КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (1 КЛАСС)

0
0
Материал опубликован 6 December 2024 в группе

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24













Конспект Занятия

по развитию речи

в начальной школе (1 класс)













Составитель:

Шелухина Ирена Сергеевна,

учитель-дефектолог ,

1 категория










Г. Калининград

2024 г.



Коррекционно-образовательные цели занятия:

обобщение и систематизация знаний о правильном, четком произношении звуков речи, об умении грамотно писать;

расширение активного словаря;

совершенствование грамматического строя речи.


Коррекционно-развивающие цели занятия:

развитие связной речи, умения отвечать на вопросы предложением;

- развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, моторики, координации речи с движением.


Коррекционно-воспитательные цели занятия:

- воспитание навыков сотрудничества активности, инициативы;

- формирование положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.


Программно-методическое обеспечение:

О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”, С.-П., 2007 г.

Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. – М., Издательство «Книголюб», 2007.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2023.


Материал и оборудование: аудиозаписи с детскими песенками для физминутки; пластиковые буквы и мешочек для игры «Чудесный мешочек»; проектор, экран, слайды презентации по содержанию занятия или плакаты с заданиями.


Ход занятия


1. Организационный момент.

Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы к занятию? Проверьте порядок на своих местах, настройтесь на работу. Всем нам хорошего настроения!


2. Основная часть.

Дефектолог: Давайте начнем наш урок, на котором мы будет отрабатывать умение чётко, ясно, правильно произносить звуки родного языка; грамотно писать, выразительно и бегло читать. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на плакате:

Дети вслух читают:

«Мы будем разговаривать и будем выговаривать:
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

Дефектолог: Мы всегда должны чётко и правильно произносить звуки речи. Не говорить так, будто у нас во рту каша, как у Саши из стихотворения Сергея Михалкова «Сашина каша».

Читает стихотворение

Живёт на свете Саша,
во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
не гречневая каша,
не манка, не овсянка
на сладком молоке.
С утра во рту у Саши
слова простые наши
на русском языке.


Но то, что можно внятно
сказать для всех понятно,
красиво, чисто, ясно,
как люди говорят.
Наш Саша так корёжит,
что сам понять не может.
Произнесёт словечко
и сам тому не рад!


Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь»
Когда он вслух читает
поймёшь едва-едва:
и буквы он глотает,
и целые слова.


Он так спешит с налёта
прочесть, спросить, сказать,
как будто тонет кто-то,
а он бежит спасать…
Он может, но не хочет
за речью последить.
Нам нужен переводчик
его переводить.


Дефектолог: Ребята, а почему Саша плохо говорил? Как надо произносить звуки речи?

Дети: Саша не произносил некоторые звуки. Торопился и «глотал» слова. Речь его была непонятная. А звуки надо произносить внятно, не торопясь.

Дефектолог: А что нам нужно делать, чтобы наша речь была внятной и красивой?

Дети: Надо выполнить гимнастику для рук, губ, языка, дыхательную гимнастику.

Дефектолог: Давайте сделаем упражнение для губ и языка. Покажем сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»


Дефектолог

Ученики показывают

– Толстые внуки приехали в гости.

«Толстячки» надули щёки.

– С ними худые, лишь кожа да кости.

«Худышки» втянули в себя щёки.

– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

«Улыбка»

– Поцеловать они всех потянулись.

«Трубочка».

– Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи.

«Чистим зубы»

– Блюдца поставят – положат блины нам.

«Лопаточка»

– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

«Дуем на лопаточку»

– Блинчик жуём.

«Жуём блинчики»

– Следующий блинчик – с вареньем закусим.

«Вкусное варенье»

– Чашки поставим, чтоб чаю налили.

«Чашечка»

– Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

«Облизываем губки по кругу»

Дефектолог: Молодцы, ребята! Пришло время поиграть с буквами.

1. «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь букву, назови её, а потом покажи.

(В мешочке набор пластмассовых букв. Дети выходят, опускают руку в мешочек, находят букву, называют её, вытаскивают и показывают).

2. На плакате «Какие буквы потеряли свои элементы» Допишите эти элементы.

t1733478869aa.gif

3. Найди неправильно написанные буквы:              

t1733478869ab.gif

4. Составьте из слов загадку и отгадайте её:

Подлетел не и
Разрешенья
Спросил, укусил

(«Подлетел и укусил, разрешенья не спросил» (комар)).

5. Разделите строку на слова и прочитайте. Объясните, как вы понимаете смысл прочитанного?

УЧЕНЬЕЛУЧШЕБОГАТСТВА

6.Игра «Кто внимательный». Пригласить двух ребят, поставить их лицом к зрителям, а перед детьми на стульчике приз.

Дефектолог: Приз достанется тому, кто окажется самый внимательным.

Расскажу я вам рассказ
в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» –
приз немедленно бери.


Дефектолог: Понятно, когда брать приз? На слове «три».

Однажды щуку мы поймали,
распотрошили…, а внутри
рыбёшек мелких увидал
И не одну, а целых … две.


Мечтает мальчик закалённый
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
а жди команды «Раз, два, … марш!»


Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
разок, но лучше …пять!


Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж вы приз, друзья,
не взяли, когда была возможность взять?

Дефектолог: Молодцы, ребята, отлично справились!

Физкультминутка

А сейчас – разминка. Речь с движениями под музыку.

Дети говорят и выполняют движение.

Вышли мыши как-то раз,
посмотреть который час (
маршируют, «смотрят на часы»).
Раз, два, три, четыре.
мыши дёрнули за гири (
хлопают в ладоши).
Вдруг раздался страшный звон (
обхватывают голову руками, качаются из стороны в сторону).
Разбежались мышки вон (
бег на месте)!

3. Заключительная часть (Литературная страничка).

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Дефектолог: Но мы-то с вами знаем, что после зимы обязательно придет весна. Есть прекрасное стихотворение про весну…Да вот беда! - строчки перепутаны. Давайте подумаем и прочитаем стихотворение правильно.

И лес оденется листвою (4)
В окно повеяло весною (2)
Уж тает снег, бегут ручьи (1)
Засвищут скоро соловьи (3)

Дефектолог: Вспомните, кто автор этих строк?.

Дети: Это стихотворение Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»

Дефектолог: Все верно! Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями!

4.Рефлексия

Дефектолог: Вот и закончилось наше занятие, все старались, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу: кому из вас было легко и понятно, а у кого возникли затруднения. Те ребята, у которых возникли затруднения, могут получить дополнительные упражнения.

И прошу вас, не забывайте, что мы с вами всегда:

Звуки чётко произносим,
слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
пишем их старательно!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.