12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения Николаевна Кузнецова346
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Методическая разработка урока по математике для учащихся

8 класса общеобразовательных школ

Предмет: математика

Класс: 8

УМК: Алгебра. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. А. Г. Мордкович, Н. П. Николаев. – М. Мнемозина, 2019

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема урока: Как построить график функции t1685725326aa.gif, если известен график функции t1685725326ab.gif.

Цель урока: создать условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно смогли сформулировать правило построения графика функции t1685725326aa.gif, если при этом известен график функции t1685725326ab.gif.

Задачи урока:

Обучающие: научить строить график функции t1685725326aa.gif, если известен график функции t1685725326ab.gif

Развивающие: развитие у обучающихся исследовательской культуры, коммуникативной культуры, рефлексивной деятельности, способности четко формулировать свои мысли

Воспитывающие: формировать потребность в приобретении новых знаний через сотрудничество, взаимодействие в парах и группах; воспитание у обучающихся уверенности в своих силах

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило построения графика функции t1685725326aa.gif; уметь по данному графику функции записать аналитическую модель функции; уметь применять данное правило при решении уравнений графическим способом

Метапредметные: уметь анализировать графическую информацию, устанавливать логические связи

Личностные: развитие интереса и познавательных способностей при работе с ИКТ

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, доска, компьютер с установленной на нём динамической математической программой GeoGebra, экран.

Ход урока

Организационный этап (1 мин)

     Здравствуйте, ребята! Прошу всех занять свои места. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня для плодотворной работы вам кроме учебников, тетрадей и ручки потребуются также линейки и карандаши. Итак, приступим.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин)

      На предыдущем уроке вы выполняли задание, в котором требовалось построить графики функций: t1685725326ac.gif. На построение каждого из графиков вам потребовалось примерно 5-6 минут. При этом для каждой функции вам нужно было заполнить таблицу значений, а для этого подобрать наиболее подходящие значения t1685725326ad.gif и далее выполнить соответствующие вычисления. Проделав такую работу, что вы скажете на то, что построить графики данных функций можно было в 2-3 раза быстрее, при этом не заполняя каждый раз таблиц значений для функций, а только зная, как построить график t1685725326ae.gif?

      (Учащиеся высказывают свои мысли)

Попробуйте сформулировать тему урока.

      (Учащиеся пробуют сформулировать тему)

      Итак, запишите тему нашего сегодняшнего урока: Как построить график функции t1685725326aa.gif, если известен график функции t1685725326ab.gif.

А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока и задачи, которые нужно будет решить для того, чтобы достичь поставленной цели.

      (Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи)

      Итак, ваша цель на уроке – узнать, как построить график функции t1685725326aa.gif, если известен график функции t1685725326ab.gif и научиться строить такой график.

      Задачи, которые помогут достичь намеченной цели урока:

построить в одной системе координат графики функций t1685725326af.gif и t1685725326aa.gif;

понять (увидеть) взаимосвязь между графиками функций t1685725326ab.gif и t1685725326aa.gif;

сформулировать правило построения графика функции t1685725326aa.gif.

выполнить упражнения по теме урока

Актуализация знаний (5 мин)

     Задание №1. На экране – четыре графика функции. «Подпишите» каждый график, а именно: укажите, как называется график, какой функцией он задаётся и как называется эта функция. Для этого – переместите при помощи компьютерной мыши надписи к соответствующим им графикам. Затем заполните Таблицу 1.

   Комментарий к Заданию №1. Данное задание выполняется в динамической математической программе GeoGebra (GeoGebra – бесплатная кроссплатформенная динамическая программа). При наличии в школе технической возможности – индивидуально за компьютером каждым учащимся, при отсутствии таковой – ведется фронтальная работа с классом. Компьютерной мышью надписи перемещаются к соответствующим графикам. Ниже приведены скриншоты с исходными данными (рисунок 1), промежуточными результатами работы (рисунок 2 и рисунок 3) и выполненным заданием (рисунок 4). Таблица 1 заполняется вручную индивидуально каждым учащимся. Таблица 2 – это заполненный вид таблицы 1.

t1685725326ag.jpg

Рисунок 1.

t1685725326ah.jpg

Рисунок 2.

t1685725326ai.jpg

Рисунок 3.

t1685725326aj.jpg

Рисунок 4.

Таблица 1.

График функции

t1685725326ak.jpg

t1685725326al.jpg

t1685725326am.jpg

t1685725326an.jpg

Название графика





Аналитическая модель функции





Название функции







Таблица 2.

График функции

t1685725326ak.jpg

t1685725326al.jpg

t1685725326am.jpg

t1685725326an.jpg

Название графика

прямая

парабола

ветвь параболы

гипербола

Аналитическая модель функции

t1685725326ao.gif

t1685725326ae.gif

t1685725326ap.gif

t1685725326aq.gif

Название функции

линейная функция

квадратичная функция

функция квадратного корня

функция обратной пропорциональности



Первичное усвоение новых знаний (10-12 мин)

    Задание №2. В программе GeoGebra в одной системе координат постройте графики функций: y=x2,y=(x+4)2, y=(x+7)2, y=(x+11)2. Что можно сказать о взаимном расположении графиков функций y=(x+4)2 и y=x2, y=(x+7)2 и y=x2, y=(x+11)2 и y=x2?

     Комментарий№1 к Заданию №2. Как и в случае с Заданием №1. при наличии в школе технической возможности, каждый учащийся самостоятельно выполняет работу за компьютером. В противном случае – учитель сам вводит данные за своим компьютером, а учащиеся видят результат на большом экране. На рисунке 5 приведён скриншот с полученным результатом.

t1685725326au.jpg

Рисунок 5

      Комментарий №2 к Заданию №2. Если учащиеся не заметили того, каким образом графики функций y=(x+4)2, y=(x+7)2y=(x+11)2 получаются из графика y=x2, то тогда им предлагается ответить на следующие вопросы и заполнить Таблицу 3:

    1. Какие координаты имеют вершины парабол y=(x+4)2, y=(x+7)2y=(x+11)2?
    2. Какие прямые служат осями симметрии парабол y=(x+4)2, y=(x+7)2y=(x+11)2?



Таблица 3.

Аналитическая модель функции

y=x2

y=(x+4)2

y=(x+7)2

 y=(x+11)2

 l-? в функции

 l=0

 l=4

 l=7

 l=11

Координаты вершины параболы

(0;0)

(-4;0)

(-7;0)

(-11;0)

Ось симметрии

 x=0

x=-4

 x=-7

 x=-11



      Кто может сформулировать правило построения графика функции t1685725326aa.gif, если известен график функции t1685725326af.gif?

Запишите в тетрадях правило.

     Правило 1. Чтобы построить график функции t1685725326aa.gif, где l – заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции t1685725326ab.gif вдоль оси x на l единиц масштаба влево.

     Задание №3. В программе GeoGebra в одной системе координат постройте графики функций: t1685725326ap.gif, t1685725326be.gif, t1685725326bf.gif,t1685725326bg.gif. Что можно сказать о взаимном расположении графиков функций t1685725326be.gif иt1685725326ap.gif, t1685725326bf.gifиt1685725326ap.gif, t1685725326bg.gif иt1685725326ap.gif?

     Комментарий№1 к Заданию №3. Как и в случае с Заданием №1. при наличии в школе технической возможности, каждый учащийся самостоятельно выполняет работу за компьютером. В противном случае – учитель сам вводит данные за своим компьютером, а учащиеся видят результат на большом экране. На рисунке 6 приведён скриншот с полученным результатом.

t1685725326bh.jpg

Рисунок 6

     Комментарий№2 к Заданию №3. Если учащиеся не заметили того, каким образом графики функцийt1685725326be.gif, t1685725326bf.gif, t1685725326bg.gif получаются из графикаt1685725326ap.gif, то тогда им предлагается ответить на следующие вопросы и заполнить Таблицу 4:

Какие координаты имеют точки, в которых графики функций t1685725326be.gif, t1685725326bf.gif, t1685725326bg.gif касаются оси y?

Таблица 4.

Аналитическая модель функции

t1685725326ap.gif

t1685725326be.gif

t1685725326bf.gif

t1685725326bg.gif

t1685725326av.gifв функции

t1685725326aw.gif

t1685725326bi.gif

t1685725326bj.gif

t1685725326bk.gif

Координаты точки, в которой графики функций касаются оси y

(0;0)

(2;0)

(5;0)

(8;0)



     Кто может сформулировать правило построения графика функции t1685725326bl.gif, если известен график функции t1685725326af.gif?

      Запишите в тетрадях правило.

     Правило 2. Чтобы построить график функции t1685725326bl.gif, где l – заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции t1685725326ab.gif вдоль оси x на l единиц масштаба вправо.

Физкультминутка (1 мин)

Первичная проверка понимания (12 мин)

      Задание №4. Выполните самостоятельно в тетрадях упражнения из учебника 21.6, 21.8.

t1685725326bm.jpg

Свой полученный результат сверьте с правильным решением (отображается на экране во время проверки, рисунок 7 и рисунок 8).

t1685725326bn.jpg

Рисунок 7

t1685725326bo.jpg

Рисунок 8

      Задание №5. Выполните письменно, работая в парах, упражнение из учебника 21.12 (а,б,в).

t1685725326bp.jpg

Запишите на доске полученные функции, поясните своё решение (трое учеников из разных пар по желанию выходят к доске и записывают на ней полученный результат, при необходимости остальные учащиеся его (результат) корректируют/комментируют/исправляют).

Ответ:

21.12 а) t1685725326bq.gif

21.12 б) t1685725326br.gif

21.12 в) t1685725326bs.gif

     Задание №6. (работа в мини-группах (по 3-4 человека)). Выполните письменно упражнение из учебника 21.15 (а,в), 21.16 (б).

t1685725326bt.jpg

t1685725326bu.jpg

Запишите на доске полученные функции, поясните своё решение (трое учеников из разных групп по желанию выходят к доске и записывают на ней полученный результат, при необходимости остальные учащиеся его (результат) корректируют/комментируют/исправляют).

Ответ:

21.15 а) t1685725326bv.gif

21.15 в) t1685725326be.gif

21.16 б) t1685725326bw.gif

Первичное закрепление (8 мин)

      Задание №8. Выполните самостоятельно упражнения из учебника 21.23 (а), 21.24 (г).

t1685725326bx.jpg

Двое учащихся поочередно демонстрируют свое решение на доске (каждый из учащихся – одно упражнение), комментируя шаги выполнения задания (при необходимости остальные учащиеся корректируют/комментируют/исправляют решение). Полученный результат потом сверяют с правильным решением (отображается на экране во время проверки, рисунок 9 и рисунок 10).

t1685725326by.jpg

Рисунок 9

t1685725326bz.jpg

Рисунок 10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 мин)

Домашнее задание (на выбор: I или II)

         I

    1.  Прочитать п.1 параграфа 21 учебника, стр. 119-122; выучить правило 1 на стр.120.
    2. Выполнить письменно упражнения из учебника: 21.7, 21.9, 21.15 (б, г), 21.16 (а), 21.23 (на выбор или б, или в, или г), 21.24 (на выбор или а, или в).
    3. По желанию: проверить правильность выполненных упражнений в программе GeoGebra

II

Творческое задание. Записать уравнения парабол, с помощью которых изображена «лягушка» (см. рисунок 11). Для этого потребуется изучить п.1, п.2 и п.4 параграфа 21 учебника, стр. 119-124 и стр. 126-127. Решение неоднозначно, строгое соблюдение пропорций не требуется. «Лишние» части парабол для лучшего восприятия информации «закрашены» в программе Paint

t1685725326ca.jpg

Рисунок 11

Один из возможных ответов к заданию:

t1685725326cb.jpg

t1685725326cc.jpg

Рефлексия (подведение итогов занятия) (2-3 мин)

      Итак, наш урок скоро закончится. Давайте подведем итоги занятия. Для этого заполните таблицу 5 (после заполнения таблицы один/двое учащихся по желанию читают свои ответы вслух).

Таблица 5

Прочитайте вопрос

Запишите свой ответ

Что нового сегодня я узнал на уроке?


Что научился делать?


При выполнении каких задач может потребоваться умение строить график функции t1685725326aa.gif, если известен график функции t1685725326ab.gif?


Можно ли считать новое правило, изученное на уроке, более эффективным способом построения графиков функций, чем построение с помощью таблиц значений? Почему?




Оценки за урок получают следующие учащиеся …

Урок окончен. До свидания!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.