Методическая разработка по совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Матрешкины посиделки», в рамках проектной деятельности «Нетрадиционные символы России».
Методическая разработка по совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Матрешкины посиделки», в рамках проектной деятельности «Нетрадиционные символы России».
Цель: Расширять представления детей о негосударственных символоах России - познакомить с русским символом «Матрешка».
Задачи: Развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой матрешкой.
Развивать лексический и грамматический строй речи, а также связную речь детей.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
Материал: у детей одежда: сарафаны и косоворотки, сундучок, наборы матрешек, пасхальные яйца, дидактическая игра «Мемори», театр пальчиковый, музей «Карельская изба»
Ход совместной деятельности:
Организационный момент, мотивация детей на деятельность:
Постановка проблемы: Сегодня нас пригласили в гости, отгадайте кто?
Ростом разные подружки,
А живут они друг в дружке,
И похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка. Сложно?
Нас приглашает в «Карельскую избу» одна девица - красавица, заглянем к ней на Посиделки. В старые времена, посиделками назывались вечера, когда люди собирались в избе (доме), где водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, пели песни.
Основная часть.
В избе встречает девица-матрешка (в руках сундучок) и приветствует всех:
Мир вам гости долгожданные! Я девица – Матрена! В гости жду кого то!
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла вам сундучок,
В нем игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
Как скажите всех их звать? (матрешки)
Открывается старинный сундучок и в нем дети находят матрешку
Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Подходите, подходите
На игрушки посмотрите
Все игрушки хороши
Полюбуйтесь от души!
- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.
Дети - Матрешки
- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
Дети - Эти игрушки яркие, красивые, веселые.
Ребята, давайте скажем матрешке комплименты, она такая сегодня красивая!
Дидактическое упражнение «Комплименты» (с показом движений)
Будь здоровой,
Будь счастливой,
Будь как солнышко красивой!
Будь как звонкий ручеек,
Будь как бабочка игривой!
Будь всегда трудолюбивой!
И расти большой, большой.
Вот такой, такой, такой!
-) А теперь ребятушки, садитесь на лавочки поудобнее, да послушайте одну сказочку, про девочку Матрешечку, и узнаете, откуда она к нам пришла (показ пальчикового театра «игрушки из сундучка»)
«Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь, да заболела она. А заболела она от того, что нет нее игрушки забавушки. Не печалься, сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь.
И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее форму куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать.»
-) Какой секретик придумал Иван? Внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней.
Физминутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Игра с демонстрацией действий «Сосчитай, сколько матрешек прячется внутри»
Кукла первая толста,
А внутри она не пуста.
Разнимается на две половинки
В ней живет еще одна,
Кукла в серединке
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее и посмотри
Что в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живет шестая,
А в шестой седьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставлены все в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас у кукол спросим
И ответят куклы – (восемь).
Матрешка – это русская игрушка, она отображает образ русской женщины.
Прообразом матрешки послужило ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем – то напоминает яйцо.
- Во что одета матрешка?
Дети - Сарафан, рубаху, платок на голове, передник.
- Правильно, матрешка одета в русскую национальную одежду - расписной крестьянский сарафан, рубаху, платок на голове, передник.
На девочках сегодня надеты такие же сарафаны и платочки, а мальчики надели рубашки с косым воротом – «косоворотки».
Дидактическое упражнение «Мемори», цель которой, найти двух одинаковых матрешек среди многообразия видов.
Заключительная часть
Угощение от матрешки: чай из самовара с калитками
Потешка с матрешкой:
Тары – бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С сухарями!
С кренделями!
С бубликами вкусными!
С сушками!
С ватрушками!
С пирогами русскими!
Хороводная – плясовая «Матрешечки»