Конструкт интегрированной НОД с детьми на тему «Жители леса»
Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Пархоменко Надежда Сергеевна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2», Свердловской области, города Верхняя Пышма.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа .
Тема: «Жители леса»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: систематизация знаний детей по теме «Дикие животные наших лесов» в игровой форме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: систематизировать словарный запас детей по теме «Дикие животные наших лесов», упражнять детей в отгадывании загадок, в образовании притяжательных и относительных прилагательных; продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы; дать понятия «согласный звук», «звонкий согласный», упражнять детей в выделении звука [М] среди слов, в назывании слов с этим звуком, в определении места звука в названии картинки, в чтении, анализе слогов МА, АМ, в составлении слова «МАМА», в коллективном составлении буквы М из листьев.
Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата, зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, коммуникативные навыки.
Воспитательные: обогащать социальный опыт, воспитывать умение слушать друг друга, действовать сообща, инициативность.
Оборудование: костюм «Сова», осенние листья деревьев, карточки-символы артикуляционной гимнастики, буквы А, М, загадки о животных с отгадками, лабиринт на полу, предметные картинки на звук [М], дидактические игры «У кого кто?», «Чей хвост, чья голова?» в виде варианта «Путанница» «Кто где живет?», магнитная доска, магниты, аудиозапись песни «Песенка мамонтенка», «Музыка леса», «Полет совы», предметные картинки с изображением диких животных наших лесов, зверушки, сделанные из бумаги в технике оригами (по количеству детей), корзинка.
Способ организации: активно - деятельностный.
Планируемый результат: у детей активизируется и систематизируется словарный запас по теме «Дикие животные наших лесов», дошкольники поупражняются в отгадывании загадок о диких животных, в употреблении существительных в родительном падеже, в образовании притяжательных и относительных прилагательных, в формулировании ответов на поставленные вопросы, познакомятся с согласным звуком и буквой М, научатся выделять этот звук среди звуков, слогов, слов, подберут слова со звуком [М], определят место звука в названных словах, почитают, проанализируют и самостоятельно составят слоги МА, АМ, составят букву М из осенних листьев, слово «МАМА» из букв, поучатся слушать друг друга, не перебивая, действовать сообща.
Содержание деятельности:
Этапы деятельности | Организация совместной деятельности воспитателей, учителя-логопеда и детей | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационный Внутренняя постановка задачи Артикуляционная гимнастика (карточки-символы для дыхательной и артикуляционной гимнастики)
Создание проблемной ситуации
| Дети заходят в зал под звуки леса. Л.: Дети! Что за звуки вы слышите? Влетает запыхавшаяся сова (под музыку). Л.: Прилетела к нам сова, умная голова, Головой повертела и тихонько села. Ой, посмотрите-ка на нее, она вся запыхалась, видно, очень торопилась. Давайте ей поможем успокоиться и покажем, как мы дышим: вдох – носом, выдох носом, вдох – ртом, выдох – носом, вдох – носом – выдох ртом, вдох - ртом, выдох – ртом. А теперь покажем сове, как мы умеем играть с язычком. Чтоб жилось нам дружно, улыбнуться нужно. («Улыбка») Тянет, тянет хобот слон, достает цветочки он. («Хоботок») Язычок лежал-лежал, и лопаткой стал, («Лопата») Вот он полежал и иголкой стал. («Иголка») Чередование «Лопаты» и «Иголочки». Тик-так, тик-так, так часики стучат, тик-так, тик-так. («Часики») Мимо змейка проползала, язычок нам показала. («Змейка») Сели дружно на качели, закачались-полетели: Вверх-вниз, вверх-вниз, крепко-крепко ты держись. («Качели») Вот лошадка прискакала и копытом застучала. («Лошадка») В: - Совушка, сова! А почему ты такая взволнованная? Что случилось? С.: В лесу случилась беда. Звери стали какими-то непонятными. Им нужна ваша помощь. В.: Как мы можем им помочь? Что для этого надо сделать? | Учитель-логопед обыгрывает появление совы. Проводит дыхательную гимнастику. Проводит артикуляционную гимнастику. Читает письмо лесных жителей. Привлекает внимание детей к проблеме, которую предстоит решить. | Дети заходят в зал под звуки леса. Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Дети слушают, предлагают варианты помощи, принимают решение пойти в лес и узнать, какая помощь нужна зверям. | Дети вступили в диалог со взрослыми и сверстниками. Осуществлена дифференциация ротового и носового выдоха Произошло совершенствование артикуляционных движений губ, языка. Дети получили представление о проблемной ситуации. |
II. Мотивационный Мотивация к деятельности Актуализация знаний детей по теме
| С.: А вы готовы пойти со мной в лес и помочь жителям леса? В.: Дети! Вы готовы пойти в лес на выручку к жителям леса? И вы готовы справится с разными препятствиями и трудностями, для того, чтобы помочь жителям леса? А вы помните, кто живет в лесу? Сова приготовила для вас загадки. С.: Если сумеете их разгадать, узнаете, кому нужна помощь. По деревьям скок-скок, да орешки щёлк-щёлк (белка) А белка какая? Что она делает? Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу (медведь) Медведь какой? Что он делает? Хвост пушистый, мех золотой, в лесу живет, в деревне кур таскает (лиса) Лиса какая? Что она делает? В гору бегом, с горы кувырком (заяц) Заяц какой? Что он делает? Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (волк) Волк какой? Что он делает? Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят! (ёжик) Ёж какой? Что он делает? В.: А какие еще звери живут в лесу? В.: Вот мы с вами и вспомнили жителей леса. Пора отправляться к ним на помощь. Веди нас, сова! | Воспитатель и «сова» вовлекают детей в диалог. «Сова» загадывает загадки, выставляет картинки с изображением зверей, задает вопросы, помогающие активизировать словарный запас детей по теме. | Вступают в диалог. Дети отгадывают загадки, подбирают слова по вопросам взрослого. | Дети проявили речевую активность, вступили в диалог со взрослым. У детей активизированы мыслительная деятельность, словарный запас по теме.
|
III. Деятельностный Речевые игры Игра «Путаница» (на словообразование)
| С.: Предлагаю отправиться в лес вот по этому лабиринту. Ух! Ух! Ух! Испытания начались! (звучит музыка леса).
В конце лабиринта лежат разрезные картинки (части тела у зверей перепутаны). Проводится игра «Путаница»: дети подходят к столу и меняют части картинок, в которых одна часть заменена другой. Задание: правильно составить картинку и правильно назвать часть тела. Образец взрослого (логопеда): - Дети! Посмотрите, у меня лиса, а хвост у нее медвежий. Дайте мне лисий хвост. Ну вот мы и исправили все ошибки. Теперь звери выглядят так, как нужно. | «Сова» и воспитатель вместе с детьми идут по лабиринту. Учитель-логопед показывает образец действия и речевого высказывания, помогает детям выполнить задание, поощряет их. | Дети под музыкальное сопровождение «Звуки леса» идут по лабиринту. Дети по образцу взрослого вступают в диалог с другими детьми, меняются картинками, собирают изображения зверей. Рассказывают, у какого животного как называется голова и хвост. | Дети поупражнялись в ориентировке в пространстве. Дети вступили в диалог с другими детьми и взрослым, собрали изображения зверей, поупражнялись в образовании притяжательных прилагательных. |
Физкультурная пауза | В.: Звери так обрадовались, что они стали прежними, что хотят с нами поиграть. Предлагаю игру «Медвежата в чаще жили». Вставайте в круг, слушайте песенку, подпевайте и выполняйте движения. Медвежата в чаще жили Медвежата в чаще жили, головой своей крутили (повороты головы вправо и влево) (наклоны телом вперед) (наклоны вперёд). Дружно лапой помахали! | Воспитатель проводит игру «Медвежата в чаще жили» | Дети играют в игру «Медвежата в чаще жили» | Дети выполняют движения под музыку в соответствии с речевым сопровождением |
Игра «У кого кто?» (на словообразование, употребление существительных в родительном падеже) | Л.: Ребята, зверята играли-играли, веселились-веселились, и разбежались кто куда. И мамы их потеряли. Давайте поможем каждой маме найти своего детеныша. Проводится игра «У кого кто?» Дети, вы снова справились! Молодцы! С.: Дети! Звери играли, играли и заблудились в лесу. Давайте им подскажем, кто где живет! Посмотрите, вот норка, дупло, нора, логово, куст, берлога. Проводится игра «Кто где живет?» | Учитель-логопед проводит с детьми игру «У кого кто?», спрашивает у детей, какого детеныша они подберут медведице, волчице, лисице, ежихе, белке, зайчихе. Дает образец ответа. «Сова» проводит игру «Кто где живет?» | Дети находят нужные картинки с изображением взрослого зверя и его детеныша, называют: У медведицы – медвежонок. Посадим медвежонка рядом с медведицей, и т.д. Дети показывают и рассказывают, где какой зверь живет. | Дети поупражнялись в словообразовании (суффиксальным способом) Дети поупражнялись в употреблении существительных с предлогами «В», «Под» |
Работа со звуком и буквой М. | Л.: Дети, а как назвать одним словом зайчиху, ежиху, волчицу, медведицу, лисицу и белку? Они для своих детенышей кто? Правильно, мамы. Давайте произнесем слово «МАМА». Какой звук слышен в самом начале? Давайте его произнесем. Что происходит с губами? Что происходит с воздухом? Что происходит с голосом? Значит, губы мешают воздуху выходить изо рта (то есть встречается преграда), воздух течет через нос, голос звучит. Если при произношении звука на пути воздуха изо рта встречается преграда: губы, зубы или язык, то такой звук называют согласным. Если голос звучит, то этот звук звонкий. Мы будем обозначать звук [М] синим смайлом с желтой челкой. Игра «Ловим [М]» Игра «Где живет [М]?» (начало, середина, конец слова) Коллективная работа – выкладываем букву М из осенних листьев. -Я возьму кленовый лист, а я возьму березовый лист … Работа со слогами АМ, МА – анализ последовательности звуков, выкладывание и чтение слогов. Игра «Живые буквы» - четырем детям логопед дает буквы и предлагает встать так, чтобы остальные дети прочитали слово «МАМА». А дети, сидящие на стульчиках, считают: «1, 2, 3, 4, 5, будем слово составлять!» Речь с движением: Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила. Вот мы и помогли зверям, исправили все ошибки, нашли мам и их детенышей, показали и рассказали, кто где живет и научились складывать слово «МАМА». Пора нам отправляться обратно в детский сад. А сова нас проводит (звучит «Песенка мамонтенка»). | Учитель-логопед знакомит детей со звуком и буквой М, назвать слова со звуком [М], определить наличие звука [М] в словах, место звука [М] в названиях картинок, принесенных зверями, предлагает прочитать и проанализировать слоги АМ, МА, коллективно выложить букву М из осенних листьев, составить слово «МАМА», проводит игровую физкультминутку (речь с движением) «Мама Милу мыла мылом» Логопед предлагает детям пройти по лабиринту в обратном направлении | Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда, произносят и анализируют артикуляцию звука [М], дают характеристику этому звуку (с помощью схемы), определяют наличие звука [М] в словах, в названиях картинок, произносят слоги АМ, МА, анализируют их, называют 1-й, 2-й звуки, читают слоги, выкладывают букву М из осенних листьев, читают слоги: АМ, МА. Играют в игру «Живые буквы», выполняют движения с речевым сопровождением. Дети идут по лабиринту в обратном направлении | Дети познакомились со звуком и буквой М, составили слоги АМ, МА, слово «МАМА», у детей активизированы внимание, память, мыслительная деятельность, поупражнялись в координации речи с движениями. Дети поупражнялись в ориентировке в пространстве. |
Составление описательного рассказа по картинному плану | С.: Ну вот мы и вернулись обратно в ваш детский сад. Кто из зверей вам понравился больше всего? | «Сова» предлагает вспомнить зверей. | Дети называют понравившегося им зверя, отвечают на вопросы взрослого полными предложениями. | Дети поупражнялись в припоминании названий лесных жителей, в ответах на вопросы взрослого полным предложением. |
IV. Рефлексивный Подведение итогов | Л.: Дети, кому и как мы сегодня помогали? С каким звуком мы познакомились? Он какой? Какую букву мы составили из листьев? Какое слово мы составили? С.: Я вам очень благодарна! И в знак признательности я приготовила для вас подарки. | Учитель-логопед задает вопросы детям Воспитатель и «сова» раздают детям подарки – зверушек, сделанных из бумаги в технике оригами. | Дети отвечают на поставленные вопросы. Дети получают подарки «совы». | Дети вступили в диалог со взрослым и другими детьми, подвели итог своей деятельности |
Список использованной литературы:
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. // Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет – С-Пб.: Литера, 2019;
- Глинка Г.А. // Буду говорить, читать, писать правильно – С-Пб: Питер, 2016;
- Нищева Н.В. //Картотека предметных картинок. Наглядный дидактический материал /Выпуск 4. /Животные наших лесов, домашние животные и их детеныши – (Серия «Оснащение педагогического процесса в ДОУ») - СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2010. – 32 стр.;
- Селиверстов В.И. // Речевые игры с детьми - М.: Академический проект, 2017.