Материал на проверке

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

1
0
Материал опубликован 25 January в группе


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ФОРМЕ МАСТЕР-КЛАССА​​​​​​​​​​​​​​

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Цель:  Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Задачи: 

 поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников

распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей. 

Материалы и оборудование:

Су-джок шарик: по количеству родителей

Маленькое зеркальце: по количеству родителей

Ход мастер-класса.

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо вам, что нашли время и пришли, к нам в группу, на мастер-класс: 

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье - это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно, мы с вами будем строит нашу работу.

Занятия с «особыми» детьми должны быть разнообразными, эмоциональными, интересными и познавательными. Для этого необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы в коррекционно-развивающей работе с детьми. Особое внимание нужно уделять индивидуальным особенностям развития детей, так как каждый ребенок с ОВЗ воспринимает материал по-разному. Для одного ребенка достаточно прочитать, другому показать, третьему проиграть, а чаще всего необходимо использовать все варианты для обучения ребенка одновременно, обязательно включая элементы здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников образовательного процесса.

Основные принципы здоровьесберегающих технологий:

Принцип «Не навреди!»

Принцип сознательности и активности

Систематичности и последовательности

Принцип доступности и индивидуальности

Всестороннего и гармонического развития личности

Система чередования нагрузок и отдыха

Главная задача - организация педагогического процесса, с обязательным включением здоровьесберегающих технологий. Необходимо сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения.

В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

улучшение памяти, внимания, мышления;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение общего эмоционального состояния;

повышается работоспособность, уверенность в себе;

стимулируются двигательные функции;

снижается утомляемость;

улучшаются пространственные представления; 

развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

стимулируется речевая функция;

улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с вышеназванными методами.

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в домашних условиях со своим ребенком.

Практическая часть мастер-класса.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.

  Пальчиковые игры – это гимнастика и массаж для рук   Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 

Проводится согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Вместе с родителями проводится пальчиковая гимнастика:

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

По ходу чтения, загибают на ручке

пальчик, начиная с большого пальчика.

Игротерапия

Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Игра способствует созданию благоприятных отношений между воспитанниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку. Занятия проходят в игровой деятельности, играя – дети обучаются, получают новые знания.

Вместе с родителями проводится игра:

«Море волнуется раз».

Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление.

 Ведущий говорит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы надо раскачиваться, как будто на волнах и замирать на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадает, что это за фигура.

Артикуляционные упражнения

Цель артикуляционных упражнений - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в более сложные.

Вместе с родителями проводится артикуляционное упражнение:

(на каждого родителя приготовлено маленькое зеркальце)

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 6-8 раз перед зеркалом.

Физкультминутка

Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки в начале занятия - для создания настроя и подготовки к запланированной теме, и при признаках утомления - в середине занятия. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели.

Физминутки проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Вместе с родителями проводится физкультминутка:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в  ладоши  3 хлопка,

Головою  3  кивка.

На  четыре – руки  шире,

Пять – руками  помахать,

Шесть – за  столик  сесть.

Самомассаж

Это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Вместе с родителями проводится самомассаж:

«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь. И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна!

Есть у нас на голове: уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика включает в себя упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают произвольность и самоконтроль. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, листиков, снежинок и бумажных самолетиков и мячиков; дуем в разные дудочки; надуваем мыльные пузыри. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

Вместе с родителями проводится дыхательная гимнастика:

«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: Родители стоят по кругу.  Начинаем надувать шарик. Широко разводите руки в стороны и глубоко вдыхайте, затем медленно сводите руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, когда «из шарика выходит воздух» - произносим: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки, как шарик, из которого выпустили воздух.

Суджок терапия.

Цель - нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Судок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Судок, пружинок. Такой массаж не только оказывает положительное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук.

Вместе с родителями проводится массаж с шариками Су-Джок:

(на каждого родителя приготовлен массажный шарик Су-Джок)

1. Массаж Су–Джок шарами.

Проговариваем слова и выполняем действия с шариком в соответствии с текстом. 

Я мячом круги катаю, 

Взад - вперед его гоняю. 

Им поглажу я ладошку. 

Будто я сметаю крошку, 

И сожму его немножко, 

Как сжимает лапу кошка, 

Каждым пальцем мяч прижму, 

И другой рукой начну. 

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

Поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, в соответствии с текстом.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ 

Вышли пальцы погулять, 

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. 

Этот пальчик для того, чтоб показывать его. 

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. 

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. 

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. 

Зрительная гимнастика.

Информацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз необходима всем, в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной ее необходимо проводить в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику нужно проводит по словесным указаниям, с использованием потешек, стихотворений.

Вместе с родителями проводится зрительная гимнастика:

Мы гимнастику для глаз, выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз, повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу!

Кинезиологические упражнения.

Цель: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.

Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, упражнения помогают выявить способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиологические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», « Бабочка-гусеница», «Ухо-нос», «Колечко», «Левой рукой погладь живот, а правой погладь голову», «Замок», Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью и наоборот» и другие упражнения.

Вместе с родителями проводится кинезиологическое упражнение:

«Кулак - ребро – ладонь». 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз на ускорение. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).​​​​​​​

Сказкотерапия

Сказкотерапия для детей играет особую роль в развитии, так как  в дошкольный период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.

Данный психотерапевтический способ при работе с детьми выполняет несколько функций:

Развлекательную

Обучающую

Релаксационную

Цель сказкотерапии:

снятие мышечного и эмоционального напряжения;

снижение тревожности;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развития внимания, восприятия, воображения, речи.

В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации.

С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Самое важное, при использование здоровьесберегающих технологий, это создание и удерживание на протяжении всего занятия, положительного эмоционального состояния детей. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Таким образом, правильно организованные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность не только коррекционно-образовательного процесса, но и всестороннего развития ребенка.

Итог мастер- класса.

Учитель-дефектолог: Уважаемые родители, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников. Я  могу  с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для нас самое главное. Каждую неделю в домашних тетрадях, я буду прописывать приемы здоровьесберегающих технологий, в соответствие с лексической темой, и буду рада, если вы будете использовать здровьесберегающие технологии в домашних условиях со своими детьми.

Список использованной литературы:

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: ТЦ сфера,2005

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. - М.: 2013

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.2013

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб. 2009

Шорохова О.А. – «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников», - СПб. 2000

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.