Логопедическое занятие: «Игра-путешествие со звуком [Ш]»
Задачи:
- Образовательные:
- закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
- закрепление понятия "согласный звук";
- формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов.
- Коррекционно-развивающие:
- упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах;
- развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
- формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
- развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
- развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции;
- развитие мелкой и общей моторики через упражнения на тактильные ощущения, динамические паузы;
- выработка правильного (долгого плавного) выдоха через упражнения на дыхание;
- развитие зрительного восприятия и памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении.
- Коррекционно-воспитательные
- воспитание желания говорить красиво, правильно.
- активация словаря: звук, животные
Предварительная работа:
артикуляционные упражнения;
дыхательные упражнения;
постановка звука [ш];
игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
обучение анализу прямых слогов.
Оборудование: зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор картинок со звуком «ш», символы звуков (звуковички), коробочки с крупами, набор букв, схема анализа звука, схема артикуляции звука, набор для звуко-слогового анализа, мультипликационные герои и картинки животных, сюжетные картинки на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами, дидактические игры, компьютер с аудиозаписью, гимнастикой для глаз.
Ход занятия
I.Организационный момент. Подготовка артикуляционного аппарата.
Логопед: Ребята, начинаем наше занятие! Мы сегодня будем учиться красиво произносить звуки и слова, для этого мы выполним гимнастику для губ и языка. (картинки на экране компьютера, логопед сопровождает выполнение стишками)
Артикуляционная гимнастика.
Картинки символы (со словами)
" Хоботок"
Подражаю я слону, губы хоботком тяну
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и расслаблены
"Лопаточка"
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
"Чашечка"
Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Картинки без словесной инструкции
«Качели», «Вкусное варенье»
Итак, мы подготовили наш язык к работе!
II. Сообщение цели и темы занятия.
Логопед: Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:
Лягушка, мишка, пара мышат
Ехать в путешествие хотят.
Сели у окошка,
Ждут шмеля, лошадку, кошку.
Тут мартышка подоспела,
Тоже ехать захотела.
«Тише, тише!» - шепчет мышка,
«Не шумите слишком!
Машинист даёт сигналы,
Все готовы ехать с нами?»
- Какой звук часто повторяется?
-Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.
Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].
Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.
III. Актуализация знаний.
Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:
-вспомним, как мы произносим звук [ш].
1) артикуляция звука по символам: (дети показывают)
губы трубочкой;
зубы заборчиком, немного разомкнуты;
язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;
воздушная струя тёплая (символы).
- звук [ш] какой?
2) Характеристика звука (по схеме):
твёрдый или мягкий;
звонкий или глухой.
Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.
3) обозначение буквой
- нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:
показываем в городе звуков и букв;
находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».
- Молодцы, ребята! Наши животные убедились, что вы готовы к путешествию.
А поедем мы сегодня в деревню, где живут герои мультфильма. А что это за деревня, и кто в ней нас ждёт, вы узнаете позже.
Чтобы добраться до деревни и познакомиться с героями, мы по пути будем выполнять задания, если справимся с заданиями, прибудем к месту назначения.
- Итак, мы отправляемся в путь
4) Дыхательная гимнастика
вдохнули через нос выдохнули со словами:
Чух-чух-чух, изображая руками движение колёс
5) Речевая гимнастика
Чтобы было веселей ехать, давайте проговорим дружно чистоговорки:
Ша-ша-ша – дорога хороша
Шу-шу-шу – в гости я спешу
Шо-шо-шо – ехать хорошо
-На нашем пути первая остановка.
6) Упражнение на слуховое восприятие
Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.
(аудиозапись: звуки леса)
IV. Автоматизация звука в словах.
-
Остановка «Лесная полянка» (садим на полянку белок и зайцев)
-Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Наш мишка предлагает угостить животных.
Игра «Накорми зайцев»
- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?
Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:
Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка, миска, кошка, кувшин, каска, шуба, машина, маска, жёлудь, каша, мишка.
Игра «Угости белок»
- Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:
Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.
Игра «Засели полянку».
Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку:
Выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)
Дети проверяют друг друга
Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].
Мы двигаемся дальше, и мартышка предлагает нам немного отдохнуть
Физминутка «Весёлые мартышки» (компьютер)
-
Следующая остановка «Цветочная поляна»
На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы)
Садим пчёлку на нужный цветочек.
(шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)Итак, мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.
Мы двигаемся дальше, закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, куда мы подъезжаем (звуки домашних животных).
-
Пункт назначения «Деревня Простоквашино»
Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:
Зрительная гимнастика (солнышко в Простоквашино, компьютер)
В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)
Итак, герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.
Д) Задание на дом: вам Шарик приготовил свои фото с охоты, вам надо будет найти предметы со звуком [ш] и раскрасить их, выполнить задания.
V. Звуковой анализ и синтез слова "каша".
Сегодня все много путешествовали, играли и проголодались. Вам надо приготовить обед
В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед
Из магнитных букв дети составляет слово "каша".
- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.
- какое слово получилось? (каша)
- сколько звуков в этом слове? (4)
-назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?
VI.Слоговой состав слов
Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:
1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);
2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);
3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)
Все заняли свои места, мы отправляемся…
Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки
Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).
VII. Оценка работы ребенка. Рефлексия
Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии.
Климова Елена Викторовна
Дементьева Ирина Михайловна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Антонова Наталья Дмитриевна
Абашина Наталья Викторовна