Методическая разработка урока по биологии в 8 классе на тему «Человеческие расы»
Методическая разработка конспекта урока по теме: «Человечес
DOCX / 29.55 Кб
конспект урока по теме: «Человеческие расы»
Цели урока: сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично поисковый, проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира», фотографии, рисунки с изображением людей разных рас, карточки - задания.
Предметные результаты обучения:
перечислять характерные признаки человеческих рас;
доказывать несостоятельность расистских взглядов.
Метапредметные результаты обучения:
познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью установления причинно-следственных связей для объяснения происхождения человеческих рас;
регулятивные — ставить цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение человека как биологического вида.
осознавать ценность общепринятых этических и моральных норм
Ход урока
I этап. Мотивационно-целевой.
Организационный момент.
Приветствие: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг другу, мы такие разные, но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением». (Здоровьесберегающие технологии. Снять психологическое напряжение, создание благоприятной психологической атмосферы, настроить на совместную работу.).
Нарисуйте в тетради смайлик, отражающий ваше настроение на начало урока. (Самооценка своего состояния.).
У вас на столах лист оценивания работы на уроке, по ходу урока его заполняйте, оценки получайте. (Самооценка своей деятельности на уроке)
Внимание на доску. (На интерактивной доске картинки с представителями рас, учитель зачитывает стих)
Прошли столетия, промчались годы,
И человек, стихиям вопреки,
Стал властелином девственной природы,
Освоил разные планеты уголки.
Темноволосый, чернокожий и курчавый
Предпочитает Африканский континент,
С желтым оттенком кожи, узкими глазами,
Лучами солнца Азии согрет.
Голубоглазый, светлый волос
И темной кожей он не наделен.
За тысячи веков освоивший Европу,
Еще в Канаде поселился он.
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока.
Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель: Вы правы, тема урока: «Расы человека».
Выход на цель урока. Исходя из темы урока, назовите цель урока?
Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.
Цель нашего урока сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.
II. Организационно-деятельностный этап.
Учитель: Кто помнит, что такое раса?
Предполагаемая деятельность учащихся: Дают определение понятию Раса. (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, разрез глаз, строение век, очертание головы)
К какой систематической категории относится человеческая раса: класс, род, вид, популяция?
Учитель: Вспомним положение человека в системе органического мира, и чем отличаются систематические категории Вид, Популяция?
Предполагаемая деятельность учащихся: Называют положение человека в системе органического мира, и отличие систематических категорий Вид, Популяция.
(Популяция - группировки (совокупности) особей одного вида, длительно населяющих определенную часть ареала, свободно скрещивающихся друг с другом и дающих плодовитое потомство, относительно обособленные от других совокупностей этого же вида (от лат. populus — народ, население)
(Вид — исторически сложившаяся совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область — ареал.)
В ходе обсуждения формулируется проблема:
Человеческие расы – это популяции одного вида Homo sapiens или отдельные виды рода Человек?
Класс делиться на 3 группы, получают карточки с заданием и дополнительный материал.
1 группа – Европеоидная (евразийская)
2 группа – Австрало-негроидная (экваториальная)
3 группа – Монголоидная (азиатско-американская)
Задания:
1. Используя текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу.
Раса |
Биологические особенности рас |
Морфологические особенности рас |
Где живут |
Приспособленность к условиям обитания |
Европеоидная (евразийская) |
|
|
|
|
Австрало-негроидная (экваториальная) |
|
|
|
|
Монголоидная (азиатско-американская) |
|
|
|
|
2.Сделать вывод: Какие условия среды повлияли на формирование рас?
3.Ответить на вопросы:
А) Расы – это разные виды одного рода Человек?
Б) Расы – это популяции одного вида Человек разумный?
Предполагаемая деятельность учащихся: На основании анализа учебника, дополнительной информации, обучающиеся пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока. Выдвигают и доказывают гипотезы. Заслушиваются представители каждой группы, дополняются данные в таблице.
Перед выступлением учащихся проводится ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.
Выводы учащихся:
1.Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей, зависящих от условий обитания.
2.Современное человечество представляет собой единый биологический вид – Человек разумный, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития. Это равноценные представители одного вида.
3. Раса представляет собой совокупность людей обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Вид человека разумного самый многочисленный на нашей планет насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций. Это популяции одного вида Человек разумный.
Учитель: Кто знает, что такое расизм?
Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии расизма.
Учитель: Долгое время некоторые учёные прямо связывали биологические особенности представителей разных рас с уровнем их культуры, пытались сравнивать народы, стоящие на разных ступенях развития, людей разного социального положения. Эти ошибки легли в основу теории расизма. Её сторонники утверждали, что существуют расы высшие и низшие, и этим оправдывали господство одних народов над другими.
Расизм - это не наука, а идеология и политика наиболее реакционных групп общества, направленная на оправдание эксплуатации человека человеком. Причина появления расизма - колониальные захваты.
Скажите ребята, актуальна ли на сегодняшний день проблемы расизма или эта проблема надуманна?
Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии.
Вывод учащихся с помощью учителя: сегодня действительно важно говорить и знать о проблемах расизма. Внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представлений разных рас, и не являются ведущими для определения способностей человека.
Вывод учащихся с помощью учителя: внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представителей разных рас и не являются ведущими для определения способности человека.
III. Закрепление нового материала и рефлексия.
ВОПРОСЫ:
Что такое раса? (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)
Сколько и какие расы выделяют современные ученые? (В настоящее время большинство ученых выделяют три расы: Европеоидная (евразийская), Австрало-негроидная (экваториальная), Монголоидная (азиатско-американская).
Под влиянием чего сформировались расы? (Расы сформировались под условием среды обитания).
РЕФЛЕКСИЯ:
- Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?
- Понравился ли вам урок?
- Кто был наиболее активен и убедителен?
- Какие трудности вы испытали? На каком этапе урока их было больше всего?
- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на конец урока.
IV. Оценивание.
Вот и к концу подошел урок,
Нам подводить пора итог.
Спасибо за работу, детки,
А я поставлю вам отметки.
(Учащиеся, сдают листы оценивания работы на уроке. Учитель выставляет оценки с учётом устных ответов, работы в группе и листов оценивания работы на уроке).
V. Домашнее задание
1.§ 5 учебника;
2.Письменно подтвердите фактами изречения Ч. Дарвина: «Каменные наконечники стрел, привезенные с самых отдаленных концов Земли и принадлежащие самой отдаленной древности, почти тождественны между собой. Этот факт может быть объяснен только сходством изобретательных и умственных способностей у различных рас».
Дополнительный материал для работы в группах:
Морфологические признаки:
курчавые черные волосы, темная кожа, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо; широкое лицо, уплощенный нос, жесткие, прямые темные волосы, кожа темная с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой; сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы.
Территория проживания:
Центральная и Восточная Азия, часть Америки (монголоидная), Европа, часть Азии, часть Америки (европеоидная), Африка, Австралия, часть Америки (негроидная)
Строение органов и систем:
Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения, легкие альвеолярного типа, хорошо развитые 5 отделов головного мозга, строение руки;строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов).
Физиологические особенности:
Прямохождение, теплокровность,, живорождение, внутриутробное плацентарное развитие, одинаковые группы крови;46 хромосом в соматических клетках человека; скрещивание и получение плодовитого потомства
Это интересно. От брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождаются нормальное потомство; кровь человека одной расы можно перелить человеку любой другой расы (в соответствии с группой крови). В противоположность волосам обитателей Африки и Азии поверхностный слой волос европейцев полностью свободен от пигментов.
Лист оценивания работы на уроке
ФИО учащегося |
Попутное повторение |
Усвоение новых знаний |
Работа в группе |
Закрепление |
Самооценка
|
Оценка Учителя |
|
|
|
|
|
|
|