Статья «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на уроках изобразительного искусства»
«Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на уроках изобразительного искусства»
Бычкова Елена Анатольевна
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»
Аннотация: На уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для учащихся ,Представлены приемы повышения мотивации учащихся на уроках ИЗО и методики повышения мотивации. Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся .
Мотивация — это искусство заставлять людей делать то, , что вы хотите, , так, , как будто они сами хотят это сделать
Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Формирование учебной мотивации у учащихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью.
Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов.
Урок – репортаж с выставки. Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.
Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся.
Урок – викторина. Учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области изобразительного искусства, показывают свои умения и знания. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы.
Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала.
Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, усвоения материала теоретический и практический
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.
При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как, чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью .Факторы, определяющие учебную мотивацию: образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса.
Факторы ,способствующие развитию учебной мотивации.
1.Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).
2.Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя.
3.Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
4.Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка).
5.Разнообразные формы внеклассной работы (внеурочная деятельность, викторины, КВН, инетерактивная игра).
Примеры факторов:
Оттенки чувств. Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного.
Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Я стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставляю за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения. В каждой теме урока есть вариантность выполнения. сложный вариант работы. Каждый урок мы начинаем с повторения. Открываем альбом и смотрим, как выполнили работу на прошлом уроке.
Успех. Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, не нужно выдумывать успех для ребёнка и хвалить его за это. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам.. Важно воодушевить учащегося, объяснить, что каждый талантливый, но может в другой области
Новизна. На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Используя разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске очень помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны. Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Комфорт. Эмоциональный комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от учителя.
Компетентность учителя. Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате.
Связь с жизнью. Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире. Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу. А также пользоваться на уроках новыми информационными технологиями. Если одним ребятам уроки искусства помогают найти свое место в мире, раскрыться творчески, другие ждут следующий урок с трепетом, значит, стоит трудиться, меняться, совершенствоваться дальше. Поэтому для моей работы важный мотив – это мои ученики.
Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности
• содержание учебного материала;
• организация учебной деятельности;
• коллективные формы учебной деятельности;
• оценка учебной деятельности;
• стиль педагогической деятельности учителя.
Чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям. Я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства — удивительный урок, Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. В основе моей педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности. Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным, игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс. Причинами снижения уровня учебной мотивации могут послужить следующие факторы:
• у учащихся наблюдается «гормональный взрыв»;
• отношение ученика к учителю;
• отношение учителя к ученику;
• личная значимость предмета;
• умственное развитие ученика;
• продуктивность учебной деятельности;
• непонимание цели учения;
Специальные приёмы изучения мотивации:
• создание ситуаций (как меняется поведение обучаемых при изменении условий);
• приём выбора партнёра (зависимость самостоятельности мотивов от взаимодействия с другими); • приём неоконченных предложений («Я был бы рад, если бы...);
• приём неоконченного рассказа;
• рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Необходимо учить учащихся:
• ставить перед собой реалистические цели;
• соизмерять цели со своими возможностями;
• знать свои сильные и слабые стороны;
• определять конкретные действия;
• планировать перспективу;
• правильно оценивать складывающуюся ситуацию;
• постоянно анализировать выполнение заданий.
В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:
• быть признанным;
• самостоятельно достигать успеха;
• принадлежать к общности, к коллективу;
• самореализация своего «Я»;
• видеть в учителе друга, союзника и помощника
Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся
• новизна учебного материала;
• использование нестандартных форм обучения;
• создание положительного микроклимата в классе;
• доверие к учащемуся;
• создание ситуации успеха;
• проблемное обучение;
• тестирование знаний, умений;
• взаимообучение в парах;
• обучение с компьютерной поддержкой;
• применение мультимедиа-систем;
Приемы мотивации на уроке
Эффект загадки, противоречия, сомнения, реальные препятствия и принятие «вызова», обсуждение вопросов, волнующих учеников, возможность высказать свою точку зрения .
Прием «Я знаю, что».
Создание ситуации успеха позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Предложите учащимся во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.
Прием "Линия времени".
Начертите на доске, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля. Проговорить о самых важных периодах, требующих от учащихся стопроцентной самоотдачи, вместе найдите уроки, на которых можно "передохнуть". "Линия времени" позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Прием "Оценка - не отметка".
Отмечаете вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Не забывайте, что детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Прием "Автор".
Задаете ученикам следующие вопросы: Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы.
Прием "Образовательная стратегия".
Задаете следующие вопросы: Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на пять? Указанные выше приемы, позволят: обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке; разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке; осуществить индивидуальный подход к учащимся, сформировать мотивацию к учению; развивать навыки рефлексии и самоанализа, наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально доверительный фон.
Методы развития учебной мотивации
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Использование метода проектов особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.
Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. Ученика, не желающего что-то делать, научить невозможно, поэтому главная роль учителя направить ученика в нужном направлении. Любой урок должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока.
Мотивационный цикл на уроке.
1-й этап: возникновение мотивации.
2-й этап: подкрепление и усиление, возникшей мотивации.
Как стимулировать учащихся?
• опирайтесь на желания;
• используйте идентификацию;
• дайте обучаемым шанс;
• используйте ситуацию;
• используйте намерения;
• сделайте работу привлекательной;
• учитывайте интересы и склонности
• показывайте последствия поступков;
• признавайте достоинства;
• одобряйте успехи;
• переходите на контракты;
• поддерживайте соперничество;
• дайте шанс спасти свой престиж;
• обращайтесь к самолюбию;
• хвалите; • показывайте достижения;
• создавайте хорошую ситуацию;
• ищите нестандартные решения;
• создавайте потребность признания;
• критикуйте сопереживая.
Памятка по организации работы направленной на мотивирование учеников
Помните: Чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учёбе, успехи в учёбе являются катализатором учебного процесса, неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учёбу. чувство радости и интерес облегчает учение. страх и напряжённость затрудняет процесс обучения.
Учитель не должен забывать: поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей. поддерживать положительную обратную связь; заботиться о разнообразии методов преподавания; приучать обучаемых к напряжённому познавательному труду;развивать их настойчивость, силу воли; целеустремлённость; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; формировать чувство долга, ответственности; учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Исключайте из своего лексикона фразы-убийцы: Так дело не пойдёт! Об этом нам не надо говорить вообще! На это у нас нет времени! Это не серьёзно! Можешь мне поверить! Как ты до этого додумался?
Методы и приёмы, содействующие развитию у учащихся логического мышления. активности, самостоятельности.
Проблемно исследовательские создание проблемной ситуации; использование научно-поисковой деятельности учащихся; «мозговой штурм»; дискуссия; метод от «противного» объяснительно наглядные блок-схемное представление изученного; использование сводных таблиц; построение тематических структурных схем; построение опор, опорных схем ответов; создание ориентировочной основы действия научно репродуктивные повторение ранее изученного; углубление понятий; научное обоснование фактов и действий психолого адаптационные дифференцированный подход к обучению; учет индивидуальных особенностей учащихся при оценке знаний и умений; ориентированное обучение; создание ситуации равноправия на уроке; создание положительного эмоционального фона индуктивно дедуктивные анализ информации; синтез новых знаний; выделение из общего частного и наоборот.
Можно сделать следующие выводы:
Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Процесс повышения учебной мотивации у учащихся будет эффективнее, если учитель и психолог в своей работе будет использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации. Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным, главное вовлечь учащихся в творческий процесс и использовать в своей работе приёмы и методы мотивации.
Литература:.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.
2. Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.,1998;
3. .Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
4. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
5. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя
Использованы интернет ресурсы
Ватолина Светлана Анатольевна
Бычкова Елена
Трефилова Раиса Поликарповна
Бычкова Елена
Горбачёва Марина Юрьевна