Методическая разработка «Использование базы готовых логопедических домашних заданий с помощью "Конструктора картинок" — эффективное средство взаимодействия с родителями»

23
12
Материал опубликован 4 June 2019 в группе

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Первомайского района Тамбовской области


Методическая разработка «Использование базы готовых логопедических домашних заданий с помощью «Конструктора картинок» - эффективное средство взаимодействия с родителями»



Подготовила: учитель – логопед

Порошина Ольга Анатольевна


2019 г



Пояснительная записка

Тема домашнего задания: «Сад-огород»

Возрастная аудитория: комплект карточек «Конструктора Картинок» предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность:

Одним из основных направлений коррекционной логопедической работы является развитие связной речи детей. Известно, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) с трудом составляют рассказы-сравнения и рассказы-описания. Характерная особенность словаря детей – неточность употребления имен прилагательных. Очень часто дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов. Нередко используются следующие замены: низкий-маленький, узкий-тонкий, высокий-длинный. Также дети с ОНР недостаточно хорошо владеют навыками словоизменения.

Логопедические домашние задания с помощью «Конструктора картинок» на практическом материале позволят ребенку использовать в активной речи различные слова-признаки и способы их связей в различных типах словосочетаний и предложений, т.е овладеть основами связной речи.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Задачи

Образовательные:

    систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Сад-огород»

    уточнение и закрепление у ребенка правильного представления о понятиях-признаках: цвете, форме, размере, толщине, длине.

Развивающие:

    развитие ВПФ: речевой активности, произвольного внимания, памяти, логического мышления, зрительное восприятие

    содействие формированию самостоятельной познавательной деятельности

Воспитательные:

    воспитание интереса к совместной деятельности, коммуникативных навыков

    формирование учебно-познавательного интереса к карточкам

Формы организации деятельности: индивидуальные, малой подгруппой, подгруппой, группой

Степень сложности: средний. Домашние задания для учащихся коррекционных классов и школ, разработанные исключительно с учётом возможностей обучающихся, дифференцированы как по объему, так и по сложности. Дети выполняют дома задания на тему, изученную в классе.

Тип задания. Предлагаемые готовые логопедические домашние задания с помощью «Конструктора картинок» выполняются с родителями. Совместная деятельность ребенка и взрослого способствует созданию благоприятного микроклимата в семье, предоставляет широкие возможности для развития личности ребенка, его индивидуальных качеств.

Рекомендуемое количество времени на выполнение: от 5 – 15 минут. Это зависит от возраста и подготовленности ребенка.

Наиболее оптимальный способ проверки: выполнение аналогичного задания, взаимная проверка, самопроверка

Игровые формы проверки: проверка знаний осуществляется с помощью дидактических игр: «Подбери признак», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови фрукт», «Готовим с мамой», «Найди отличие», «Яблочные вкусняшки», «Найди отличие», «Во саду ли, в огороде», «Угадай по цвету», «Угадай по форме», «Я начну, а ты продолжи», «Подскажи словечко»

Тема домашнего задания: «Сад-огород»

    Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Инструкция к выполнению. Посмотри на изображения овощей и фруктов. Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя.

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, огурец.

Ананас, апельсин, лимон, малина.

Земляника, ежевика, тыква, черника.

    Дидактическая игра «Подбери признак»

Инструкция к выполнению

Яблоко (какое?) - ..., дыня (какая?) - …, лимон (какой?) …, помидор (какой?)- …

    Дидактическая игра «Назови фрукт»

Инструкция к выполнению

Назови, какие ты знаешь фрукты на звук [а] (ананас, апельсин, абрикос)

    Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Инструкция к выполнению

Самостоятельно составь описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде: овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай (лимон).

Круглый, мягкий, красный, добавляют в салат (помидор)

Овальная, твердая, желтая, сладкая (дыня)

Круглое, твердое, зеленое, сладкое (яблоко)

Затем показать картинку-отгадку.

Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах, ягодах.

    Дидактическая игра «Готовим с мамой»

Инструкция к выполнению

Ответь на вопрос: Что едят сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)

Гороховый суп. Какие овощи нужны для его приготовления? Ребенок рассматривает картинку, называет овощи, которые лежат на столе.

Овощной салат.Какие овощи нужны для его приготовления? Ребенок рассматривает картинку, называет овощи, которые лежат на столе.

Фруктовый салат. Какие фрукты нужны для его приготовления? Ребенок рассматривает картинку, называет фрукты, которые лежат на столе.

«Угадай сок» Образовать относительные прилагательные: томатный сок, тыквенный сок, сливовый сок и т.д

    Дидактическая игра «Яблочные вкусняшки»

Инструкция к выполнению

Образовать относительные прилагательные: сок из яблок – яблочный, варенье из яблок – яблочное, начинка для пирога из яблок – яблочная, моченые яблоки  

    Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

Инструкция к выполнению

Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану: Что это? Где растет? Каков на вкус? Что из него готовят?

    Дидактическая игра «Найди отличие»

Инструкция к выполнению

Составить сравнительные рассказы об апельсине и моркови, лимоне и арбузе, об огурце и помидоре. Изменить слово «яблоко»: одно яблоко, два яблока, три яблока…, пять яблок.

    Дидактическая игра «Угадай по цвету»

Упражнения на словоизменение прилагательных

Инструкция к выполнению

1.Посмотри на изображения овощей и фруктов. Покажи фрукт (овощ), про который можно сказать: зеленый, зеленая, зеленое…

2. Назови овощи - фрукты и их цвет.

Желтый лимон, желтый банан, желтая дыня

Упражнения на закрепление представлений о форме

    Дидактическая игра «Угадай по форме»

Инструкция к выполнению

1. Посмотри на изображение каждой формы и назови ее. (Дети называют овал, треугольник, круг)

2. На картинках изображены овощи и фрукты различной формы. Покажи предмет, про который можно сказать: круглый, круглая, круглое, круглые…

3. Назови овощи-фрукты и их форму.

    Упражнения на закрепление представлений о толщине

Инструкция к выполнению

1.Посмотри на изображения. На картинках изображены овощи различной толщины. Покажи овощ, про который можно сказать: толстый, толстая… морковь, огурец, кабачок.

2. Назови изображенные овощи и их толщину.

12. Упражнения на закрепление представлений о размере

Инструкция к выполнению

    На картинках изображены овощи и фрукты различного размера. Покажи предмет, про который можно сказать: большой, большая, большое, большие…

    Назови изображенные предметы и их размер.

    Составить предложения из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, в.

    Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений)

Мама почистила картошку, чтобы… Мама помыла овощи, чтобы… Мама собрала в саду малину, чтобы… Мама купила в магазине яблоки, чтобы…

    Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Инструкция к выполнению

Составить как можно больше сложносочиненных предложений по образцу.

Морковь – овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко в саду. Из моркови делают салат, а из яблок варят компот.

    Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»)

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай?

Здесь весною было пусто. Летом выросла…(капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку).

Помогает деду внук – собирает с грядок…(лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку).

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий…(кабачок).

И красавец-великан темно-синий…(баклажан).

Надо поклониться низко, чтобы вытащит…(редиску).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

    Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит»

    Развитие общей и мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
(Е. Карельская)

    Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошкоl
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать.
( И. Лопухина)

    Разделить страницу альбома на три части и нарисовать овощи, фрукты и ягоды.

    Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Василий Сухомлинский «Бабушка и Петрик»

В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой.

Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?

Источники

    10 правильных детских рассказов о трудолюбии и лени https://rebenok.mirtesen.ru/blog/43543526880/10-pravilnyih-detskih-rasskazov-o-trudolyubii-i-leni?nr=1

    Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи http://nashaucheba.ru/v61244/%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B8.%D1%81._%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F._550_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8

    Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие развития речи

http://rykovodstvo.ru/exspl/56873/index.html?page=4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал!!!

5 June 2019

Спасибо, Татьяна Николаевна!!!

5 June 2019

Интересно! Спасибо, Ольга Анатольевна, за методическую разработку!!!

5 June 2019

Благодарю за отзыв, Татьяна Викторовна!!!

5 June 2019

Спасибо за ресурс! Пригодится!!!

10 June 2019

Спасибо за отзыв!

11 June 2019

Целый сейф с заданиями!!! Как же я все это богатство пропустила? В избранное!

13 June 2019

Спасибо за приятный отзыв, Полина Николаевна!!! Рада, что материал будет вам полезен!

15 June 2019

Возможно вас заинтересует ссылка: развивающий портал https://mersibo.ru/shop/konstruktor-kartinok-2-1

4 August 2019

Спасибо, посмотрю!

4 August 2019

Красочно оформлен материал, без излишеств. Содержательно. Для моих детей с ОНР- подарок. Благодарю.

26 September 2019

Благодарю за отзыв, Ирина Ивановна!

26 September 2019