Материал для выступления на тему «Электронный образовательный маршрут»
Прежде чем перейти к теме образовательного маршрута, хотелось бы немного остановится на самой теме сегодняшнего семинара о взаимодействии с родителями. Тема очень важная и очень актуальная. Следует начать с того, что в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. В ст. 44 сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
ФГОС ДО предполагает не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. В ней ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Именно в условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. . Согласно позиции великого на мой взгляд отечественного психолога Л.С. Выготского, семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. Именно в семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно для ребенка.
Приход в детский сад - важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством педагогов.
Выготский Л. С. Считал, что социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения.
На сегодняшний день есть данные, научно обоснованные которые подтверждают тот факт, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действительность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Все это объясняет на сколько необходимо и важно стремиться к взаимодействию, диалогу с родителями детей посещающих ДОУ, так как от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основой взаимодействия родителей дошкольного учреждения является Сотрудничество т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, зависимости возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Чтобы из маленького ребенка вырастить полноценного человека: культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. В этом контексте семья по отношению к ДОУ выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Успех сотрудничества будет зависеть от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения
и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных, в виду ее трудности.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение, а трудность заключается в том, что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества, туры выходного дня и так далее).
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Все формы работы с родителями подразделяются на
коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Это тренинги, семинары для родителей, выставки различной тематики работ, организация мини библиотек, проведение социологических срезов, опросов и другое.
Так сложилось, что многие традиционные и часто используемые формы взаимодействия с родителями в настоящий момент для воспитателя стали просто недоступны. В связи с ограничительными мерами, связанными с короновирусной инфекцией, запрещены массовые мероприятия, совместные с родителями развлечения. Поэтому на сегодняшний день самыми актуальными и востребованными являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, оказания им своевременной помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В последнее время роль информационно-коммуникативных технологий в системе дошкольного образования стала занимать ведущее место. Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска информации и демонстрации презентаций к образовательной деятельности, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы с родителями (законными представителями).
Дистанционное взаимодействие открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы с детьми дошкольного возраста. Одним из видов и форм работы с родителями и детьми является образовательный маршрут.
Образовательные маршруты – инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет, которая носит обучающий, воспитательный, развивающий или творческий характер. Образовательный маршрут – это новая форма организации семейного досуга с использованием средств и сервисов инновационных -коммуникационных технологий (ИКТ).
Разработка и использование образовательных маршрутов совместной деятельности родителей и детей в сети интернет это форма вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Переходя от одной ссылки к другой, можно самим узнать много полезной информации по теме, а затем организовать совместную деятельность со своими детьми в домашних условиях.
Внедряя эту новую технологию в образовательную деятельность дошкольников, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
- индивидуализации образовательной деятельности (то есть родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Всеобщая компьютеризация коснулась не только взрослых и школьников, но и детей дошкольного возраста.
В то же время большая часть родителей активно используют сеть Интернет для работы и для досуга. При этом, как правило, у них практически нет опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач, нет представлений о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка в сети Интернет с целью расширения его кругозора, повышения уровня культуры, к получению новых знаний и навыков самообразования.
ФГОС дошкольного уровня образования предполагает установление партнерских(равных) отношений, между образовательными организациями и семьями воспитанников. Основой партнерских отношений является сотрудничество. Оно строится на доверии, компетентности, обоих сторон: педагогов и родителей. Работает принцип выстраивания взаимодействий, сотрудничества и взаимодополняемости, а не соперничества или доминирования, в решении общей задачи развития ребенка. Основным методом сотрудничества, служит – обмен информацией, усилиями, знаниями.
Образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями дошкольного учреждения;
Этапы разработки образовательного маршрута:
Этап 1. Осознание проблемы.
Этап 2. Формулировка цели образовательного маршрута и задач, направленных на ее достижение.
Этап 3. Поиск и анализ Интернет – ресурсов (содержательная ценность ресурса, соответствие возрастным особенностям, отсутствие и т.п.).
Этап 4. Разработка единой сюжетной линии (определенной метафоры), выбор дизайна, стиля изложения.
Этап 5. Разработка материалов инструктивного характера и составление методических рекомендаций. Для каждого шага конкретизируется, как организовать деятельность и как осуществить рефлексию (отразить, излагая "идею использования ресурса, рекомендации родителям по организации и сопровождению деятельности детей).
Этап 6. Публикация маршрута в сети Интернет, имеется в виду доступ образовательного маршрута для родителей, например родительская группа в вац ап. В программе Microsoft Office Word подбирается или делается шаблон будущего маршрута.
Вносится подобранная информация, картинки.
Можно перечислить методы взаимодействия родителей с детьми посредством образовательного маршрута:
беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами
игры, упражнения и тренинги
занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов
приемы арт-терапии
релаксационные психогимнастические упражнения
Разрабатывая образовательный маршрут, необходимо следовать определенным принципам:
Качество рекомендуемых ресурсов (содержательная ценность, соответствие возрастным особенностям целевой аудитории и т.п.).
Наличие цели, планируемых результатов и, по возможности, инструментов их оценивания (родители должны четко видеть цель, должна быть понятна ключевая идея предлагаемых способов организации совместной продуктивной деятельности в сети Интернет).
Наличие единой сюжетной линии или темы (нельзя ограничиваться перечислением «полезных ссылок»).
Рекомендации для родителей должны быть написаны простым доступным языком.
Образовательный маршрут, разработанный мной в нашем ДОУ направлен на возрастную категорию дошкольников 4-6 лет.
Цель работы: создание специализированного раздаточного материала для работы с родителями по организации целесообразного использования интернет-контента в совместной с детьми деятельности, психологическое развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Основными задачами являлось:
Развивать умение дошкольников понимать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей;
Формировать чувство эмпатии;
Знать названия базовых эмоций;
Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.
Проект рассчитан на 5 дней, каждый день посвящен изучению и знакомству с определенной эмоцией:
1 день-знакомство с эмоций радость
2 день- Удивление
3-грусть
4-злость
5-страх
Задания продумывались так, чтобы ребенку и родителю было интересно, чтобы ребенок не уставал в процессе прохождения заданий образовательного маршрута.
В набор заданий для совместной деятельности родителей обязательно входила беседа с ребенком на тему эмоций. Предлагались вопросы для обсуждения, например Беседа о злости. «Я злюсь, когда…» «Когда ты злишься? «Попробуй изобразить злость?» Предложите ребенку перед зеркалом изобразить эмоцию злости.
Использовались методы Сказкотерапии- терапевтические сказки, Игры в формате он лайн, Арт- терапевтические игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы, совместное чтение стихотворений по теме с родителями, Игры «Угадай эмоцию», пальчиковая гимнастика.
Такой опыт дистанционного взаимодействия для педагогов - это очень хороший материал для проведения родительских собраний, бесед, тренингов и т.п. с родителями.
По окончанию прохождения образовательного маршрута, родителям предлагалось оставить отзыв о пройденном проекте. Большинство родителей отозвались положительно о такой новой инновационной форме взаимодействия с ребенком. Многим понравилась доступность и организованность подачи материала, так же родители отмечали укрепление отношений между ними и ребенком, позитивный эмоциональный контакт, формирование понимания эмоционального состояния ребенка. Родители отмечали улучшение настроения у детей, снижение бурных реакций на определенные ситуации, дошкольники сами определяли какая эмоция преобладает, как и у них так и взрослого. Родители приняли участие в проекте, рассказывали о процессе прохождения образовательного маршрута, как реагировали дети на то или иное задание, какие эмоции оно вызывало в детях, какие в родителях.
На основании полученных результатов, можно говорить о продуктивности и эффективности данного образовательного маршрута.
В заключении хотелось бы сказать о том, что, непростой период пандемии следует воспринимать как один из этапов работы, который позволил нам повысить ИКТ – компетентность и педагогическую компетентность родителей. При грамотном подходе к новому формату взаимодействия посредством дистанционных технологий мы помогаем родителям организовать образовательную деятельность так, чтобы общение с дошкольниками было более интересным и насыщенным. Родители становятся полноценными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога и начинают воспринимать компьютер и другие гаджеты не как игрушку, а как средство обучения.
Опираясь на практический опыт применения виртуального общения, можно говорить о том, что он несет в себе огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательном процессе.