12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46574
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
Материал размещён в группе «В помощь учителю»


d1627904125.png

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Автор материала

Суслопарова Людмила Юрьевна

  1. Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

 КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

10 класс

  1. Название

   материала

Урок русского языка "Стилистический анализ текста (на основе текста Ф. А. Искандера). 10 класс"

  1. Вид ресурса

Методическая разработка

  1. Название раздела учебного курса

«Стилистика. Публицистический стиль речи»

  1. УМК, авторы

образовательной программы

УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой (углублённый уровень изучения)

  1. Тип урока

Урок систематизации знаний

  1. Цель и задачи

   материала

Цель:  создание условий для осмысления,  выполнения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в ходе изучения темы.

Задачи:

Образовательные: повторение и обобщение материала по теме,  формирование речевой и практической грамотности обучающихся при анализе текста публицистического стиля.

Развивающие: развитие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, учиться создавать собственные (вторичные) тексты на примере образцов классиков литературы.

Воспитывающие: воспитание  нравственных качеств личности; выстраивание собственной модели поведения.

  1. Формируемые УУД

Предметные:

Умение интерпретировать текст, определять его смысловую структуру, находить и классифицировать средства выразительности и лексики в тексте публицистического стиля.

Коммуникативные:

нахождение в тексте требуемой информации (в соответствии с целями своей деятельности);

осмысление содержания текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста;

установление взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов;

умение резюмировать главную мысль текста.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

изложение полученной информации, интерпретация ее в контексте решаемой задачи;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

усвоение моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения и выбирать ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

умение определять действия в соответствии с учебной

и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самопроверку, самокоррекцию.

  1. Как реализуется на практике 

На выполнение работы отводится 1  урок (45 минут).

  1. Использованные

 источники

Капинос В. И, Пучкова Л. И. Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате: [учебное пособие]. – Москва: Интеллект – Центр, 2012, 80 с.

Текст: https://www.livelib.ru/quote/42301465-sozvezdie-kozlotura-fazil-iskander

https://stesty.ru/2017/07/28/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yazyiku-za-kurs-10-klassa/

  1. Ссылки на изображения

http://900igr.net/up/datai/217406/0022-007-.png

https://189131.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/200237/content/f8cbed2c-ba74-48dd-ac20-7757247fbfa0.jpg

http://s1.fotokto.ru/concurs/photo/full/1/16583.jpg

  1. Комплектация

публикации

Пояснительная записка,  

презентация, сценарий урока.


Сценарий  урока

  1. Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие учителя, психологический настрой на урок.

  1. Актуализация знаний, фиксирование затруднений

Фронтальный опрос обучающихся учителем:

- Какой раздел нашего учебника мы изучаем? (Стилистику).

- Как вы думаете, нужны ли будут вам знания, умения, полученные в ходе изучения этого курса? (Ответы)

- А где, как и когда они вам могут пригодиться? (Ответы)

- Правильно, ребята! Стилистика – наука об УМЕЛОМ выборе языковых средств для вашего общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, ведь, заметьте,  говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.

- А какой стиль речи мы изучаем сейчас? (Публицистический)

- Вспомните, какова задача этого стиля речи? Какова сфера его применения? (Задача – воздействовать на читателя /слушателя, чтобы убедить в своём мнении. Сфера применения – общественно-политическая жизнь общества. Это, как сейчас говорят, язык массовой коммуникации).

- А что и кто нам может помочь в выстраивании собственной речи, устной и письменной, для публичного общения (Ответы).

- Вы правы! Нам могут помочь образцовые тексты, созданные мастерами слова, так что девиз нашего урока сегодня и, впрочем, всегда: «Будем учиться у классиков!»

- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Подсказка – на слайде.

           СЛАЙД 2


p1627904705.png
  1. Целеполагание, постановка задач

     Цель урока – анализ текста Ф. А. Искандера, задача – определить, какие языковые средства автор использует для того, чтобы донести до нас свои мысли, свою идею.

  1. Работа с текстом Ф. А. Искандера
  1. Чтение текста 

СЛАЙД 3


g1627904792.png

СЛАЙД 4


y1627904884.png

2. Практическая работа (индивидуальная). Анализ текста:

А) Тематический


                СЛАЙД 5


z1627904926.png


Б) Стилистический

               СЛАЙД 6


d1627905044.png


              СЛАЙД 7


k1627905075.png



  1. Самостоятельная проверка по эталону

     

- Ребята, что было особенно трудным в анализе данного текста? Как вы думаете, почему? (Ответы)

- Давайте проверим свои результаты.


             СЛАЙД 8


s1627905193.png

             СЛАЙД 9


e1627905223.png

             СЛАЙД 10


p1627905249.png

             СЛАЙД 11


q1627905279.png

             СЛАЙД 12


z1627905307.png


  1. Рефлексия учебной деятельности

Экспресс – опрос:

- На уроке было…

- Я узнал…

- Я понял …

- Я согласен…

- Я не согласен …

- Мне захотелось …

  1. Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение (70 – 100 слов) по прочитанному тексту: «Собака – это прекрасно». Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свою позицию.

ПРИМЕЧАНИЕ. Данной работе с текстом предшествовал коллектиный анализ обучающего характера статьи Ю. М. Лотмана "Мы живём, потому что мы разные" : АНАЛИЗ ТЕКСТА Ю. ЛОТМАНА    Правда, в несколько изменённом виде.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
PPTX / 1.91 Мб



Сценарий для проверки на заимствования
DOC / 43.5 Кб


Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (21)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.08.21 в 15:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна, возьму на заметку. Только добавлю задание на установление связей между предложениями (если в формате ЕГЭ, то это № 25), тяжело этот номер у ребят идет!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 02.08.21 в 15:13 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Я сейчас немного редактирую ещё...
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.08.21 в 15:14 3Ответить Пожаловаться
И я в копилочку прихвачу! Интересный урок!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 02.08.21 в 15:17 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Гагаринова Ирина Викторовна, 02.08.21 в 15:32 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна! Беру и я в свою копилку!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 02.08.21 в 15:37 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Викторовна! Этот текст "открыла" для себя на дистанционке. Искала для анализа что-то новое, то, что будет интересно по содержанию и по форме...
Гагаринова Ирина Викторовна, 02.08.21 в 15:51 3Ответить Пожаловаться
Вы нашли поистине интересный, замечательный материал! Спасибо еще раз!
Ирина Владимировна Казарцева, 02.08.21 в 16:54 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, тоже прихвачу!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 02.08.21 в 16:59 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за оценку, Ирина Владимировна!
Юлия Васильевна Воробьева, 02.08.21 в 18:46 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Как всегда, отличная работа!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.