Методы и приемы повышения мотивации студентов колледжа
СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
Преподаватель: Криницкая Ирина Владимировна
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью
«Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ НА ЗАНЯТИЯХ
Аннотация.
В статье рассматриваются актуальные методы и приёмы повышения мотивации, которые автор, педагог-практик использует на занятиях в системе среднего профессионального образования. Рассмотрен вопрос необходимости мотивации каждого студента и устоявшиеся стереотипы в отношении студентов учебных групп на бюджетной и коммерческой основе. Подчёркнута важность определения истинного мотива обучения. Автор статьи дифференцировал несколько направлений способов повышения мотивации студентов на занятиях и описал собственные конкретные действия по каждому из направлений, а также привёл наглядные примеры использования определенных методов на практике с включением приложений в качестве иллюстрирования. Определена главенствующая роль педагога – катализатора образовательного процесса, преимущества использования интерактивных технологий и технических средств.
Ключевые слова:
мотивация, метод, приём, обучение, образование, индивидуальный подход, знания, умения, навыки, сотрудничество преподавателя и студентов, апперцепция, взаимоконтроль, взаимопомощь, истинный мотив, глубинный мотив, эффективность, активизация, студент, студенческий коллектив.
Обучение - это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием.
Эбигейл Адамс
Рассуждения о мотивации к обучению носят вечный характер, так как и обучение, и мотивация – характеристики, связанные с жизнью любого человека. Учителя, преподаватели постоянно испытывают необходимость мотивировать своих учеников, студентов. Речь идёт о педагогах, преподающих разные дисциплины, обладающих совершенно разным опытом – как жизненным, так и профессиональным.
Изменились условия жизни. Система образования в процессе перманентного обновления. Темп жизни ускорился. Если мы сравним советских студентов и школьников с поколением, родившимся в 1980-2000-х гг., которое называет условно зуммерами и миллениалами, то первые охотно постигали учебные предметы, частично связанные с интересующими их вопросами. Вторые же, которые обрабатывают в одну единицу времени очень большое количество информации, не желают отвлекаться на то, что на их взгляд не представляет интереса и пользы. Сложно объяснить таким студентам и ученикам, как они могут использовать в своей жизни интегралы и зачем математикам читать объёмные художественные произведения. Перед педагогами стоят масштабные задачи: увлечь учеников в сложное и долгое путешествие в научный мир, чтобы сформировались нужные нейронные связи, расширилась картина мира.
Так как я – преподаватель колледжа, то в своей статье коснусь вопросов мотивации именно студентов среднего профессионального образования.
Необходима ли мотивация каждому студенту? Совсем не обязательно, ведь студенты, изначально проявляющие большой интерес к учёбе, безусловно, есть. Их немало – активных, пытливых, с вдохновением и увлечённостью выполняющих новое задание, изучающих новый предмет. Тем не менее, если мы посмотрим на ситуацию в целом, то примем во внимание деление учебных групп на бюджетные и платные. Считается, что студенты бюджетных групп больше замотивированы, так как от их успеваемости зависит получение стипендии, а платников не волнует стипендиальный вопрос и они могут всегда пересдать экзамены и зачёты с учётом дополнительной сессии.
Однако, это не совсем так. Преподаватели, работающие в колледже, понимают, что есть различные специальности, направления подготовки и в определённых учебных заведениях среднего профессионального образования они только платные. Например, в нашем колледже такое направление подготовки – специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике. Стоит также отметить, что студенты отличаются друг от друга. Обучение на коммерческой основе для некоторых студентов неподходящее сочетание условий, а не критерий совокупности навыков и умений на основе полученных знаний. Поэтому всегда более выигрышным является индивидуальный подход к каждому студенту, необходимо избавиться от устоявшихся стереотипов.
Определение истинного мотива.
При планировании использования многообразных приёмов и техник мотивации в процессе обучения, я всегда помню, что они настолько многофункциональны, насколько разнообразны мотивы студентов к обучению. И снова нужно отметить эффективность индивидуального подхода.
Представим себе людей, стоящих в очереди за прохладительным напитком в знойный летний день. Один человек желает утолить жажду, другой предпочитает сладкие напитки, кто-то вознаграждает себя вкусным питьём после успешно составленного отчёта, а кто-то покупает лакомую воду своему младшему капризничающему брату. Все люди из очереди стремятся купить напиток, однако имеют разные мотивы. Те, которые страдают от жары, ожидают приобрести очень холодный напиток. Тот, который покупает питье младшему брату – просит продавца бутылку не из холодильника. Человек, относящийся к напитку символически, покупает товар от торговой марки с именем, чтобы получить удовольствие в данный момент. Другой же человек не хочет переплачивать. Так же дела обстоят и с процессом обучения в колледже: все окажутся выпускниками учебного заведения с багажом знаний и умений, но какое качество будет у этого багажа и каким образом он будет приобретён – этот фактор непосредственно зависит от мотивации.
Поэтому сначала я стараюсь определить подлинные мотивы студентов, среди которых могут быть следующие:
- необходимость социального взаимодействия и стремление обрести новые связи;
- потребность обрести престижное образование в одном из лучших колледжей Санкт-Петербурга и использовать в будущем диплом в качестве довода для поступления на работу;
- желание углубиться в увлекательную деятельность, овладеть узконаправленными знаниями и умениями, которые востребованы на соответствующем этапе профессиональной дороги;
- любознательность, стремление узнать много нового, интерес;
- обязательство выполнения долга перед родными и близкими во избежание разочарования родителей и друзей;
- средство пребывания в ситуации жизненной неопределённости во время обучения в колледже, чтобы уклониться от службы в армии, других нежелательных действий и др.
Определённо, эти глубинные мотивы – не единственные в своём роде, однако они – одни из множества. Эти факторы характеризуют причину поступления в колледж. Затем студенты полагаются на своё отношение к конкретной дисциплине, свою вовлечённость и интерес, обозначают приоритетность различных дисциплин учебного плана. Преподаватель в силах оказать влияние и на этот показатель.
Какого стиля поведения придерживаться, на что делать акценты, какими техниками и приёмами пользоваться, чтобы повысить уровень мотивации студентов и сформировать уважение и большой интерес к своей дисциплине, вовлечь в интересные детали, нюансы и тонкости своей предметной области?
Способы повышения мотивации
Многообразие возможных приемов удобно дифференцировать на несколько направлений в соответствии с областью их использования:
1. Сотрудничество преподавателя и студентов.
2. Упор на активизирующее воздействие изучаемой учебной дисциплины.
3. Учебная мотивация напрямую.
4. Отношения в студенческом коллективе.
Далее я перечислю конкретные техники, которые использую для каждого из направлений:
Сотрудничество преподавателя и студентов:
- выстраиваю уважительное, искреннее и доверительное общение, обращаюсь к ним по именам;
- применяю разные характерологические обороты: положительный отзыв, принятие, одобрение, отрицание, замечание и др.;
- советую, рекомендую и помогаю - не отказываю в этом, подбадриваю, хвалю и вдохновляю;
- обращаюсь к технике апперцепции – связываю свою дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с интересами и потребностями студентов, их личным опытом.
Упор на активизирующее воздействие изучаемой учебной дисциплины:
- сознательно встраиваю новый изучаемый учебный материал в присутствующую структуру знаний по моей дисциплине и другим предметам – демонстрирую их взаимосвязь и соотношение, важность каждого составляющего в цельной системе, обозначаю межпредметные связи;
- обращаю внимание на важность и современность изучаемого учебного материала;
- показываю как научную, так и практическую значимость знания;
- обязательно делаю акцент на профессиональную направленность учебного материала – объясняю, как и где студенты могут использовать полученные знания и умения.
По поводу профессиональной направленности даже возникло непонимание с коллегами. Содержание тематических планов совершенно ее не отражало. Пришлось поднимать вопрос на заседаниях предметно-цикловой комиссии иностранных языков, так как считаю данный пункт чрезвычайно важным, одним из главенствующих в сфере среднего профессионального образования. К счастью, я получила поддержку от методиста колледжа, и теперь содержание тематических планов будет пересмотрено в сторону профессиональной направленности.
Учебная мотивация напрямую:
- всегда имею в виду важность толкования цели учебной деятельности, развиваю умение целеполагания у студентов. Почему мы изучаем особенности создания презентации для деловой встречи? Чем может пригодиться в будущем фонетическая система английского языка?
- стремлюсь к ясной структуре практического занятия – она обуславливает более успешную систематизацию и усвоение учебного материала; удачным началом пары будет определение плана, а завершением – краткое резюме всего занятия;
- моделирую на практическом занятии проблематичные ситуации, задаю студентам проблемные и информационные вопросы; именно знание, обретённое с достаточными усилиями, ценится гораздо больше; хорошо, когда процесс получения знания приобретает характер студенческого вызова самому себе.
Отношения в студенческом коллективе:
- использую различные режимы коллективной деятельности и объединения студентов: команды, мини-группы, тройки, пары и пр.;
- мне позволяет помещение и количество учащихся, поэтому я часто меняю рассадку в аудитории, чтобы разнообразить учебные ситуации, также есть возможность пойти в другую аудиторию с круговой посадкой, провести занятие на свежем воздухе – в парке;
- обязательно включаю задания, которые связаны со взаимопопощью и взаимоконтролем студентов.
Реализация на практике приёмов мотивации.
Все, перечисленные выше приёмы, достаточно эффективны, однако, они могут показаться неконкретными и в какой-то мере обтекаемыми. Поэтому я хочу предоставить несколько примеров их применения на практике.
1. Когда происходит знакомство с новой учебной группой или с новым курсом, я прошу студентов рассказать о своих глубинных мотивах, об ожиданиях от курса – с указанием личных данных либо анонимно. Например, я провожу исследование уровня мотивации к изучению иностранного языка, а также исследование степени осознанности выбора будущей специальности, предыдущего опыта изучения иностранного языка, предоставления рекомендаций педагогу.
Результаты нескольких исследований в прикреплённых файлах:
Исследование уровня мотивации.Учебная группа 9Б11а
DOC / 676 Кб
Исследование степени осознанности выбора специальности.9КМ11
DOC / 1.16 Мб
Стоит подходить к полученной информации, безусловно, критически, так как далеко не все студенты в силах чётко определить движущие силы тех или иных своих действий. Однако, предварительный взгляд педагог уже может получить.
2. Советую всем педагогам интересоваться, чем студенты интересуются вне колледжа и использовать эту информацию на практических занятиях. Например, студент специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров увлекается компьютерными играми определенного американского производителя – Rockstar Games. Можно предложить в качестве домашнего задания создать презентацию, содержащую интересные факты про эту компанию.
Пример выполненного домашнего задания в прикрепленном файле – презентация
Роман Козюра «5 Facts about Rockstar Games»
PPTX / 875.68 Кб
3. Очень важно быть творческим, истинным профессионалом своего дела – наши горящие глаза, любовь к преподаваемой дисциплине, запоминающийся внешний облик обязательно будут способствовать истинному уважению и заинтересованности.
Нельзя недооценивать свою роль и цель, ведь мы, педагоги – катализаторы в образовательном процессе, которые ускоряют всеми возможными методами реакции обучающего действия. И пусть мы не сделаем всех наших студентов обладателями научных наград и премий, но мы обладаем большим инструментарием распространения знаний и формирования навыков.
Однообразные, монотонные лекции и практические занятия становятся неэффективными, вряд ли кто-то будет сейчас отстаивать их бесспорную и однозначную пользу. Поэтому целесообразно разнообразить их понятными студентам ситуациями, примерами, случаями из собственной педагогической и научной практики, близкими тематике занятий. Прекрасно, если мы будем рассказывать об актуальных исследованиях, способствующих освоению дисциплины. Отличная возможность – использовать дополнительные материалы к практическим занятиям и своевременно их публиковать в собственной группе или беседе в социальной сети ВКонтакте, используя личный сайт, чат в мессенджере Whatsapp, отправляя информацию на адреса электронной почты старост или на образовательном портале колледжа.
Некоторые студенты смогут лучше вникнуть в содержание дисциплины, прочитав сообщение в беседе, рассмотрев иллюстрацию в Инстаграм; они имеют возможность получить определённый стимул для самостоятельной деятельности.
В образовательном процессе я стараюсь пользоваться всем огромным потенциалом технических средств: компьютерная техника, проектор, интерактивная доска, мобильные устройства студентов. В частности, студенты очень воодушевлены, когда проводятся викторины на игровой обучающей платформе Kahoot.
Очень большой интерес у студентов вызывают не стандартные практические занятия, а интерактивные круглые столы, дискуссии и презентации, когда есть возможность пригласить настоящих специалистов в определённой сфере – они делятся информацией, которая превосходит лимит, заложенный в рабочие программы и учебные пособия. Преимущества интерактивных технологий сложно и бессмысленно оспаривать – они, вне всяких сомнений, оживят обстановку в аудитории, предоставят студентам приобрести новый опыт.
Если преподаватель обладает в определённой степени педагогической смелостью, он может рассмотреть возможность применения альтернативной обучающей системы в рамках своего образовательного курса. Например, он может попробовать обучение по принципу peer-to-peer learning – «сетевое обучение», в котором главный принцип основывается на самостоятельной подготовке и распределении учебных ролей «студент-преподаватель» самими студентами. Удивительно, что студенты, испытавшие роль преподавателя, начинают иначе относиться к каждодневному труду педагога, приобретают дополнительные компетенции – например, учатся взаимодействовать с аудиторией, самостоятельно готовить доклады и лекции, планировать практические занятия, организовывать рабочее время.
Обучение системно обладает большой степенью подвижности и переменчивости. Невозможно вместить в одну статью все актуальные техники и рекомендации по мотивации студентов – даже в совсем кратком повествовании они бы вряд ли все смогли расположиться в обычное учебное пособие. Часть методов по-прежнему результативны, другие уже не эффективны, являются устаревшими. Необходимо подчеркнуть, что такое заметное многообразие методов и приемов повышения мотивации не должно создавать у нас иллюзии, вводить в заблуждение. Предпочтительнее даже неудачно мотивировать учащихся, чем совершенно не заниматься данной деятельностью.
Любая практика лучше бездействия.
Источники, изученные перед работой над статьёй:
1 http://newtonew.com:81/school/50-citat-pro-obuchenie
3 https://moluch.ru/th/3/archive/55/1975/
4 http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12429/2/Isakova.pdf
5 https://abit.pskgu.ru/projects/pgu/storage/we6137/wepgpu10/wepgpu_10_11.pdf
6 https://elib.utmn.ru/jspui/bitstream/ru-tsu/11330/1/Kaygorodova_IPiP_2016.pdf
Иллюстрации:
1 Сервис поиска изображений в Интернете Яндекс.Картинки: https://yandex.ru/images/
2 Электронного образовательный портал колледжа: https://do.eduhouse.ru/
3 Личного фотоархив: https://vk.com/club72534213?z=photo-72534213_331681181%2Falbum-72534213_0%2Frev
Ватолина Светлана Анатольевна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна