Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи "Воздушное путешествие"
Конспект
интегрированного коррекционно-развивающего фронтального занятия
«Воздушное путешествие»
Авторы: учитель-дефектолог Еремеева И. В.
Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса, вариант 1.
Тема занятия: Воздушное путешествие.
Направление коррекционно-развивающей работы: развитие высших психических функций.
Форма организации коррекционной деятельности: фронтальная.
Цель занятия: Уточнять и расширять лексический словарь по теме «Животные».
Задачи занятия:
Обогащать и расширять знания о среде обитания животных.
Развивать умения анализировать, образную (зрительную) память.
Развивать навыки звуко-буквенного, языкового анализа и синтеза.
Развивать пространственную ориентировку.
Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики, расслаблять мышцы, снимать психоэмоциональное напряжение и мышечные зажимы.
Воспитывать любовь к животным.
Оборудование и материалы: Экран, ПК, презентация «Воздушное путешествие» (приложение 1), проектор, магнитная доска.
Демонстрационные материалы: Таблички для составления кластера; плакат «Воздушный шар» (из частей); макеты лиственного и хвойного дерева, макеты животных: белки, зайца, лисы, волка.
Раздаточные материалы: Карточки к играм «Отыщи дом» (приложение 2) и «Фантастическое животное» (приложение 3); картинки животных и фишки с буквами для упражнения «Собери слово».
Ход занятия
Этап /прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающийся | ||||||||||||||||
I. Организационная часть. Игра «Здравствуй, друг» | Слайд 1 Проверка готовности к занятию. - Здравствуй, друг! - Как ты тут? - Где ты был? - Я скучал! - Ты пришёл! - Хорошо! | Все участники игры делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяют за учителем слова, сопровождая их жестами. Жмут друг другу руки. Хлопают правой рукой по левому плечу партнёра. Осторожно треплют ухо. Складывают руки на груди. Разводят руками в сторону. Обнимаются. Затем, стоящие во внешнем круге, делают шаг в сторону, тем самым, производя смену партнёров. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары. | ||||||||||||||||
II. Основная часть. Актуализация знаний. Фронтальная работа у доски. Индивидуальная работа игра «Отыщи домик». Развитие пространственной ориентировке. Развитие фразовой речи. Актуализация предметного словаря (животные) Группировка предметов, актуализация словаря. Игра-анаграмма «Собери слово». Физическая минутка Упражнение «Найди место». Актуализация пространственных предлогов. Индивидуальная работы упражнение «Расставь слова в правильной последовательности» Развитие правильной фразовой речи. | - Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие? - А куда бы вы отправились? - На чем можно путешествовать? - Я предлагаю отправиться в воображаемое путешествие на воздушном шаре (аэробусе). Слайд 2 (видеоролик «Аэробус») Слайд 3 - Ребята, у вас на столах есть «входной билетик» - часть воздушного шара. Я предлагаю вам из этих частей собрать целый шар. Собирают у доски все вместе. - Итак, шар готов, отправляемся в полет. Слайд 4 (видеоролик «Полет на шаре») Слайд 5 - Ребята, представьте, что под нами находится деревня, нам нужно выбрать правильный домик, возле которого нам нужно временно приземлиться. Слайд 6 Разбор задания. - По заданной схеме вам нужно отыскать домик и его раскрасить (задание подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей) (Приложение 2). Слайд 7 Практическая работа детей. Проверка выполненного задания учителем. Слайд 8 - Итак, нужный домик отыскали, давайте зайдем в дом. Внимательно изучите, постарайтесь запомнить, что где находится. Потом я проверю, какие вы внимательные. - Назовите расположение предметов. - Посмотрите, а в доме- то для нас кто-то оставил задание. Слайд 9 - Отыщите и запишите на листе все названия животных, из которых состоит фантастический зверь. Кластер Слайд 10-14 - На какие 2 группы можно распределить всех животных? (Дикие и домашние.) - Данных зверей еще можно распределить в группы по признаку «среда обитания»: лес, пустыня и Африка (саванна). Попробуйте их распределить. - Назовите, каких еще животных вы знаете. - А сейчас мой вопрос: кто был изображен в комнате дома, к которому мы приземлялись. Какие это животные? Слайд 15 - Отправляемся дальше. Слайд 16 - Ребята, посмотрите, под нами находится лес, возле которого мы приземлимся. В нём мы встретим животных, а чтобы узнать каких, нам нужно собрать буквы в слова, которые у нас рассыпались, когда мы летели на аэробусе. - Каких животных мы встретили? Слайд 17 Слайд 18-25 Физическая минутка «Пластические этюды» Передать мимикой и движением поведение зверей: - енот-полоскун полощется в воде; - ежик ищет место для зимней спячки; - лось-великан ходит по болоту; - белочка грызет орешки; - ласковую, хитрую лису; - грозного медведя; - бодливого оленя; - злого волка. - Ребята наш лес состоит из разнообразных деревьев, давайте вспомним, как называются деревья, которые имеют листья (лиственные), а как называются деревья, которые имеют иголочки вместо листьев (хвойные). Слайд 26 К доске выходят ученики. - Посмотрите на лиственное и хвойное дерево и определите: - белку НА дерево; - зайца ПОД дерево; - волка ЗА деревом; - лису ПЕРЕД деревом... Слайд 27 - Отправляемся в наше путешествие дальше. Слайд 28-43 - Мы попали с на остров «Неправильных предложений». - У нас слова находятся в лодочках, вам надо собрать предложение правильно.
Проверка учителем. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Внимательно смотрят ролик. У доски собирают воздушный шар. Внимательно смотрят ролик. Слушают учителя. Слушают инструкцию, выполняют задание. Практическая работа. Запоминают расположение предметов на картинке. Называют расположение предметов в доме простыми фразовыми предложениями. Называют животных. Составляют на доске кластер. Слушают учителя и отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, составляют из заданных букв слова. Составляют фразы: Мы встретили…(заяц, волк, медведь, кабан, белка, лось, олень) Показывают мимикой и движениями заданных животных. Отвечают на вопросы. Ученик выходит к доске и называет расположение животного относительно объекта на картинке. Смотрят на слайды. Составляют из заданных слов предложениям | ||||||||||||||||
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия. | Слайд 44 - Пора нам возвращаться в школу! - Ребята, чем занимались сегодня вы на занятии? - Какие задания вам показались особенно интересными? - Какие задания были для вас трудными? - Что вы узнали нового? - Чему вы удивились? - Определи свое настроение после работы на занятии. - Вы были молодцы! До свидания! До встречи! | Слушают учителя, отвечают на вопросы. На доску в воздушный шар прикрепляют смайлики со своим настроением. |
Приложение 1
Ссылка на анимированную презентацию: https://disk.yandex.ru/i/r65quH5_Zi_24A
Ссылка на видеоролик «Аэробус»: https://disk.yandex.ru/i/fHyW3y9gx2hnZQ
Ссылка на видеоролик «Полет на шаре»: https://disk.yandex.ru/i/Jvd0Tf-WrL1G3A
Слайды презентации
Слайд 1 | Слайд 2 | Слайд 3 | Слайд 4 |
Слайд 5 | Слайд 6 | Слайд 7 | Слайд 8 |
Слайд 9 | Слайд 10 | Слайд 11 | Слайд 12 |
Слайд 13 | Слайд 14 | Слайд 15 | Слайд 16 |
Слайд 17 | Слайд 18 | Слайд 19 | Слайд 20 |
Слайд 21 | Слайд 22 | Слайд 23 | Слайд 24 |
Слайд 25 | Слайд 26 | Слайд 27-42 | Слайд 28-42 |
Слайд 43 | | | |
Приложение 2
Приложение 3
Надежда Алексеевна Паршукова