Занятие с элементами тренинга «Барьеры общения и способы их преодоления» (5 класс)
Методическая разработка.
Занятие с элементами тренинга
«Барьеры общения и способы их преодоления»
Взаимную беседу следует вести так,
чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу.
Гераклит
Цель занятия: развитие навыков конструктивного общения.
Задачи занятия:
- дать понятие о барьерах в общении и способах их преодоления;
- определить правила успешного общения;
- тренировка практических навыков общения
Участники: ученики 5 – х классов.
Продолжительность занятия 45 мин.
Структура занятия.
Формой занятия является игровой тренинг с элементами интерактивного обучения. В соответствии с этим занятие представляет собой серию взаимосвязанных упражнения, после которых следует обсуждение их результата. В отдельный блок вынесена теоретическая часть, что позволяет участникам понять взаимосвязь практических результатов и теоретических положений информационного блока.
Содержание занятия:
Постановка целей и задач. – 3 мин
Сегодня мы продолжим говорить об общении. Вы уже знаете, как важен при общении взгляд, выражение лица, сама информация, которую мы передаем. Ведь общение это не только речь. Сегодня мы поговорим о том, что мешает нам в общении и как это преодолеть.
Разминка. 7 мин
Цель: создание непринужденной атмосферы в группе.
Игра "Перестройка"
Начнем с разминки. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!
И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
3. Основная часть. Барьеры эффективной коммуникации. 10 мин. (показ презентации)
С проблемами в различных ситуациях общения сталкивались многие, независимо от пола, возраста, социального статуса. Это говорит о том, что причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека. Рассмотрим основные наиболее часто возникающие барьеры общения и способы их преодоления:
Барьер непонимания – чаще всего проявляется через:
- невыразительную, нечленораздельную речь, несформулированные фразы и т.д.;
- столкновение культурных и национальных особенностей речевого общения;
- применение в речи профессиональных стилей, сленгов, жаргонов.
Трудности в общении могут быть связаны с плохой техникой речи. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации
Барьер общения возникает тогда, когда собеседники в одни и те же слова вкладывают различный смысл, в этом случае они не понимают друг друга (такой барьер носит название семантического). Старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.
Логический барьер. Если вы (или ваш собеседник) не умеете связно и аргументированно выражать свои мысли, идеи и мнение, тогда в общении возникает серьезное затруднение.
Барьер отношений - часто мы лучше, эффективнее выстраиваем свое общение с теми людьми, с которыми у нас есть общие интересы и личные симпатии, и стареемся избегать разговоров с тем человеком, который нам неприятен, или мы его просто не уважаем.
Барьер отрицательных эмоций. Общение затрудняется наличием сильных отрицательных эмоций у одного или обоих участников коммуникации. Довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется не в вас лично, а разговор лучше отложить на другое время.
Барьер безразличия. Барьер безразличия чаще прослеживается через позу, мимику, слуховое и зрительное восприятие. Поза может выражать превосходство, уверенность, подобострастие. Естественность в движениях располагает. Мимика должна соответствовать содержанию ваших слов, подчеркивать определенные высказывания. Также важно в речевом общении поддерживать зрительный контакт, смотреть в глаза спокойно и доброжелательно, заинтересованным взглядом.
Барьер положения в пространстве – считается, что для интимного общения расстояние между собеседниками должно быть не более 50 см. Расстояние в 60-120 см характерно для дружеского общения, 120-130 см – делового, а при 360 см и более – общение приобретает односторонний характер.
Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации крайне необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. И не перебивайте, пожалуйста, собеседника.
Мотивационные барьеры. Возникают в случаях, когда у собеседников разные мотивы и цели вступления в коммуникацию, когда принципиально различаются их морально-нравственные позиции. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
Существует множество барьеров и препятствий для эффективного общения помимо вышеперечисленных таких, как: критика, оскорбления, угрозы, невнимательное слушание и прочие.
- Как преодолеть трудности в общении? (ответы детей)
(- Уважать друг друга, уметь слушать, не перебивая, не оскорблять, не говорить обидных слов, называть по имени и искренне улыбаться собеседнику, говорить комплименты и т.д.)
Конструктивное общение улучшает отношения между людьми. Нужно научиться справляться с барьерами в общении.
Практическая часть. Тренинг навыков эффективной коммуникации. (22 мин)
Упражнения направлены на понимание сущности барьеров общения.
Данные упражнения помогают участникам настроиться на невербальный способ общения, создает позитивную атмосферу в группе, обеспечивают эмоциональную вовлеченность участников в процедуру тренинга, умение выражать свое состояние невербальными средствами.
Упражнение «Два автобуса». 7 мин
Группа разбивается на две команды. Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 1,5-2 метров. Ведущий объясняет задание. «Представьте себе что, вы со своим другом находитесь в разных автобусах. Вы не слышите друг друга, а можете только видеть. Ваша задача – не пользуюсь словами, а только жестами, передать другой команде следующую информацию: «Мы идем на дискотеку в шесть вечера». Другая команда должна понять, что ей хотят передать и ответить так же без слов».
Обсуждение. Легко ли было понять, что хотят ребята? Что помогало пониманию, а что мешало?
Упражнение «Пространственные позиции» (8 мин.)
Работа проводится в парах.
1) Один участник встает на стул, второй садится перед ним на «корточки». Задача провести беседу в течение 2 минут. После этого участники меняются местами.
2) Участники расходятся по классу на 3 и более метров, при этом пытаясь продолжать беседу.
После выполнения упражнения, происходит анализ. Что помогало, что мешало при выполнении упражнения.
Упражнение «Средства коммуникации». 7 мин
Группа разбивается на две команды. Каждая команда получает карточку с изображением мобильного телефона или компьютера. Ведущий объясняет задание: «Ребята, необходимо подумать несколько минут над тем, является ли общение при помощи этих средств полноценным. Что мы применяем при этом общении, а что нет (зрение, слух, речь, прикосновения), и представить свое средство общения так, чтобы мы поняли, что мы теряем, общаясь таким способом.
Обсуждение. Может ли общение без личного контакта быть полноценным?
4. Рефлексия. Подведение итогов - 3 минуты.
-Поделитесь, пожалуйста, что было важным, полезным на сегодняшнем занятии?» Что вас больше всего впечатлило?
Литература
1. Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
Классные часы: 5 класс / сост. А.В. Давыдов. – М., 2010.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011
Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: Прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.