Конспект урока русского языка «Повторяем состав слова» (4 класс)

26
16
Материал опубликован 19 September 2020 в группе

Конспект урока с мультимедиа


Автор: Антропова М. А.

Предмет: русский язык

Аудитория: 4 класс

УМК «Школа 2100»

Тема: Повторяем состав слова

Цель: совершенствование знаний учащихся о составе слова

Задачи:

 - повторить и систематизировать умение разбирать слова по составу,;

-  развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, словарный запас;
-  воспитывать навыки самостоятельной работы, прививать интерес к изучению  русского языка

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;

- стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- формулировать тему урока и задачи;

- планировать, прогнозировать предстоящую работу;

- адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- на основе анализа делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать речь других;

- формировать умение осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания;

- оформлять свои мысли в устной и письменной формах;

- признавать свои ошибки и озвучивать их;

- контролировать и корректировать действия партнёра;

- планировать учебное задание с учителем и одноклассниками.

Предметные:

- закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова;

- совершенствовать умение выполнять разбор слов по составу.

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. «Русский язык» (для 4 класса); карточки для индивидуальной работы. 


Интерактивные ресурсы к уроку:

Презентация

Орфографическая разминка https://onlinetestpad.com/hmyvbzm5ojwig

Интерактивная игра «Слово быстро разбери – схему правильно найди!» https://wordwall.net/ru/resource/4342870


Ход урока


  1. Оргмомент.

Учитель и учащиеся  приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к уроку.

  1. Психологический настрой на работу.

- Ребята, прочитайте высказывание. Объясните, как понимаете его (Приложение «Презентация к уроку», слайд 2)

«Не надо думать о том, как прийти к успеху, а просто хорошо и много работать, и тогда успех непременно придёт к вам».

(выслушать мнение 1-2 учащихся)

- Ребята, что значит быть успешным для вас?  (высказывают своё мнение)

- Я желаю каждому из вас добиться успеха на уроке, показать свои знания русского языка.


  1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите дату.

- А теперь мы каллиграфическим почерком запишем слово успех в тетрадь «цепочкой» (Сначала ребята записывают первую букву слова, затем первые две в соединении, затем три и т. д.)

У  УС  УСП  УСПЕ  УСПЕХ 

- Справа на этой же  строчке  запишите однокоренное прилагательное  (УСПЕШНЫЙ, УСПЕШНАЯ), устно подберите к нему подходящее имя существительное


  1. Орфографическая разминка

- Сейчас мы проверим, насколько успешно вы можете применять орфографические правила.

Один ученик работает с интерактивным тренажером (ссылка дана в презентации, слайд 3), а остальные ребята работают по индивидуальным карточкам (Приложение 1).

Проверка и оценивание работы: (проверка с помощью интерактива, выполненного одним из учащихся за компьютером).


  1. Формулирование темы и цели урока

- Рассмотрите записи (на доске даны схемы слов):

image-20200919222731-1.png  

- Что можете рассказать , с чем не согласны? (дети исправляют ошибки)

- Как думаете, над чем сегодня мы будем работать? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Предположите, какими могут быть цели нашего урока?

(Дети определяют тему и цель. Учитель корректирует при необходимости).

  1. Актуализация знаний по теме «Состав слова»


а) Работа по учебнику «Вопросы и задания на повторение» (Приложение 2)


б) – Знаете ли вы, ребята, как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?

- Проверим свои догадки, прочитаем определение в учебнике (справка из лингвистического словаря)

- Почему эта наука важна для человека? (Мы узнаём и понимаем, как построено слово, правильно его пишем, точнее представляем его значение, связь с другими словами, и даже, можем проникнуть в его историю).


  1. Упражнения в разборе слов по составу


а) Фронтальная работа 

упр. 31 (Цель: подобрать и записать примеры слов по предложенным схемам)

Учащиеся приводят примеры слов, записывают в тетрадь по одному слову-примеру на каждую схему.

           В это время один из учащихся работает с интерактивным ресурсом «Слово быстро   

          разбери – схему правильно найди» (слайд 4)


б) Запись текста под диктовку с последующей взаимопроверкой по предложенному образцу (проверка – слайд 5)


Морские2 звёзды2 – красивые животные. Они живут2 в солёных2 морях и на дне океанов. Спины звёзд ярких цветов2.


в) – Вспомним порядок разбора слова по составу и разберем слова, помеченные в тексте цифрой «2»


  1. Итог урока. Рефлексия.

- Назовите ключевые слова урока.

- Проверьте друг друга, ответьте на мои вопросы (отвечают друг другу , в парах):

- Как называется раздел языкознания, изучающий законы образования слов и состав слова?

- В каком порядке разбирают слово по составу?

- Какой цифрой обозначают слова, требующие разбора по составу?


Фронтально:

- Что вам удалось больше всего, за что себя можете похвалить?

- Кто с уверенностью может сказать, что был успешным на уроке? Благодаря чему 

  вам удалось достичь успеха?


  1. Домашнее задание

     Работа по индивидуальным карточкам (Приложение 3), по желанию -  игра   по ссылке  

    https://wordwall.net/ru/resource/4342870


Список использованных источников:

Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева Русский язык, 4 класс. Методические рекомендации для учителя, «БАЛАСС», М., 2007 г.


Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык (учебник), 4 класс, часть 1, «БАЛАСС», М., 2012г.


В. Т. Голубь Сборник текстов для изложений 2-4 классы. Словарная работа. Анализ текста. Практическое пособие, ООО «Метода», г. Воронеж


Шаблон презентации «Тетрадь на спирали» учителя начальных классов Фокиной Л. П.


https://pandia.ru/text/80/167/images/image001_21.png


https://abload.de/img/5nqjki.png


https://i.pinimg.com/564x/8a/62/a1/8a62a15bd3410dc22517792ee6040430.jpg


https://i.pinimg.com/564x/9d/42/08/9d4208f16c0bf9939d518bf35d4f1f2a.jpg


https://i.pinimg.com/564x/d3/aa/aa/d3aaaa0d5327ac15dce2a0f6ea28c1e4.jpg



ПРИЛОЖЕНИЯ:


Приложение 1 «Орфографическая разминка».

Карточки для индивидуальной работы



Приложение 1
DOC / 30.5 Кб


Интерактивный тренажёр https://onlinetestpad.com/hmyvbzm5ojwig  


Приложение 2. Страница учебника.



Приложение 2
JPG / 4.65 Мб


Приложение 3. Домашнее задание.


Приложение 3
DOC / 29 Кб

Приложение – конспект урока


Конспект урока "Повторяем состав слова"
DOC / 152 Кб

Приложение – презентация к уроку

 


Презентация к уроку
PPTX / 397.19 Кб
​​​​​​​


image-20200919222731-3.png 


image-20200919222731-4.png 


image-20200919222731-5.png 


image-20200919222731-6.png


Комментарии

Мария Александровна, урок отличный! Очень насыщенный и интересный! Профессиональная работа! СПАСИБО!!!!!

19 September 2020

Спасибо за высокую оценку, Наталья Владимировна!

19 September 2020

Здорово! Очень полезный материал!

19 September 2020

Спасибо за внимание и позитивный отзыв, Галина Владимировна!

19 September 2020

Спасибо, Мария Александровна, за отличную разработку урока! Очень качественно, полезно и интересно!

20 September 2020

Благодарю Вас, Елена Владимировна, за высокую оценку!

20 September 2020

Благодарю за качественный ресурс! Интересно! Занимательно! Полезно!

20 September 2020

Благодарю, Марина Юрьевна, за добрые слова, постоянную поддержку!

20 September 2020

Спасибо за интересный урок!

20 September 2020

Спасибо, Оксана Геннадьевна! Мне дорого Ваше внимание!

20 September 2020

С ПОБЕДОЙ!

4 December 2020

Спасибо, Марина Юрьевна!

4 December 2020

Мария Александровна, поздравляю с победой в конкурсе!!! Желаю дальнейших творческих идей и побед!!!

10 December 2020

Огромное спасибо за поздравление, Наталья Владимировна! Приятно!)

10 December 2020

С заслуженной победой, Мария Александровна!

10 December 2020

Спасибо, Жанна Владиславовна!

10 December 2020