Конспект урока по теме «Как построить график функции y=f(x+l), если известен график функции y=f(x)»
Методическая разработка урока по математике для учащихся
8 класса общеобразовательных школ
Предмет: математика
Класс: 8
УМК: Алгебра. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. А. Г. Мордкович, Н. П. Николаев. – М. Мнемозина, 2019
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Тема урока: Как построить график функции , если известен график функции .
Цель урока: создать условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно смогли сформулировать правило построения графика функции , если при этом известен график функции .
Задачи урока:
Обучающие: научить строить график функции , если известен график функции
Развивающие: развитие у обучающихся исследовательской культуры, коммуникативной культуры, рефлексивной деятельности, способности четко формулировать свои мысли
Воспитывающие: формировать потребность в приобретении новых знаний через сотрудничество, взаимодействие в парах и группах; воспитание у обучающихся уверенности в своих силах
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило построения графика функции ; уметь по данному графику функции записать аналитическую модель функции; уметь применять данное правило при решении уравнений графическим способом
Метапредметные: уметь анализировать графическую информацию, устанавливать логические связи
Личностные: развитие интереса и познавательных способностей при работе с ИКТ
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, доска, компьютер с установленной на нём динамической математической программой GeoGebra, экран.
Ход урока
Организационный этап (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Прошу всех занять свои места. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня для плодотворной работы вам кроме учебников, тетрадей и ручки потребуются также линейки и карандаши. Итак, приступим.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин)
На предыдущем уроке вы выполняли задание, в котором требовалось построить графики функций: . На построение каждого из графиков вам потребовалось примерно 5-6 минут. При этом для каждой функции вам нужно было заполнить таблицу значений, а для этого подобрать наиболее подходящие значения и далее выполнить соответствующие вычисления. Проделав такую работу, что вы скажете на то, что построить графики данных функций можно было в 2-3 раза быстрее, при этом не заполняя каждый раз таблиц значений для функций, а только зная, как построить график ?
(Учащиеся высказывают свои мысли)
Попробуйте сформулировать тему урока.
(Учащиеся пробуют сформулировать тему)
Итак, запишите тему нашего сегодняшнего урока: Как построить график функции , если известен график функции .
А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока и задачи, которые нужно будет решить для того, чтобы достичь поставленной цели.
(Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи)
Итак, ваша цель на уроке – узнать, как построить график функции , если известен график функции и научиться строить такой график.
Задачи, которые помогут достичь намеченной цели урока:
построить в одной системе координат графики функций и ;
понять (увидеть) взаимосвязь между графиками функций и ;
сформулировать правило построения графика функции .
выполнить упражнения по теме урока
Актуализация знаний (5 мин)
Задание №1. На экране – четыре графика функции. «Подпишите» каждый график, а именно: укажите, как называется график, какой функцией он задаётся и как называется эта функция. Для этого – переместите при помощи компьютерной мыши надписи к соответствующим им графикам. Затем заполните Таблицу 1.
Комментарий к Заданию №1. Данное задание выполняется в динамической математической программе GeoGebra (GeoGebra – бесплатная кроссплатформенная динамическая программа). При наличии в школе технической возможности – индивидуально за компьютером каждым учащимся, при отсутствии таковой – ведется фронтальная работа с классом. Компьютерной мышью надписи перемещаются к соответствующим графикам. Ниже приведены скриншоты с исходными данными (рисунок 1), промежуточными результатами работы (рисунок 2 и рисунок 3) и выполненным заданием (рисунок 4). Таблица 1 заполняется вручную индивидуально каждым учащимся. Таблица 2 – это заполненный вид таблицы 1.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Таблица 1.
График функции |
|
|
|
|
Название графика | | | | |
Аналитическая модель функции | | | | |
Название функции | | | | |
Таблица 2.
График функции |
|
|
|
|
Название графика | прямая | парабола | ветвь параболы | гипербола |
Аналитическая модель функции |
|
|
|
|
Название функции | линейная функция | квадратичная функция | функция квадратного корня | функция обратной пропорциональности |
Первичное усвоение новых знаний (10-12 мин)
Задание №2. В программе GeoGebra в одной системе координат постройте графики функций: y=x2,y=(x+4)2, y=(x+7)2, y=(x+11)2. Что можно сказать о взаимном расположении графиков функций y=(x+4)2 и y=x2, y=(x+7)2 и y=x2, y=(x+11)2 и y=x2?
Комментарий№1 к Заданию №2. Как и в случае с Заданием №1. при наличии в школе технической возможности, каждый учащийся самостоятельно выполняет работу за компьютером. В противном случае – учитель сам вводит данные за своим компьютером, а учащиеся видят результат на большом экране. На рисунке 5 приведён скриншот с полученным результатом.
Рисунок 5
Комментарий №2 к Заданию №2. Если учащиеся не заметили того, каким образом графики функций y=(x+4)2, y=(x+7)2, y=(x+11)2 получаются из графика y=x2, то тогда им предлагается ответить на следующие вопросы и заполнить Таблицу 3:
- Какие координаты имеют вершины парабол y=(x+4)2, y=(x+7)2, y=(x+11)2?
- Какие прямые служат осями симметрии парабол y=(x+4)2, y=(x+7)2, y=(x+11)2?
- Какие координаты имеют вершины парабол y=(x+4)2, y=(x+7)2, y=(x+11)2?
Таблица 3.
Аналитическая модель функции | y=x2 | y=(x+4)2 | y=(x+7)2 | y=(x+11)2 |
l-? в функции | l=0 | l=4 | l=7 | l=11 |
Координаты вершины параболы | (0;0) | (-4;0) | (-7;0) | (-11;0) |
Ось симметрии | x=0 | x=-4 | x=-7 | x=-11 |
Кто может сформулировать правило построения графика функции , если известен график функции ?
Запишите в тетрадях правило.
Правило 1. Чтобы построить график функции , где l – заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции вдоль оси x на l единиц масштаба влево.
Задание №3. В программе GeoGebra в одной системе координат постройте графики функций: , , ,. Что можно сказать о взаимном расположении графиков функций и, и, и?
Комментарий№1 к Заданию №3. Как и в случае с Заданием №1. при наличии в школе технической возможности, каждый учащийся самостоятельно выполняет работу за компьютером. В противном случае – учитель сам вводит данные за своим компьютером, а учащиеся видят результат на большом экране. На рисунке 6 приведён скриншот с полученным результатом.
Рисунок 6
Комментарий№2 к Заданию №3. Если учащиеся не заметили того, каким образом графики функций, , получаются из графика, то тогда им предлагается ответить на следующие вопросы и заполнить Таблицу 4:
Какие координаты имеют точки, в которых графики функций , , касаются оси y?
Таблица 4.
Аналитическая модель функции |
|
|
|
|
в функции |
|
|
|
|
Координаты точки, в которой графики функций касаются оси y | (0;0) | (2;0) | (5;0) | (8;0) |
Кто может сформулировать правило построения графика функции , если известен график функции ?
Запишите в тетрадях правило.
Правило 2. Чтобы построить график функции , где l – заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции вдоль оси x на l единиц масштаба вправо.
Физкультминутка (1 мин)
Первичная проверка понимания (12 мин)
Задание №4. Выполните самостоятельно в тетрадях упражнения из учебника 21.6, 21.8.
Свой полученный результат сверьте с правильным решением (отображается на экране во время проверки, рисунок 7 и рисунок 8).
Рисунок 7
Рисунок 8
Задание №5. Выполните письменно, работая в парах, упражнение из учебника 21.12 (а,б,в).
Запишите на доске полученные функции, поясните своё решение (трое учеников из разных пар по желанию выходят к доске и записывают на ней полученный результат, при необходимости остальные учащиеся его (результат) корректируют/комментируют/исправляют).
Ответ:
21.12 а)
21.12 б)
21.12 в)
Задание №6. (работа в мини-группах (по 3-4 человека)). Выполните письменно упражнение из учебника 21.15 (а,в), 21.16 (б).
Запишите на доске полученные функции, поясните своё решение (трое учеников из разных групп по желанию выходят к доске и записывают на ней полученный результат, при необходимости остальные учащиеся его (результат) корректируют/комментируют/исправляют).
Ответ:
21.15 а)
21.15 в)
21.16 б)
Первичное закрепление (8 мин)
Задание №8. Выполните самостоятельно упражнения из учебника 21.23 (а), 21.24 (г).
Двое учащихся поочередно демонстрируют свое решение на доске (каждый из учащихся – одно упражнение), комментируя шаги выполнения задания (при необходимости остальные учащиеся корректируют/комментируют/исправляют решение). Полученный результат потом сверяют с правильным решением (отображается на экране во время проверки, рисунок 9 и рисунок 10).
Рисунок 9
Рисунок 10
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 мин)
Домашнее задание (на выбор: I или II)
I
- Прочитать п.1 параграфа 21 учебника, стр. 119-122; выучить правило 1 на стр.120.
- Выполнить письменно упражнения из учебника: 21.7, 21.9, 21.15 (б, г), 21.16 (а), 21.23 (на выбор или б, или в, или г), 21.24 (на выбор или а, или в).
- По желанию: проверить правильность выполненных упражнений в программе GeoGebra
- Прочитать п.1 параграфа 21 учебника, стр. 119-122; выучить правило 1 на стр.120.
II
Творческое задание. Записать уравнения парабол, с помощью которых изображена «лягушка» (см. рисунок 11). Для этого потребуется изучить п.1, п.2 и п.4 параграфа 21 учебника, стр. 119-124 и стр. 126-127. Решение неоднозначно, строгое соблюдение пропорций не требуется. «Лишние» части парабол для лучшего восприятия информации «закрашены» в программе Paint
Рисунок 11
Один из возможных ответов к заданию:
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2-3 мин)
Итак, наш урок скоро закончится. Давайте подведем итоги занятия. Для этого заполните таблицу 5 (после заполнения таблицы один/двое учащихся по желанию читают свои ответы вслух).
Таблица 5
Прочитайте вопрос | Запишите свой ответ |
Что нового сегодня я узнал на уроке? | |
Что научился делать? | |
При выполнении каких задач может потребоваться умение строить график функции , если известен график функции ? | |
Можно ли считать новое правило, изученное на уроке, более эффективным способом построения графиков функций, чем построение с помощью таблиц значений? Почему? | |
Оценки за урок получают следующие учащиеся …
Урок окончен. До свидания!