Конструкт коррекционно-развивающей деятельности для старших дошкольников с участием кукол «Страна волшебных слов»
Конструкт коррекционно-развивающей деятельности для старших дошкольников с участием кукол «Страна волшебных слов».
Ноздрачева Е. Н., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 26»
г. Верхняя Пышма Свердловской области
С авторской расшифровкой аббревиатуры «КУКЛОТЕРАПИЯ»,полагаю, согласятся многие специалисты:
Куклы
Учат
Коммуникации,
Любви,
Открытости,
Творчеству,
Естественности,
Радости общения,
Активности,
Пониманию,
Импровизации,
Цель: формировать умение детей правильно строить речевые высказывания в различных ситуациях общения, проявлять активность в игровой, коммуникативной деятельности. Способ организации: активно-деятельностный.
Коррекционно-развивающие задачи: Обучающий аспект: - Формировать умение придумывать слова, высказывать свои мысли; - Упражнять в составлении предложений. Коррекционно-развивающий аспект: - Развивать фонематические и лексико-грамматические процессы, артикуляционную, мелкую моторику через речевые игры; - Развивать логику, воображение; быстроту реакции; - Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим; - Развивать коммуникативные навыки и речевую сноровку в диалогах с куклами. Воспитательный аспект: - Воспитывать навыки сотрудничества, со сверстниками и взрослым. - Оптимизовать готовность к общению в речевых ситуациях, формировать умение слушать друг друга.
Материал и оборудование: ширма, авторские куклы Тильды Слыш и Буковка, Тыквоголовки Сенечка и Фенечка, мягкие куклы-буквы, куклы на палочках «Семья», волшебный тайник с картой путешествия, артикуляционная гимнастика в картинках, цветные цилиндры с цифрами, картинки «Недорисованные животные», массажные шарики, медали.
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Действия педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
||
Мотивация Игровая проблемная ситуация |
Мышонок Слыш: «Добро пожаловать, дети дорогие, давно я вас жду-поджидаю, играть без вас не начинаю! Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?» Логопед: будем знакомиться? Меня зовут Елена Николаевна. А это - мой друг мышонок Слыш. Как вас зовут? Думаете, почему мышонка так назвали? |
Приветствие педагога и куклы Тильды
Организация диалога |
Знакомство с куклой Тильдой- мышонком по имени Слыш. |
Умение выражать эмоции, выдвигать свои предположения |
||
Настрой на совместную деятельность и проблемные вопросы |
Приехали мы к вам из другого города, называется Верхняя Пышма. А вы любите путешествовать? Если отправитесь в путешествие, что вам может понадобиться? |
Побуждение к высказываниям. |
Дети высказывают предположения |
Активизация познавательных интересов |
||
Планирование совместной деятельности. Сюрпризный момент |
Действительно, все это нам сегодня может пригодиться. А еще нам надо взять хорошее настроение, потому что мы отправляемся путешествовать по стране волшебных слов! Вы знаете такую страну? И сейчас, ребята, мне нужна ваша помощь! Девочка Буковка оставила нам волшебный тайник, а сама пропала. Посмотрим, там, наверное, что-то интересное? Что видите? Зачем нужна карта? Давайте вместе ее рассмотрим. Что означает самая первая картинка? |
Исправление ошибочного произношения
Стимулирование детей к высказываниям |
Включение в сюрпризный момент
Дети рассматривают волшебную карту путешествия, высказывают свои предположения |
Вывод на рассуждения и совместную работу с картой |
||
Артикуляционная гимнастика с куклой «Окошко», «Кошка» «Футбол» «Чашечка» «Блинчик» «Проказник» «Чистим зубки» «Трубочка» |
1.Слыш. Все в кружочке по-порядку, для вас волшебная зарядка! Вот и ожил язычок! Поиграем мы на счет! Раз – зеваем широко. 2– лакаем молоко. 3– в футбол мы поиграем. На 4– к носу тянем. 5– стал чашкой язычок. 6– съел блинчик и скок-скок. 7– через забор пролазит. 8– язычок-проказник (пя-пя) 9– в трубочку свернулся. 10– в домик свой вернулся. |
Используются карточки для артикуляционной гимнастики (показ с помощью куклы) |
Дети выполняют артикуляционные упражнения «Окошко», «Кошка» «Футбол» «Чашечка» «Блинчик» «Проказник» «Чистим зубки» «Трубочка» |
Умение договариваться и работать в группе. Развитие мышц артикуляционного аппарата |
||
Поощрение к высказыванию |
2.Мышонок Слыш: продолжаем путешествие! Давайте улыбнемся друг другу и опять посмотрим на путь следования на карте. Куда мы теперь направимся? Ребята, что это? Как вы думаете, зачем шарики такие колючие? |
Создание диалога, заинтересованности детей в совместной деятельности. |
Дети работают с массажными шариками |
Побуждение к рассуждению, умению делать умозаключения |
||
Самомассаж рук с использованием массажных шариков Су-джок |
Этот шарик не простой, весь колючий – вот такой! Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем. Можно шар катать по кругу, И посматривать на друга. |
Массаж ладоней: вверх-вниз, по кругу. |
- выполняют движения рук под стихотворную рифму |
Совершенствование моторики рук, координации движений |
||
Эмоциональный настрой на дальнейшую совместную деятельность |
3. Вам не кажется, что кто-то стучится к нам? Кто это? (веселые куклы хотят поиграть в волшебные слова) вы согласны? Что за волшебные слова? Точно знаю, что они вам знакомы. Берите кукол и посмотрите на них. Кто кого выбрал? Встретились друзья: здравствуй, добрый день. Приглашаем друга в гости: добро пожаловать. Папа дочке «Вот тебе подарок», благодарю: спасибо. Кушают дети, родители приятного аппетита «Очень вкусно, спасибо»- мама. Если обидели девочку: мальчик - извините, простите, пожалуйста. бабушка: «Я пошла спать» внуки - спокойной ночи. Чихает дедушка: бабушка - будь здоров - спасибо. Прощаемся: всего хорошего, до свидания! |
Стимулируем диалоги с подвижными игрушками – куклами-дергунчиками (семья) на палочках
|
Интерактивное взаимодействие детей с куклами, активные диалоги |
Развитие речевой сноровки - готовности к общению в речевых ситуациях. Формирование навыков практического владения выразительными средствами речи Формирование доброжелательного, вежливого отношения к окружающим, умения осмысливать ситуации и слушать друг друга. |
||
Сюрпризный момент Разминка: координация движений |
Слыш: вот теперь я вижу, что вы – такие вежливые. Но Буковка все не появляется, а уже должна (по карте). А знаете какие-нибудь волшебные заклинания? Повторяйте: хочешь, тоже делай так: ребро-ладошка и кулак! (Буковка из-за ширмы: «Здравствуйте!») 4.«Если бы да кабы» Что это за игра? Тоже волшебная, будем превращаться в животных! Продолжить фразу: «Если бы я был.., то я…». 5. Буковка: Как вы думаете, что в цилиндре? Посмотрим на карту. Хотите превратиться в буквы?! А можете придумать слова на эти буквы? |
Играем с куклами и рассуждаем.
Предлагаем составить слова и предложения |
Выбор своего персонажа животного Зарядка гласных с Буковкой (мягкие буквы А, О, Ф, Т, Х, Р, Г, Л) Превращение в буквы |
Стимуляция любопытства, зрения, слуха. Активизация речевой деятельности, закрепление навыка практического построения предложений Умение придумывать слова, высказывать свои мысли. |
||
Упражнение на речевое внимание и быстроту реакции
|
- Ребята, вы умные путешественники, посмотрите по карте, что это задание мы тоже выполнили, а следующее... 6.«Вежливо – невежливо» - предлагают куклы Сенечка и Фенечка. Скажут о вежливом поступке, хлопайте, если поступок невежливый – топайте. 1. Улыбнуться при встрече. 2. Толкнуть друга. 3. Обозвать кого-то. 4. Подарить что-то другу 5. Успокоить плачущего. 6. Поздороваться. 7. Ударить кого-то. 8. Защитить слабого. 9. Дразнить кого-либо. 10. Помочь воспитателю. |
Предлагается речевая игра с куклами-Тыквоголовками |
Дети выполняют соответствующие действия |
Развитие слухового внимания, моторики
|
||
Итог занятия Сюрпризный момент
|
Буковка спрашивает – вам понравилось в стране волшебных слов? 7. Вы когда – нибудь ловили слова за нос? А назовите эти слова - извините, спасибо, здравствуй, добрый день, пожалуйста. Повторяйте за мной движения только тогда, когда я скажу «пожалуйста!» - Вот карта и познакомила нас со страной волшебных слов. Давайте будем прощаться с нашими персонажами! А эти медали – вам от Слыша и Буковки! Мы с вами прощаемся, но вернемся, если позовете - нам приятно было с вами путешествовать! |
Игры на фонематический слух и на внимание |
Выделяют первый звук в слове
Выполняют движения на внимание Дети получают медали от кукол |
Умение делать выводы Развитие фонематических процессов |
Артеменко Елена Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна