12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Надежда Сергеевна3170
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма

Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Пархоменко Надежда Сергеевна, муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение  «Детский сад № 2»,  Свердловской области, города Верхняя Пышма.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа .

Тема: «Жители леса»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:  систематизация знаний детей по теме «Дикие животные наших лесов» в игровой форме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:  систематизировать словарный запас детей по теме «Дикие животные наших лесов»,  упражнять детей в отгадывании загадок, в образовании притяжательных и относительных прилагательных; продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы; дать понятия «согласный звук», «звонкий согласный», упражнять детей в выделении звука [М] среди слов, в назывании слов с этим звуком, в определении места звука в названии картинки, в  чтении, анализе слогов МА, АМ, в составлении слова «МАМА», в коллективном составлении буквы М из листьев.

Коррекционно – развивающие: развивать подвижность  артикуляционного аппарата, зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, коммуникативные навыки.                          

Воспитательные:  обогащать социальный опыт, воспитывать умение слушать друг друга, действовать сообща, инициативность.

Оборудование: костюм «Сова», осенние листья деревьев, карточки-символы артикуляционной гимнастики, буквы А, М, загадки о животных с отгадками, лабиринт на полу, предметные картинки на звук [М], дидактические игры «У кого кто?», «Чей хвост, чья голова?» в виде варианта «Путанница» «Кто где живет?», магнитная доска, магниты, аудиозапись песни «Песенка мамонтенка», «Музыка леса», «Полет совы», предметные картинки с изображением диких животных наших лесов, зверушки, сделанные из бумаги в технике оригами (по количеству детей), корзинка.

Способ организации: активно - деятельностный.     

Планируемый результат: у детей активизируется и систематизируется словарный запас по теме «Дикие животные наших лесов», дошкольники поупражняются в отгадывании загадок о диких животных, в употреблении существительных в родительном падеже, в образовании притяжательных и относительных прилагательных, в формулировании ответов на поставленные вопросы, познакомятся с согласным звуком и буквой М, научатся выделять этот звук среди звуков, слогов, слов, подберут слова со звуком [М], определят место звука в названных словах,  почитают, проанализируют  и самостоятельно составят слоги МА, АМ, составят букву М из осенних листьев, слово «МАМА» из букв,  поучатся слушать друг друга, не перебивая, действовать сообща.

Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Организация совместной деятельности воспитателей, учителя-логопеда и детей

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый  результат

I. Организационный

Внутренняя 

постановка задачи

Артикуляционная гимнастика

(карточки-символы для  дыхательной и артикуляционной гимнастики)

 

















Создание проблемной ситуации

 

 

 Дети заходят в зал под звуки леса.

Л.: Дети! Что за звуки вы слышите?


Влетает запыхавшаяся сова (под музыку).

Л.: Прилетела к нам сова, умная голова,

Головой повертела и тихонько села. Ой, посмотрите-ка на нее, она вся запыхалась, видно, очень торопилась.

Давайте ей поможем успокоиться и покажем, как мы дышим:

вдох – носом, выдох носом,

вдох – ртом, выдох – носом,

вдох – носом – выдох ртом,

вдох -  ртом, выдох – ртом.

А теперь покажем сове, как мы умеем играть с язычком.

Чтоб жилось нам дружно, улыбнуться нужно. («Улыбка»)

Тянет, тянет хобот слон, достает цветочки он. («Хоботок»)

Язычок лежал-лежал, и лопаткой стал, («Лопата»)

Вот он полежал и иголкой стал. («Иголка»)

Чередование «Лопаты» и «Иголочки».

Тик-так, тик-так, так часики стучат, тик-так, тик-так. («Часики»)

Мимо змейка проползала, язычок нам показала. («Змейка»)

Сели дружно на качели, закачались-полетели:

Вверх-вниз, вверх-вниз, крепко-крепко ты держись. («Качели»)

Вот лошадка прискакала и копытом застучала. («Лошадка»)

В: - Совушка, сова! А почему ты такая взволнованная? Что случилось?

С.: В лесу случилась беда. Звери стали какими-то непонятными. Им нужна ваша помощь.


В.: Как мы можем им помочь? Что для этого надо сделать?

Учитель-логопед обыгрывает появление совы.













Проводит дыхательную гимнастику.











Проводит артикуляционную гимнастику.




































Читает письмо лесных жителей.

Привлекает внимание детей к проблеме, которую предстоит решить.

 Дети заходят в зал под звуки леса.













Дети выполняют дыхательную гимнастику.











Дети выполняют артикуляционную гимнастику.




































Дети слушают, предлагают варианты помощи, принимают решение пойти в лес и узнать, какая  помощь нужна зверям.

Дети вступили в диалог со взрослыми и сверстниками.












Осуществлена дифференциация ротового и носового выдоха










Произошло совершенствование артикуляционных движений губ, языка.



































Дети получили представление о проблемной ситуации.

II. Мотивационный


Мотивация к деятельности


Актуализация знаний детей по теме

 

 

 

 

 

 

С.: А вы готовы пойти со мной в лес и помочь жителям леса?

 В.: Дети! Вы готовы пойти в лес на выручку к жителям леса?  

И вы готовы справится с разными препятствиями и трудностями, для того, чтобы помочь жителям леса?

А вы помните, кто живет в лесу? Сова приготовила для вас загадки.

С.: Если сумеете их разгадать, узнаете, кому нужна помощь.

По деревьям скок-скок, да орешки щёлк-щёлк (белка)

А белка какая? Что она делает?

Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу (медведь)

Медведь какой? Что он делает?

Хвост пушистый, мех золотой, в лесу живет, в деревне кур таскает (лиса)

Лиса какая? Что она делает?

В гору бегом, с горы кувырком (заяц)

Заяц какой? Что он делает?

Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (волк)

Волк какой? Что он делает?

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят! (ёжик)

Ёж какой? Что он делает?

В.: А какие еще звери живут в лесу?

В.: Вот мы с вами и вспомнили жителей леса. Пора отправляться к ним на помощь.

Веди нас, сова!

Воспитатель и «сова» вовлекают детей в диалог.














«Сова» загадывает загадки, выставляет картинки с изображением зверей, задает вопросы, помогающие активизировать словарный запас детей по теме.























Вступают в диалог.















Дети отгадывают загадки, подбирают слова по вопросам взрослого.










Дети проявили

речевую активность, вступили в диалог со взрослым.












У детей активизированы мыслительная деятельность, словарный запас по теме.

 

 

 

III. Деятельностный

Речевые игры

Игра «Путаница» (на словообразование)


 

С.: Предлагаю отправиться в лес вот по этому лабиринту.

Ух! Ух! Ух! Испытания начались! (звучит музыка леса).

 

В конце лабиринта лежат разрезные картинки (части тела у зверей перепутаны). Проводится игра «Путаница»: дети подходят к столу и меняют части картинок, в которых одна часть заменена другой. Задание: правильно составить картинку и правильно назвать часть тела.

Образец взрослого (логопеда):

- Дети! Посмотрите, у меня лиса, а хвост у нее медвежий. Дайте мне лисий хвост.

Ну вот мы и исправили все ошибки. Теперь звери выглядят так, как нужно.

«Сова»  и воспитатель вместе с детьми идут по лабиринту.





Учитель-логопед показывает образец действия и речевого высказывания, помогает детям выполнить задание, поощряет их.






Дети под музыкальное сопровождение «Звуки леса» идут по лабиринту.




Дети по образцу взрослого вступают в диалог с другими детьми, меняются картинками, собирают изображения зверей.









Рассказывают,  у какого животного как называется голова и хвост.

Дети поупражнялись в ориентировке в пространстве.






Дети вступили в диалог с другими детьми и взрослым, собрали изображения зверей, поупражнялись в образовании притяжательных прилагательных.

Физкультурная пауза

В.: Звери так обрадовались, что они стали прежними, что хотят с нами поиграть. Предлагаю игру «Медвежата в чаще жили». Вставайте в круг, слушайте песенку, подпевайте и выполняйте движения.

Медвежата в чаще жили

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили

(повороты головы вправо и влево)
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали

(наклоны телом вперед)
И вразвалочку ходили, и из речки воду пили
Вот так, вот так, и из речки воду пили

(наклоны вперёд).
А ещё они плясали, дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так, кверху лапы поднимали! (попеременный подъем рук и ног)

Дружно лапой помахали!

Воспитатель проводит игру «Медвежата в чаще жили»



Дети играют в игру «Медвежата в чаще жили»

Дети выполняют движения под музыку в соответствии с речевым сопровождением

Игра «У кого кто?» (на словообразование, употребление существительных в родительном падеже)


Л.: Ребята, зверята играли-играли, веселились-веселились, и разбежались кто куда. И мамы их потеряли. Давайте поможем каждой маме найти своего детеныша.

Проводится игра «У кого кто?»

Дети, вы снова справились! Молодцы!





С.: Дети! Звери играли, играли и заблудились в лесу. Давайте им подскажем, кто где живет! Посмотрите, вот норка,  дупло, нора, логово, куст, берлога.

Проводится игра «Кто где живет?»

Учитель-логопед проводит с детьми игру «У кого кто?», спрашивает у детей, какого детеныша они подберут медведице, волчице, лисице, ежихе, белке, зайчихе. Дает образец ответа.








«Сова» проводит игру «Кто где живет?»


Дети находят нужные картинки с изображением взрослого зверя и его детеныша, называют:

У медведицы – медвежонок. Посадим медвежонка рядом с медведицей, и т.д.








Дети показывают и рассказывают, где какой зверь живет.

Дети поупражнялись в словообразовании (суффиксальным способом)














Дети поупражнялись в употреблении существительных с предлогами «В», «Под»


Работа со звуком и буквой М.

Л.: Дети, а как назвать одним словом зайчиху, ежиху, волчицу, медведицу, лисицу и белку? Они для своих детенышей кто?

Правильно, мамы. Давайте произнесем слово «МАМА». Какой звук слышен в самом начале?

Давайте его произнесем.

Что происходит с губами?

Что происходит с воздухом?

Что происходит с голосом?

Значит, губы мешают воздуху выходить изо рта (то есть встречается преграда), воздух течет через нос, голос звучит. Если при произношении звука на пути воздуха изо рта встречается преграда: губы, зубы или язык, то такой звук называют согласным. Если голос звучит, то этот звук звонкий. Мы будем обозначать звук [М] синим смайлом с желтой челкой.

Игра «Ловим [М]»

Игра «Где живет [М]?» (начало, середина, конец слова)

Коллективная работа – выкладываем букву М из осенних листьев.

-Я возьму кленовый лист, а я возьму березовый лист …

Работа со слогами АМ, МА – анализ последовательности звуков, выкладывание и чтение слогов.

Игра «Живые буквы» - четырем детям логопед дает буквы и предлагает встать так, чтобы остальные дети прочитали слово «МАМА».

А дети, сидящие на стульчиках, считают: «1, 2, 3, 4, 5, будем слово составлять!»

Речь с движением:

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Вот мы и помогли зверям, исправили все ошибки, нашли мам и их детенышей, показали и рассказали, кто где живет и научились  складывать слово «МАМА».

Пора нам отправляться обратно в детский сад. А сова нас проводит (звучит «Песенка мамонтенка»).

Учитель-логопед знакомит детей со звуком и буквой М, назвать слова со звуком [М], определить наличие звука [М] в словах,  место звука [М] в названиях картинок, принесенных зверями, предлагает прочитать и проанализировать слоги АМ, МА, коллективно выложить букву М из осенних листьев, составить слово «МАМА»,

проводит игровую физкультминутку (речь  с движением) «Мама Милу мыла мылом»






















































Логопед предлагает детям пройти по лабиринту в обратном направлении

Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда, произносят и анализируют артикуляцию звука [М], дают характеристику этому звуку (с помощью схемы), определяют наличие звука [М] в словах, в названиях картинок, произносят слоги АМ, МА, анализируют их, называют 1-й, 2-й звуки,  читают слоги,  выкладывают букву М из осенних листьев, читают слоги: АМ, МА. Играют в игру «Живые буквы», выполняют движения с речевым сопровождением.






















































Дети идут по лабиринту в обратном направлении

Дети познакомились со звуком и буквой М, составили слоги АМ, МА, слово «МАМА», у детей активизированы внимание, память, мыслительная деятельность, поупражнялись в координации речи с движениями.




































































Дети поупражнялись в ориентировке в пространстве.

Составление описательного рассказа по картинному плану


С.: Ну вот мы и вернулись обратно в ваш детский сад.

Кто из зверей вам понравился больше всего?


«Сова» предлагает вспомнить зверей.



Дети называют понравившегося им зверя, отвечают на вопросы взрослого полными предложениями.

Дети поупражнялись в припоминании названий лесных жителей, в ответах на вопросы взрослого полным предложением.

IV. Рефлексивный


Подведение итогов

Л.: Дети, кому и как мы сегодня помогали?

С каким звуком мы познакомились? Он какой?

Какую букву мы составили из листьев?

Какое слово мы составили?


С.: Я вам очень благодарна! И в знак признательности  я приготовила для вас подарки.

Учитель-логопед задает вопросы детям









Воспитатель и «сова»  раздают детям подарки – зверушек, сделанных из бумаги в технике оригами.

Дети отвечают на поставленные вопросы.










Дети получают подарки «совы».

Дети вступили в диалог со взрослым и другими детьми, подвели итог своей деятельности

Список использованной литературы:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. // Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет – С-Пб.: Литера, 2019;
  2. Глинка Г.А. // Буду говорить, читать, писать правильно – С-Пб: Питер, 2016;
  3. Нищева Н.В. //Картотека предметных картинок. Наглядный дидактический материал /Выпуск 4. /Животные наших лесов, домашние животные и их детеныши – (Серия «Оснащение педагогического процесса в ДОУ») - СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2010. – 32 стр.;
  4. Селиверстов В.И. // Речевые игры с детьми - М.: Академический проект, 2017.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.