст можно разделить на три части. Один учащийся читает первую часть текста. – Котенок и собака. – Женщина. Один учащийся читает первую часть текста. – Спасение котенка. Один учащийся читает первую часть текста. – Как вам не стыдно! Несколько учащихся пересказывают рассказ. |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока | – С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке? – Чему нас учит этот рассказ?
– Какой совет вы дадите мальчикам? | – С произведением «Собака яростно лаяла» В.А. Овсеевой. – Внимательно относиться к тем, кто нас окружает, помогать, не быть равнодушными. Ответы учащихся. |
8*. | Домашнее задание | Выразительное чтение и пересказ по плану и рисунку рассказа В.А. Осеевой «Собака яростно лаяла». | |