Методическая разработка урока по биологии в 8 классе на тему «Человеческие расы»

2
0
Материал опубликован 14 September 2019 в группе

Методическая разработка конспекта урока по теме: «Человечес
DOCX / 29.55 Кб

 

конспект урока по теме: «Человеческие расы»

Цели урока: сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично поисковый, проблемного изложения материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира», фотографии, рисунки с изображением людей разных рас, карточки - задания.

Предметные результаты обучения:

перечислять характерные признаки человеческих рас;

доказывать несостоятельность расистских взглядов.

Метапредметные результаты обучения:

познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью установления причинно-следственных связей для объяснения происхождения человеческих рас;

регулятивные — ставить цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение человека как биологического вида.

осознавать ценность общепринятых этических и моральных норм


 

Ход урока

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент.

Приветствие: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг другу, мы такие разные, но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением». (Здоровьесберегающие технологии. Снять психологическое напряжение, создание благоприятной психологической атмосферы, настроить на совместную работу.).

Нарисуйте в тетради смайлик, отражающий ваше настроение на начало урока. (Самооценка своего состояния.).

У вас на столах лист оценивания работы на уроке, по ходу урока его заполняйте, оценки получайте. (Самооценка своей деятельности на уроке)

Внимание на доску. (На интерактивной доске картинки с представителями рас, учитель зачитывает стих)

Прошли столетия, промчались годы,

И человек, стихиям вопреки,

Стал властелином девственной природы,

Освоил разные планеты уголки.

Темноволосый, чернокожий и курчавый

Предпочитает Африканский континент,

С желтым оттенком кожи, узкими глазами,

Лучами солнца Азии согрет.

Голубоглазый, светлый волос

И темной кожей он не наделен.

За тысячи веков освоивший Европу,

Еще в Канаде поселился он.

 

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока.

Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся формулируют тему урока.

Учитель: Вы правы, тема урока: «Расы человека».

Выход на цель урока. Исходя из темы урока, назовите цель урока?

Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.

Цель нашего урока сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.

II. Организационно-деятельностный этап.

Учитель: Кто помнит, что такое раса?

Предполагаемая деятельность учащихся: Дают определение понятию Раса. (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, разрез глаз, строение век, очертание головы)

К какой систематической категории относится человеческая раса: класс, род, вид, популяция?

Учитель: Вспомним положение человека в системе органического мира, и чем отличаются систематические категории Вид, Популяция?

Предполагаемая деятельность учащихся: Называют положение человека в системе органического мира, и отличие систематических категорий Вид, Популяция.

(Популяция - группировки (совокупности) особей одного вида, длительно населяющих определенную часть ареала, свободно скрещивающихся друг с другом и дающих плодовитое потомство, относительно обособленные от других совокупностей этого же вида (от лат. populus — народ, население)

(Вид — исторически сложившаяся совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область — ареал.)

В ходе обсуждения формулируется проблема:

Человеческие расы – это популяции одного вида Homo sapiens или отдельные виды рода Человек?

Класс делиться на 3 группы, получают карточки с заданием и дополнительный материал.

1 группа – Европеоидная (евразийская)

2 группа – Австрало-негроидная (экваториальная)

3 группа – Монголоидная (азиатско-американская)

Задания:

1. Используя текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу.

Раса

Биологические особенности рас

Морфологические особенности рас

Где живут

Приспособленность к условиям обитания

Европеоидная (евразийская)

 

 

 

 

Австрало-негроидная (экваториальная)

 

 

 

 

Монголоидная (азиатско-американская)

 

 

 

 


 

2.Сделать вывод: Какие условия среды повлияли на формирование рас?

3.Ответить на вопросы:

А) Расы – это разные виды одного рода Человек?

Б) Расы – это популяции одного вида Человек разумный?

Предполагаемая деятельность учащихся: На основании анализа учебника, дополнительной информации, обучающиеся пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока. Выдвигают и доказывают гипотезы. Заслушиваются представители каждой группы, дополняются данные в таблице.

Перед выступлением учащихся проводится ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

Выводы учащихся:

1.Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей, зависящих от условий обитания.

2.Современное человечество представляет собой единый биологический вид – Человек разумный, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития. Это равноценные представители одного вида.

3. Раса представляет собой совокупность людей обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Вид человека разумного самый многочисленный на нашей планет насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций. Это популяции одного вида Человек разумный.

Учитель: Кто знает, что такое расизм?

Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии расизма.

Учитель: Долгое время некоторые учёные прямо связывали биологические особенности представителей разных рас с уровнем их культуры, пытались сравнивать народы, стоящие на разных ступенях развития, людей разного социального положения. Эти ошибки легли в основу теории расизма. Её сторонники утверждали, что существуют расы высшие и низшие, и этим оправдывали господство одних народов над другими.

Расизм - это не наука, а идеология и политика наиболее реакционных групп общества, направленная на оправдание эксплуатации человека человеком. Причина появления расизма - колониальные захваты.

Скажите ребята, актуальна ли на сегодняшний день проблемы расизма или эта проблема надуманна?

Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии.

Вывод учащихся с помощью учителя: сегодня действительно важно говорить и знать о проблемах расизма. Внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представлений разных рас, и не являются ведущими для определения способностей человека.

Вывод учащихся с помощью учителя: внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представителей разных рас и не являются ведущими для определения способности человека.

III. Закрепление нового материала и рефлексия.

ВОПРОСЫ:

Что такое раса? (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)

Сколько и какие расы выделяют современные ученые? (В настоящее время большинство ученых выделяют три расы: Европеоидная (евразийская), Австрало-негроидная (экваториальная), Монголоидная (азиатско-американская).

Под влиянием чего сформировались расы? (Расы сформировались под условием среды обитания).

РЕФЛЕКСИЯ:

- Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?

- Понравился ли вам урок?

- Кто был наиболее активен и убедителен?

- Какие трудности вы испытали? На каком этапе урока их было больше всего?

- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на конец урока.

IV. Оценивание.

Вот и к концу подошел урок,

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.

(Учащиеся, сдают листы оценивания работы на уроке. Учитель выставляет оценки с учётом устных ответов, работы в группе и листов оценивания работы на уроке).

V. Домашнее задание

1.§ 5 учебника;

2.Письменно подтвердите фактами изречения Ч. Дарвина: «Каменные наконечники стрел, привезенные с самых отдаленных концов Земли и принадлежащие самой отдаленной древности, почти тождественны между собой. Этот факт может быть объяснен только сходством изобретательных и умственных способностей у различных рас».

Дополнительный материал для работы в группах:

Морфологические признаки:

курчавые черные волосы, темная кожа, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо; широкое лицо, уплощенный нос, жесткие, прямые темные волосы, кожа темная с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой; сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы.

Территория проживания:

Центральная и Восточная Азия, часть Америки (монголоидная), Европа, часть Азии, часть Америки (европеоидная), Африка, Австралия, часть Америки (негроидная)

Строение органов и систем:

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения, легкие альвеолярного типа, хорошо развитые 5 отделов головного мозга, строение руки;строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов).

Физиологические особенности:

Прямохождение, теплокровность,, живорождение, внутриутробное плацентарное развитие, одинаковые группы крови;46 хромосом в соматических клетках человека; скрещивание и получение плодовитого потомства

Это интересно. От брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождаются нормальное потомство; кровь человека одной расы можно перелить человеку любой другой расы (в соответствии с группой крови). В противоположность волосам обитателей Африки и Азии поверхностный слой волос европейцев полностью свободен от пигментов.

Лист оценивания работы на уроке

ФИО учащегося

Попутное

повторение

Усвоение новых знаний

Работа в группе

Закрепление

Самооценка

 

Оценка

Учителя

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации