12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Базанова Ксения19

Методическая разработка

Конспект урока «Осень в стихах А.С.Пушкина»

(Подготовила Базанова К.В.)

Цель урока:

формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примере стихотворений А.С.Пушкина; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;

развитие творческих способностей, воображения, памяти, образной речи;

помочь понять и прочувствовать значимость времени года для поэта.

Оборудование:

Доска, интерактивная доска, карточки для рефлексии, раздаточный материал (распечатанные стихи)

Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас в этот теплый осенний день. Присаживайтесь, пожалуйста.

2. Тема урока

- Как мы вами вчера и запланировали, на сегодняшнем уроке речь пойдет об осени. И не о простой. А о той осени, которую очень любил великий русский поэт А.С.Пушкин.

- Давайте с вами откроем тетрадочки и запишем тему сегодняшнего урока. Она записана на доске: «Осень в стихах А.С.Пушкина».

Предлагаю вам. Ребята, для начала вспомнить об основных моментах в жизни и творчестве писателя

Проверка домашнего задания (Сообщения об А.С.Пушкине)

Слайд

t1674901744aa.jpg

Слушаем сообщение, ребята. У кого есть дополнительная информация, дополняем.

- Спасибо большое, молодцы.



Итак, ОСЕНЬ…

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

«И с каждой осенью я расцветаю вновь…», - писал великий поэт.



Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).

- Чем же так дорога осень поэту?

Стихотворение «Осень» Пушкин написал в 1833 г. Давайте запишем это в тетрадь.

В нем он так говорит о своём отношении к этому времени года. Давайте послушаем (отрывок из стихотворения выразительно читает учащийся).



Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной…



- В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:

- Давайте послушаем еще один отрывок (отрывок из стихотворения выразительно читает учащийся).



Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы…

…И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.



- Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы. Давайте в текстах стихотворений попробуем найти эти черты и выписать в тетрадь (желтеющая листва, в багрец и золото одетые леса, мгла волнистая, редкий солнца луч, первые морозы…). Это восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени.

- Ребята, а какое настроение у вас вызывают эти отрывки? (радостное, восхищенное, торжественное…)

- Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне.

- Давайте послушаем (отрывок из стихотворения выразительно читает учащийся).



Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (Глава IV, строфа XL)



- Ребята, давайте с вами вспомним и попробуем найти средства выразительности в этом отрывке. Вспомним понятие ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Давайте запишем понятие в тетрадь и поищем олицетворения в тексте (небо дышало, сень лесов обнажалась, туман ложился).

- Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.



…Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана… (Глава VII, строфа XXIX)



- Ребята, давайте с вами вспомним и попробуем найти средства выразительности в этом маленьком отрывке. Вспомним понятие ЭПИТЕТ - это красочное определение. Запишем в тетрадь.

- А теперь попробуем найти эпитеты в этом отрывке (осень ЗОЛОТАЯ, природа ТРЕПЕТНА, БЛЕДНА).

Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Болдинская осень» (слайды)

Музыкальный фон презентации – Антонио Вивальди Концерт № 3 фа мажор, часть 1 Allegro.

Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в родовом имении Большое Болдино из-за холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой.



t1674901744ab.jpg Слайд 1



t1674901744ac.jpg Слайд 2

t1674901744ad.jpg Слайд 3



t1674901744ae.jpg Слайд 4

Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью.

И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «Болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.



Заключение.

Ребята! Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы увидели, как свою любовь к природе можно передать словами. Мы должны понимать, что природа прекрасна в любое время года. Наша с вами задача это увидеть и постараться почувствовать. Всем спасибо за работу на уроке.



Рефлексия

Ребята, оцените свое сегодняшнее настроение, поднимите, пожалуйста карточки со смайликами (грустным или веселым). Молодцы! А теперь наклейте себе этот смайлик в тетрадочку рядом с темой урока.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» (I или VII)





Осень

I

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

VII

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.