12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Maria.Gramatchikova49
Следую завету Паустовского:"Жить нужно странствуя"! Надеюсь, что получается:) Кандидат филологических наук и любитель гор.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург


Рабочая программа

по Междисциплинарному курсу проектной деятельности «Мой Урал»

(уровень основного общего образования)

1. Пояснительная записка.

Междисциплинарный курс проектной деятельности «Мой Урал» разработан на основе федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 08.04.2015, Основной общеобразовательной программы - образовательной программы основного общего образования МАОУК «Гимназия «Арт-Этюд», программы спецкурса «Мифология и культура народов Урала» и программы учебной дисциплины «Регионоведение» Граматчиковой Н. Б, кандидата филологических наук, доцента кафедры Русской классической литературы Уральского Федерального Университета им. Первого Президента Б. Н. Ельцина, действующего сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН.

Элективный курс «Мой Урал» входит в учебный план МАОУК «Гимназия «Арт-Этюд». Учебный план гимназии предусматривает изучение Междисциплинарного курса проектной деятельности на уровне основного общего образования в объеме 35 часов. В 6 классе — 35 часов (1 час в неделю).

В рамках междисциплинарного курса «Мой Урал» с помощью метода проектной деятельности формируется у обучающихся глубокое, многогранное и личностное отношения к своему краю. Нам представляется необходимым внедрение в систему общего среднего образования элективного курса «Мой Урал», который, реализуя требования ФГОС, совмещает в себе проектную деятельность и делает акцент на духовно-нравственном отношении к своей «малой Родине».


Цель курса: с помощью метода проектной деятельности сформировать целостное представление об Урале как о мультикультурном пространстве со своими особенностями, традициями и историей.


Основные задачи курса:


раскрыть основные этапы заселения Уральского региона и специфику взаимодействия разных этнических групп на территории региона;

сформировать базовые комплексные представления о культуре разных этносов, населяющих Урал;

дать представление об основных мифологических персонажах, циклах и сюжетах, актуальных для культуры каждого народа Урала;

рассмотреть этапы формирования образа Урала в длительной временной перспективе, и особенно, в 20 веке;

развивать уровень гражданского самоопределения и самореализации для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

сформировать личностное отношение к своему региону, воспитать чувство ответственности за те события, которые здесь происходят.

познакомить обучающихся с национальными героями Урала, с культурными и историческими деятелями.

сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и его проявления в нашем регионе;

сформировать умение инициативного сотрудничества с учителем и сверстниками в постановке задачи и целей процесса обучения, в поиске и сборе информации;

сформировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

углубить знания об Уральском регионе с помощью интерактивных методов обучения: метода проектов (исследовательские, творческие, игровые проекты), игровых технологий, мастерских.

2. Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

часов

Раздел 1. Малая Родина – Урал.

1.

Мой Урал. Значение малой Родины для жизни человека.

1

2.

«Музей края». Урал и моя семья.

1

3.

Встреча с Уралом. Образ родного края в нашем представлении.

1

4.

Письмо с Урала. Письмо на Урал. Письмо Уралу.

1

5.

Урал глазами иностранца.

1

Раздел 2. Сокровища Урала.

6.

Рисунки древних людей на Урале. Писанцы.

1

7.

Пермский звериный стиль.


1

8.

Пермские деревянные боги.


1

9.

Каслинское чугунное литье.

1

10.

Златоустовская гравюра на стали.

1

11.

Каменный цветок. Камнерезное искусство


1

12.

Уральская домовая роспись.

1

13.

Нижнетагильская роспись подносов.

1

14.

Соликамские печные изразцы.

1

15.

Мое «сокровище» Урала. Защита проектов.

2

Раздел 3. Практика. Урал «своими руками».

16.

Покорение Урала Ермаком. Создание поля для исторической игры с кубиками и фишками, где маршрут игроков повторяет маршрут Ермака.

2

17.

Внимание к деталям. Создание настольной игры «МЕМО» на развитие памяти и проверку знаний о главных достопримечательностях Урала.


2

18.

Навстречу приключениям. Создание коллективного приключенческого романа о путешествиях русского уральца к разным народностям региона (финно-угорские племена, башкиры, вогульские племена, татары и др.)

3

19.

Открывая мир заново. Создание книги иллюстраций к сказам П. П. Бажова («Иванко-Крылатко», «Малахитовая шкатулка», «Данила-мастер» и др.)

3

20.

Екатеринбург – заповедник конструктивизма. Создание авторского макета здания в стиле Уральского конструктивизма. Изучение стилей и направлений в архитектуре, особенное внимание к «живому» конструктивизму 30-ых годов.

2

21.


Защита итоговых проектов.

2




3. Содержание программы.


Раздел 1. Малая Родина – Урал.

Мой Урал. Значение малой Родины для жизни человека.

Анализ роли Урала в жизни обучающихся. Беседа, в ходе которой выясняются общие и различные взгляды на регион у каждого ученика. Понимание разницы между определениями «Родина» и «малая Родина». Беседа по ответам на вопрос: Что бы изменилось, если бы я жил не на Урале?

«Музей края». Урал и моя семья.

Анализ роли Урала в жизни семьи. В качестве домашнего задания - беседа с родителями и родственниками, попытка найти «исторически» значимый для семьи артефакт, который мог бы стать экспонатом для нашего личного «Музея Урала». Рассказ о значении экспоната для семьи и Урала в целом.

Встреча с Уралом. Образ родного края в нашем представлении.

Создание художественного произведения «Образ Урала», попытка описать свою малую Родину так, как если бы ее можно было бы представить в виде человека (поведение, профессия, имя, характер). Беседа и обсуждение образов.

Письмо с Урала. Письмо на Урал. Письмо Уралу.

Обучающиеся могут выбрать, как оформить задание и кому адресовать свое письмо. Если это письмо Уралу, то о чем вы бы хотели ему рассказать, за что поблагодарить. Если письмо с Урала, то попробуйте пригласить своего иностранного друга к себе в гости, что вы ему предложите, что покажете. Если письмо на Урал, то попытайтесь представить, что вы здесь ни разу не были, но читали в книгах и что-то слышали, что вас заинтересует, что вызовет больше всего вопросов. Предположите в парах ответы на вопросы, обсудите их.

Урал глазами иностранца.

Импровизационный диалог иностранца и коренного Уральца. Работа в парах, обсуждение не только точного ответа на вопросы, но и понимания образа уральца, соответствие характеру.


Раздел 2. Сокровища Урала.

Рисунки древних людей на Урале. Писанцы.

Знакомство с таким явлением, как рисунки древних людей в пещерах Урала. Просмотр и беседа по поводу тех образов, которые изображают древние люди. Обсуждение причин появления писанцев.

Пермский звериный стиль.

Знакомство с явлением Пермского звериного стиля. Чтение фрагмента книги «Сокровище Рифейских гор», где дается подробное описание тех животных, которые становятся героями произведений в таком стиле. Создание авторского орнамента с использованием элементов Пермского звериного стиля.

Пермские деревянные боги.

Просмотр изображений и обсуждение возникновения такого явления исключительно на Урале. Отвечаем на вопросы: Какое чувство вызывает такая скульптура? Почему древнерусский человек на Урале так нуждался в идолах?

Каслинское чугунное литье.

Обсуждение, где мы сталкиваемся с чугуном в городе. Беседа об оградах, воротах, скульптурах, фонарях, которые встречаются на улицах Екатеринбурга. Просмотр изображений и знакомство с историей Каслинского чугунного павильона, который выставлен в Музее изобразительных искусств.

Златоустовская гравюра на стали.

Чтение и обсуждение сказа П. П. Бажова «Иванко-крылатко», которая посвящена Златоустовскому мастеру Ивану Бушуеву. Выписываем и объясняем новые слова, создаем свой кинжал, придумываем сюжет, который может быть на наградном оружии.

Каменный цветок. Камнерезное искусство

Просмотр фильма 1942 года «Каменный цветок», обсуждение образа Урала в фильме. Анализ характеров персонажей и их поведения. Беседа и последующее рецензирование

Уральская домовая роспись.

Просмотр вариантов домовой росписи, попытка объяснить появление росписи именно на Урале. Предположите по картинке: кто может жить в таком доме? Какой у него характер? Что он любит? Напишите небольшой рассказ.

Нижнетагильская роспись подносов.

Явление росписи по металлу. Обсуждение техники создания узора, формы подноса. Эскиз авторского узора для подноса.

Соликамские печные изразцы.

Беседа по истории создания изразцов для печей в России. Знакомство с известными художниками, которые создавали изразцы (эскизы для изразцов).

Мое «сокровище» Урала – что это?

Создать авторский макет любого из изученных «сокровищ». Не эскиз, а разработку. Презентация проекта на уроке. Обсуждение и самооценка.

​​​​​​​

Раздел 3. Практика. Урал «своими руками».

Покорение Урала Ермаком. Создание поля для исторической игры с кубиками и фишками, где маршрут игроков повторяет маршрут Ермака. Возможные варианты: любые исторические события, которые коснулись Урала (Гражданская война, Великая Отечественная война (танковый корпус) и т.д.)

Внимание к деталям. Создание настольной игры «МЕМО» на развитие памяти и проверку знаний о главных достопримечательностях Урала. (Можно сузить тему до достопримечательностей Екатеринбурга)

Навстречу приключениям. Создание коллективного приключенческого романа о путешествиях русского уральца к разным народностям региона (финно-угорские племена, башкиры, вогульские племена, татары и др.). Это может быть приключенческий роман о расследованиях на демидовских заводах и т.д.

Открывая мир заново. Создание книги иллюстраций к сказам П. П. Бажова («Иванко-Крылатко», «Малахитовая шкатулка», «Данила-мастер» и др.) Книга иллюстраций может быть создана к современной поэзии, сказкам В. Крапивина, уральским рассказам Мамина-Сибиряка и др.

Екатеринбург – заповедник конструктивизма. Создание авторского макета здания в стиле Уральского конструктивизма. Изучение стилей и направлений в архитектуре, особенное внимание к «живому» конструктивизму 30-ых годов.

Защита итоговых проектов.

Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 6 классе

Программы спецкурса «Мифология и культура народов Урала» и программы учебной дисциплины «Регионоведение». Граматчикова Н. Б, кандидата филологических наук, доцента кафедры Русской классической литературы Уральского Федерального Университета им. Первого Президента Б. Н. Ельцина, действующего сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН, 2012


Перечень учебно-методического обеспечения для учителя: Иванов Алексей. Горнозаводская цивилизация. — М.: АСТ, 2014. История литературы Урала. Конец XIV—XVIII в. / глав. ред.: В. В. Блажес, Е. К. Созина. — М.: Языки славянских культур, 2012. - 608 с. Литература Урала. Очерки и портреты: Книга для учителя / Под ред. Н.Л. Лейдермана, Е.К. Созиной. Екатеринбург, 2007 Человек пришел на Урал. Мифы и легенды./Сост. А.Н. Шигина. Ектеринбург, Сократ, 2004 Хрестоматия по литературе Урала для средней школы с метод. подсказками для педагогов и родителей / Сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. Екатеринбург, 2007 Человек построил дом. Летопись уральских деревень./Сост.А.Н. Шигина, Екатеринбург, Сократ, 2005 Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 5-8 классов средних общеобразоват. учреждений / Сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. Екатеринбург, Магеллан, 2007 История Урала. Словарь-справочник/Сост. И.С. Огоновская, Екатеринбург, Сократ, 2006 Литература Урала: Учебная программа для основной школы. Екатеринбург: У-Фактория, 2006 Образ Урала в документах и литературных произведениях(от древности до конца 19 века), Екатеринбург, Сократ, 2007

Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.

Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.

Образовательные сайты:

http://kniguru.info/korotkiy-spisok-chetvertogo-sezona/sokrovishha-rifeyskih-gor

https://uraloved.ru/istoriya

http://riaural.ru/geografiya/istoriya-urala.html

http://uralsky.info/khronografiya.html

http://m-i-e.ru/






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.