Статья на тему «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях литературы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 им. А.С. Пушкина»
Статья на тему
«Методы и приёмы,
помогающие повысить мотивацию на занятиях литературы»
Автор: Салтыкова Юлия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
город Нижневартовск, 2021 год
Методы и приёмы,
помогающие повысить мотивацию на занятиях литературы
Как известно, Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года был утвержден Национальный проект «Образование», который ставит своими целями обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, и мн. др.
В рамках реализации всероссийского нацпроекта в ХМАО-Югре представлены 6 региональных проектов, которые должен уметь реализовывать педагог.
Кроме того, объективным измерителем уровня квалификации педагога является профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный 18 октября 2013г., выдвигающий основные требования к современному учителю, способному реагировать на различные потребности обучающихся и генерировать новые идеи.
Общепедагогические функции стандарта описывают ряд трудовых действий, которые также включают формирование навыков, связанных с ИКТ, формирование мотивации к обучению, эффективность учебных занятий и подходов к обучению.
В этой связи считаю одним из приоритетных направлений в организации образовательного процесса создание условий для повышения учебной мотивации обучающихся к предметным областям «Русский язык» и «Литература» как в учебной, так во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в реалиях современной школы является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, которая помогает создавать ситуацию творческого саморазвития, ситуацию успешности ученика, способствует личностному росту и самореализации.
С этой целью мною была разработана программа внеурочной деятельности, которая называется «Литературная мастерская «Новый взгляд». Программа призвана решить ряд различных задач: как воспитать интерес к обучению? как привить любовь к литературе? как сформировать основы гражданской идентичности школьника? Эти и другие вопросы для меня, учителя-словесника, очень актуальны на сегодняшний день.
Программа составлена для обучающихся возрастной группы 14-16 лет (8-9 классы). Содержательную сторону программы составили учебно-методические комплексы серии «Литература», используемые в образовательном процессе, а также дополнительные материалы.
Данная программа относится к программам общекультурной направленности, она дает уникальную возможность повысить интерес к изучению истории, в том числе военной истории России, а также культуры (литературы) родной страны.
Программа позволяет устранить противоречие между условиями изучения литературы в привычной классно-урочной системе и потребностями детей в реализации своего творческого потенциала. С этой целью в программу включены активные формы работы, которые и позволили детям осуществить эту деятельность, они приобретают навыки групповой работы, совершенствуют умения работы с информационными ресурсами, с техническими средствами, что особенно интересно для детей 21 века.
В этом заключается новизна программы: ее реализация прежде всего основана на современных технологиях.
Практическая значимость программы заключается в том, что она создает условия для повышения интереса к чтению при помощи цифровых образовательных ресурсов.
Эти занятия дают каждому ребенку возможность испытать свои силы в разнообразных формах занятий, которые не всегда возможно реализовать на уроках, и свои результаты ребята могут представлять в виде творческих продуктов даже на интернет-ресурсах. Дети участвуют в беседах, в мини-спектаклях, слушают песни, создают ассоциативные облака слов, буктрейлеры, работают над созданием виртуальной экскурсии.
Содержание программы выглядит следующим образом:
Вначале мы проводим вводные занятия, где говорим с детьми о Великой Победе, вспоминаем, что мы знаем о событиях военных лет. На следующих занятиях переходим к более детальному изучению военной лирики, говорим о том, как художественное слово поддерживало людей в то время, отбираем наиболее значимые для детей произведения и даже ставим небольшие спектакли.
Мы знакомимся и работаем с онлайн-сервисом «Облако слов», создаем буктрейлеры по мотивам военной лирики XX века и работаем в творческой мастерской проектировщика виртуальных экскурсий. Осуществить такие смелые проекты детям помогает школьная видеостудия, которая оснащена необходимым качественным оборудованием, поддерживает нас и школьный музей боевой славы, и художественное отделение, предоставляющее различную сценическую атрибутику. То есть реализация данной программы при определенных условиях может быть осуществлена абсолютно в каждом учебном заведении. В этом заключается на самом деле ее универсальность.
Интересна ли детям эта программа? С уверенностью могу ответить, что да, потому что дети в полном объеме получают то, что хотят, чего часто в силу определенных рамок не могут получить на уроке. В моей группе есть ребята, глубоко интересующиеся литературой, конкурсами чтецов и прочими подобными мероприятиями, они хотят выйти за рамки учебной программы, и здесь они могут это сделать, реализовать себя. Есть ребята, которые испытывают большой интерес к ИКТ-технологиям, им любопытна технология создания информационных продуктов (например, видео), они открывают для себя что-то новое. Например, генератор «облако слов» для многих был в новинку, Quizlet.com - бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр, использование QR-кодов ребятам казалось нереальным на уроках, но сегодня мы это делаем, и это здорово! Казалось бы, что может дать этот черно-белый квадрат (кстати, его можно сделать и цветным) – это множество информации об авторах произведений, о самих произведениях, можно размещать ссылки на спектакли, кинофильмы, аудиокниги в хорошем качестве и многое другое.
Дети видят, что им не запрещают использовать гаджеты, а напротив, их применение идет на пользу учебному процессу, ведь ни компьютер, ни смартфоны, на мой взгляд, не являются серьезным препятствием любви к книге. Литературу, как классическую, так и современную, для нынешнего поколения можно сделать интересной, увлекательной, востребованной.
Нужно идти в ногу со временем. Меняется сама роль учителя. По-настоящему «неуспевающим» теперь рискует стать только учитель, которому приходится быть всё «информированнее» и компетентнее, учитель сегодня должен быть «онлайн», 24/7. И это нестрашно, это здорово, ведь 21 век – век цифровых технологий. Это нужно обернуть на пользу обучению! Мы переходим от контроля к выбору, а значит технологии должен выбирать тот, кто ими пользуется, а это наши дети, которые зачастую предпочитают читать электронные книги и редко заходят в библиотеки.
Легоцкая Вера Сергеевна
Салтыкова Юлия Валерьевна