Урок литературы в 5 классе «Осень в стихах А.С.Пушкина»
Методическая разработка
Конспект урока «Осень в стихах А.С.Пушкина»
(Подготовила Базанова К.В.)
Цель урока:
формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примере стихотворений А.С.Пушкина; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
развитие творческих способностей, воображения, памяти, образной речи;
помочь понять и прочувствовать значимость времени года для поэта.
Оборудование:
Доска, интерактивная доска, карточки для рефлексии, раздаточный материал (распечатанные стихи)
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас в этот теплый осенний день. Присаживайтесь, пожалуйста.
2. Тема урока
- Как мы вами вчера и запланировали, на сегодняшнем уроке речь пойдет об осени. И не о простой. А о той осени, которую очень любил великий русский поэт А.С.Пушкин.
- Давайте с вами откроем тетрадочки и запишем тему сегодняшнего урока. Она записана на доске: «Осень в стихах А.С.Пушкина».
Предлагаю вам. Ребята, для начала вспомнить об основных моментах в жизни и творчестве писателя
Проверка домашнего задания (Сообщения об А.С.Пушкине)
Слайд
Слушаем сообщение, ребята. У кого есть дополнительная информация, дополняем.
- Спасибо большое, молодцы.
Итак, ОСЕНЬ…
Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…», - писал великий поэт.
Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).
- Чем же так дорога осень поэту?
Стихотворение «Осень» Пушкин написал в 1833 г. Давайте запишем это в тетрадь.
В нем он так говорит о своём отношении к этому времени года. Давайте послушаем (отрывок из стихотворения выразительно читает учащийся).
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной…
- В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:
- Давайте послушаем еще один отрывок (отрывок из стихотворения выразительно читает учащийся).
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
- Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы. Давайте в текстах стихотворений попробуем найти эти черты и выписать в тетрадь (желтеющая листва, в багрец и золото одетые леса, мгла волнистая, редкий солнца луч, первые морозы…). Это восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени.
- Ребята, а какое настроение у вас вызывают эти отрывки? (радостное, восхищенное, торжественное…)
- Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне.
- Давайте послушаем (отрывок из стихотворения выразительно читает учащийся).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Глава IV, строфа XL)
- Ребята, давайте с вами вспомним и попробуем найти средства выразительности в этом отрывке. Вспомним понятие ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Давайте запишем понятие в тетрадь и поищем олицетворения в тексте (небо дышало, сень лесов обнажалась, туман ложился).
- Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.
…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана… (Глава VII, строфа XXIX)
- Ребята, давайте с вами вспомним и попробуем найти средства выразительности в этом маленьком отрывке. Вспомним понятие ЭПИТЕТ - это красочное определение. Запишем в тетрадь.
- А теперь попробуем найти эпитеты в этом отрывке (осень ЗОЛОТАЯ, природа ТРЕПЕТНА, БЛЕДНА).
Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Болдинская осень» (слайды)
Музыкальный фон презентации – Антонио Вивальди Концерт № 3 фа мажор, часть 1 Allegro.
Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в родовом имении Большое Болдино из-за холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.
В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью.
И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «Болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.
Заключение.
Ребята! Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы увидели, как свою любовь к природе можно передать словами. Мы должны понимать, что природа прекрасна в любое время года. Наша с вами задача это увидеть и постараться почувствовать. Всем спасибо за работу на уроке.
Рефлексия
Ребята, оцените свое сегодняшнее настроение, поднимите, пожалуйста карточки со смайликами (грустным или веселым). Молодцы! А теперь наклейте себе этот смайлик в тетрадочку рядом с темой урока.
Домашнее задание
Выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» (I или VII)
Осень
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.