Конспект урока русского языка по теме «Знакомство с наречием» (3 класс)
Конспект урока
Предмет: русский язык
УМК: ОС «Школа 2100»
Класс: 3
Тема: Знакомство с наречиями
Целевые установки на достижение результатов:
- Личностных:
- осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;
- чувствовать красоту и выразительность речи.
- Предметных:
- узнавать и различать наречия среди слов других частей речи с помощью вопросов;
- Метапредметных:
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- быть готовым корректировать свою точку зрения
Формирование компетенций:
- учебно-познавательных: умение анализировать и обобщать;
- информационных: умение работать с учебным материалом;
- коммуникативных: умение работать в микрогруппах (парах).
Методы обучения: проблемно-диалогическая и личностно - ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- фронтальная;
- работа в парах, группах;
- индивидуальная.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть Бунеев Р.Н., Бунеева О. В..
- Проектор, компьютер, презентация, наглядность (карточки для работы.
Ход урока:
- 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, предлагаю вам в самом начале нашего урока пофантазировать о том, каким вы хотите видеть наш урок, себя на уроке, учителя… (ребята высказывают своё мнение)
Я желаю вам интересной работы и новых открытий!
- Откройте тетрадь, запишите дату.
(слайд 1)
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (выслушать несколько мнений)
Пусть эта пословица станет для вас девизом каждого нового дня!
Сегодня мы продолжим изучать новые правила и законы русского языка. Начнём урок со словарной работы.
- 2. Словарная работа.
а) знакомство с новым словарным словом (слайд 2)
- Обратите внимание на изображение. Какое слово зашифровано в рисунке?
- Правильно, это слово «неделя». А кто может объяснить значение данного слова?
- Оказывается, «неделя» - это старое название воскресенья. В этот день НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛИ, отсюда и пошло название НЕДЕЛЯ. А сейчас неделей мы называем промежуток времени от понедельника до воскресенья.
б) запись слова в тетрадь, обозначение орфограммы
- Ребята, запишите слово «неделя» в тетрадь, выделяя зелёным цветом непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренное слово.
в) работа с фразеологизмом (слайд 3)
- Прочитайте запись на доске. Слышали ли вы такое высказывание «семь пятниц на неделе»? Когда так говорят?
- 3. Актуализация знаний. Игра «Углы».
а) беседа
- На уроках русского языка мы с вами близко познакомились с разными группами слов – частями речи.
- Напомните, какие самостоятельные части речи вы уже знаете? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение).
- Почему эти части речи называют самостоятельными?
б) игра «Углы» (приём сингапурской технологии) (см. Приложение 1)
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного размяться и поиграть.
В четырёх углах нашего кабинета висят таблички с названиями частей речи. Перед вами таблички со словами. Подумайте и определите цель нашей игры. (высказывания ребят)
Цель: определить, к какой части речи относится слово, записанное на карточке и «занять» нужный домик.
(под музыку ребята «гуляют», двигаются по кабинету, а после того, как музыка замолкает – «прячутся» в домиках)
4. Формулирование проблемы и постановка цели.
а) проверка выполненной работы (ребята в своей группе проверяют, верно ли определена часть речи и найден дом, в спорных вопросах – к обсуждению присоединяется весь класс, включая учителя)
- Все ли слова сегодня нашли свой дом?
б) обсуждение и формулирование проблемы (таблички со словами выставляются на доску)
- Ребята, почему слова «ДРУЖНО», «СПРАВА» и «ВЕСЕЛО» не нашли своего дома? (эти слова относятся к другой части речи)
- Кто – нибудь знает, что это за слова? (ребята высказывают свои версии)
- Какая цель стоит перед нами? (выяснить, к какой части речи относятся слова «дружно», «справа», весело»)
5. «Открытие» нового знания
а) – Откройте учебник на стр. 133 и прочитайте название темы.
Да, ребята, эти слова называются НАРЕЧИЯ.
- Откройте тетрадь и запишите название нашей темы.
б) - Составим план, с помощью которого будем исследовать новую часть речи.
- Что нам надо выяснить? (слайды 4-5)
в) - Попробуем поискать наречия среди слов других частей речи (упр. 384 выполняется самостоятельно, 1 ученик выполняет работу за компьютером) (см. Приложение 2)
г) Проверка, оценивание работы.
- Ребята, а можете ли вы сказать, по каким признакам отличаете слова разных частей речи? (высказывают мнение)
- Да, часто нам помогают вопросы.
д) – Попробуем вместе выяснить, на какие вопросы отвечают наречия.
- Каждой группе я предлагаю исследовать несколько наречий и выяснить, на какой вопрос отвечает ваша группа наречий. (см. Приложение 3)
е) представление результатов групповой работы, оценивание результатов, выставление на доску вопросов: ГДЕ? КУДА? ЗАЧЕМ? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? КОГДА? КАК?
- Итак, мы выяснили, что к словам – наречиям можно поставить вопрос, а это значит, наречие какая часть речи? (самостоятельная)
- Ребята, интересно, что наречия появились в русском языке позже других знакомых нам частей речи. Само слово «НАРЕЧИЕ» очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕ» А почему, догадались?
- Проверим, так ли это (устно выполняется упр. 386 стр. 134)
- 6. Наблюдение. Работа с пословицей.
а) – Вернёмся к нашему плану, ребята. Что мы узнали? (слайд 6)
б) Наблюдение «Изменяются ли наречия?»
- Мы узнали, что наречия относятся к глаголам, но ничего не сказали о том, могут ли наречия изменяться так, как глаголы. Понаблюдаем. (слайд 7)
- Ребята, к какому вывод мы пришли?
ВЫВОД: наречия не изменяются!
в) – Вернёмся к пословице, с которой начинали работу. Выпишите в тетрадь наречия вместе с глаголами, к которым они относятся. (слайд 8)
г) Проверка и оценивание работы.
- 7. Домашнее задание
- Я предлагаю вам не откладывать на завтра, а закрепить свои знания по теме уже сегодня.
- Откройте дневник и запишите домашнее задание:
работа над правилом на стр. 135 учебника, повторить словарные слова, упр. 388
(по желанию): поработать художником - иллюстратором и проиллюстрировать тему «Наречия»
- 8. Итог урока. Рефлексия «Незаконченное предложение»
- Над какой темой работали? Вспомним, какие у нас были цели? Удалось достичь? С какими трудностями столкнулись? В чём вы были наиболее успешны?
- Представьте, что вы являетесь автором нашего учебника. Как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения темы «Наречие»?
- В начале урока я просила вас пофантазировать о том, каким хотите видеть урок. Подведём итог нашей работы составлением предложений с использованием наречий. (слайд 9)
презентация
PPTX / 955.56 Кб
Приложение 1. Игра "Углы"
DOC / 33 Кб
Приложение 2. Интерактивное упражнение.
Приложение 3. Работа в группах.
DOC / 27 Кб
музыка для разминки "Углы"
MP3 / 1.29 Мб
Использованные источники:
Шаблон для создания презентаций Л. П. Фокиной
Тангиева Хулимат Хусеновна
Антропова Мария Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Антропова Мария Александровна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Антропова Мария Александровна