Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

1
0
Материал опубликован 26 June


Мотина Людмила Владимировна

учитель истории и обществознания

МБОУ Павловская средняя школа № 1


Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.


Динамичные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, оказывают серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, профессиональную деятельность и взаимоотношения с окружающими. Он должен быть способным действовать в условиях неопределённости и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье; ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке, выдерживать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, в которых возникает профессиональная и жизненная необходимость. Можно сказать, что в современном обществе и обществе ближайшего будущего успех человека во многом будет зависеть от его способности к саморазвитию и самореализации, понимания сути общественных процессов, готовности к эффективному участию в жизни общества. Вот почему для современной школы так актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в жизненных ситуациях изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  ​​​​​​​

В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определённые знания, умения и навыки. Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого является человек.

Функциональная грамотность:

-является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

-направлена на решение бытовых проблем;

-обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

-связана с решением стандартных, стереотипных задач.

Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности:

-Математическая грамотность

-Читательская грамотность

-Естественно- научная грамотность

-Финансовая грамотность

-Глобальные компетенции

-Креативное мышление

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Социальная(бытовая) грамотность.

6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

7. Общественно-политическая грамотность.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

2. Использование приемов развития критического мышления в системе.

3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.

6. Использование самооценивания и взаимооценивания.

7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:

пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

На своих уроках истории и обществознания я развиваю все направления функциональной грамотности.

1.Читательская грамотность

Методы и приёмы формирования читательской грамотности

На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

«Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом

«Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты.

Составление 5-ти вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

«От первого лица»- после прочтения текста (например, составить рассказ от имени египтянина о посещении храма, составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя)

Развернутый план текста (составить сложный план текста (не менее трех пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Первые революционные преобразования большевиков»).

«Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное стран, двух событий, документов (например, «Страны средневековой Азии», «Формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве» или сравнение программных документов «Южного и Северного общества декабристов»)

«Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, переход от военного коммунизма к НЭПу)

«Схема» - составить на основе текста схему, например «Высшие органы государственной власти в Советской России»

Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

«Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов.

Толстые и тонкие вопросы. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы. Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ

SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Например, на уроке обществознания в 8 классе, по теме « Главные вопросы экономики», организуется групповая работы в классе по составлению таблицы «Типы экономических систем». Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной): читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем; заполняют матрицы SWOT-анализа; выступают перед другими группами; оценивают работу в группах и делают вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.


Математическая грамотность

Использование математических приемов при изучении истории возможно в любой форме и на любом из этапов урока

1. Прием «заблудившаяся дата».

После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события.

2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны.

3. Решение задач на знание хронологии.

Например, подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса.

4.Решение экономических задач на уроках обществознания. Например, Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 10 тыс. ден. ед. в год, приглашает кондитера, заработная плата которого составляет 24 тыс. ден. ед. в год, и покупает сырья на 40 тыс. ден. ед. в год. Производственное оборудование, находящееся в собственности Иванова, оценивается в 80 тыс. ден. ед. Эта сумма могли бы приносить ему годовой доход 8 тыс. ден. ед. Годовая амортизация оборудования составляет 10 тыс. ден. ед.

До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал заработную плату 30 тыс. ден. ед. в год. Иванов знает, что у него есть предпринимательские способности, и оценивает их в 6 тыс. ден. ед.

В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. ден. ед.

Вычислите бухгалтерскую и экономическую прибыль кондитерского цеха.

Естественно-научная грамотность

При формировании данного вида грамотности предлагаю использовать материал «Схема эволюции человека». Обучающимся необходимо изучить схему и дать ответы на следующие вопросы:

В чем состоит главная идея представленной информации?

У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.

Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.


Финансовая грамотность

Формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания посвящен раздел  «Экономика», в рамках которого изучаются такие темы как: «Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги и др.»

Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задачи:

1)Мама с папой подарили тебе бессрочный сертификат на 3 000 руб. на посещение фитнес-зала. Сегодня, при цене за одно посещение фитнеса 300 руб. можно посетить 10 занятий. Сколько аттракционов удастся посетить через год, если инфляция составит 10 % в год?

2)Мама Оли открыла депозит в банке «Восток» на 1 год, положив 100 000 рублей под 7% годовых с начислением процентов в конце срока вклада. Через сколько лет мама Оли сможет накопить 35 000 рублей начисленных процентов при условии, что доход по вкладу ежегодно перечислялся в полном объеме на отдельную банковскую карту мамы?

3)Петров покупает в кредит холодильник, стоимостью 17 500 рублей, причем 20% платит сразу, а на остальную сумму оформляет кредит на 6 месяцев под 28% годовых. Какую сумму ежемесячно он должен выплачивать?

4)Страховая оценка объекта страхования – 1000 000 руб. Страховая сумма – 800 000 руб. Безусловная франшиза – 2,5% от страховой суммы. В результате страхового случая был причинен ущерб в размере 630 000 руб. Определить сумму страхового возмещения, которую страховщик выплатит страхователю.

Составить таблицу своих личных доходов и расходов, определить разницу между ними, а также рассчитать сумму возможного накопления.

 Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества. 

Креативное мышление и глобальные компетенции

Один из способов развития креативного мышления и глобальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.

Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Задание: Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле.



Тема урока «В городе богини Афины»

Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.

Тема урока «Повседневная жизнь при Петре I»

Задание: используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»

Тема урока «Гражданская война в России»

Задание: используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию «Участие бывших офицеров царской армии в Гражданской войне».

Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:

на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;

на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;

на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации