12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна64
Тьютор, работаю с детьми с РАС.
Россия, Новосибирская обл.

Мои инновации в обучении и воспитании.

Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с РАС.


  Я работаю тьютором в ресурсном классе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Обычные методы работы с такими детьми не подходят. Для эффективного обучения таких детей используется прикладной анализ поведения, включающий в себя набор методик, подходящих для таких учеников.

    Дети с расстройствами аутистического спектра (сокращенно РАС) заслуживают внимательного отношения во время обучения. Такие дети часто сталкиваются с трудностью установления контакта с одноклассниками и остальными окружающими, отличаются стереотипностью поведения (любят повторять вращательные движения и пр.), повышенной тревожностью, страхами и агрессивностью. Совокупность этих проблем приводит к трудностям формирования и организации учебного поведения таких детей. В связи с этим является необходимым организовать учебное поведение ребенка с РАС, чтобы добиться его продуктивной работы на уроках. 

   Формирование познавательной мотивации - длительный процесс. Для этого я использую настольные игры, книги, интригующие задания, пытаюсь максимально заинтересовать ребенка. Обращаю внимание учащихся на школьные атрибуты и учебные принадлежности, которые ребенок приносит на занятия в школу. Каждый раз за правильное выполнение инструкции или задания ученик получается поощрение. Все занятия проводятся по схеме «безошибочного» обучения. «Безошибочное» обучение – это процесс применения подсказок к инструкциям, чтобы ребенок достиг успеха, и постепенного уменьшения количества используемых подсказок, чтобы помочь ученику стать более самостоятельным через некоторое время. Подсказки бывают разных видов: физическая (помощь руками), имитация (сами показываем нужное действие), жестовая, словесная. Таким образом, если ребенку обучение дается легко (использую подсказки) и за этим следует награда (поощрение), то ребенок хочет быть частью этого процесса снова и снова.

    Для детей с аутизмом работа по коррекции поведения строится с помощью метода прикладного анализа поведения (АВА). АВА – это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлимую сторону. АВА дает возможность систематически изучить поведение ребенка, объективно его измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и составить обоснованный план коррекции. На практике прикладной анализ поведения активно используется в работе с детьми и взрослыми, испытывающими сложности в обучении и приобретении новых навыков, а также с людьми, которым присуще социально нежелательное поведение.

  Основополагающая идея АВА – структурированное обучение навыкам. Специалист определяет базовый (начальный) уровень функционирования ребенка и затем строит программу обучения с учетом всех сильных и слабых сторон ребенка. Во время работы с ребенком ведется постоянное отслеживание прогресса. Для этого во время каждого занятия я веду чек-листы, в которых отражаю поведение ребенка, количество правильных ответов, затруднения, возникшие в процессе занятия. На основе чек-листов производится корректировка поведенческой программы, а также производится диагностика навыков.

   Одним из принципов работы тьютора на этапе формирования учебного поведения является ориентация на интересы и пристрастия ребенка, которые используются в качестве поощрения за правильное поведение. Если я хочу закрепить желательное поведение, то сразу после выполнения задания одновременно даю подкрепление (усиление) и, наоборот, для того, чтобы ненормативное поведение не закреплялось – я его не подкрепляю. В качестве поощрения используется любимая еда ребенка, желаемые игрушки, физическое подкрепление (щекотка). Чтобы получить поощрение, ребенок должен заработать жетоны. Жетоны выдаются тьютором во время урока за правильное выполнение задания, за правильное поведение на занятии (тихо себя ведет, держит правильно руки на столе, следит за учителем). Для того, чтобы дети не забывали о правильном поведении на уроке, тьютор периодически показывает карточки (визуальные подсказки), которые напоминают детям, что на уроке нужно тихо себя вести и слушать учителя. Обычное количество жетонов 10 или 20 штук. Скорость их получения зависит от поведенческой программы. У детей, обучающихся по программе 8.4, занятие обычно короткое, 3-10 минут. У остальных, в основном, стандартное время урока – 40 минут. Собрав полное количество жетонов, ученик получает желаемое поощрение.

image%281%29.png image%282%29.png image%283%29.png

  К работе с детьми обязательно привлекаются и родители. Регулярно проводятся совместные праздники, мастер-классы, игровые встречи. Родители помогают находить новые поощрения для своих детей, т.к. это необходимый атрибут для эффективной работы по методике прикладного анализа поведения.

  Также постоянно ведется работа по улучшению диагностики развития обучающихся. Для точной диагностики тьютор каждый день ведет чек-листы. Для этого он наблюдает за учащимся в течение всего дня, чтобы определить, работает ли поведенческая помощь так, как нужно, вносит полученные данные в чек-листы. Важно понять, были ли получены все нужные сведения и какую поведенческую помощь следует использовать в следующий раз. В чек-листах я отмечаю процент правильного выполнения задания, причины нежелательного поведения ребенка.

  Для обеспечения успешного учебного процесса необходим подбор внешних опор-подсказок, таких как расписание, которое помогает увидеть последовательность действий. Расписание обычно делают визуальным, так как у детей с РАС существуют проблемы с пониманием речи. Выбор вида расписания зависит от уровня понимания ребенка. Чаще всего это фотографии или картинки, обозначающие уроки и переменки, надписи и т.п. У каждого ребенка в классе расписание свое, отдельное от других. Такое расписание помогает тьютору упорядочить деятельность детей, уменьшить беспокойство и обеспечить наглядную последовательность смены деятельности, облегчив периоды ожидания для учеников. Ребенок видит, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки. Такой план позволяет ребенку заранее подготовиться к смене деятельности, а также наглядно показывает ученику, когда учебный день закончится. Также наличие плана дает возможность избежать конфронтации с тьютором: так, присутствие даже сложного задания в плане урока воспринимается как закон, а вычеркивание заданий из него дает ощущение того, что что-то достигнуто. Визуальное расписание постоянно пересматривается и дополняется, что позволяет делать учебный процесс более успешным.

image%284%29.png image%285%29.png image%286%29.png

   Многие дети с РАС мыслят образами, а это значит, что они лучше воспринимают информацию через зрительный канал, чем через слуховой. Такие особенности восприятия обуславливают обязательное использование наглядности. Это могут быть презентации, учебные фильмы, мультфильмы и т.д. В ресурсном классе имеется интерактивная доска и проектор, которые активно используются в работе. Так, например, физкультура проходит с просмотром музыкальных физкультминуток, что помогает ученикам развивать не только физические навыки, но и параллельную имитацию действий под ритмичную музыку.

   Использование планшета на уроке облегчает некоторым ученикам усвоение программного материала. На планшете выполняются отдельные развивающие задания, а также он применяется для выполнения тестовых работ. В настоящее время составляется индивидуальная программа обучения для учеников, которые не могут овладеть навыком письма, и которые будут с помощью планшета выполнять письменные работы.

   Для взаимодействия с неговорящими детьми я использую коммуникационную систему обмена изображениями (PECS — Picture Exchange Communication System). Это система общения, в которой используются не слова, а картинки. Под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском языке. Система обучения PECS состоит из нескольких фаз, каждая из которых имеет свою цель:

а) вступление в коммуникацию — тьютор учит ребенка общаться с помощью карточек;

б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации — повышение самостоятельности ученика: он должен научиться показывать карточку сам, без помощи взрослого;

в) выбор нужного изображения — ребенок учится выбирать изображение сам из множества других;

г) структура предложения — ученик помещает изображение предмета на полоску для предложения, где написано «Я хочу»;

д) просьба в ответ на вопрос — с помощью этой полоски ребенок учится отвечать на вопрос «Что ты хочешь?»;

е) комментирование — ребенок учится отвечать на другие вопросы.

   У каждого ребенка свой набор карточек, который постоянно пополняется. В набор обязательно включены необходимые просьбы (пить, туалет, перекус), различные виды еды (у детей с РАС обычно очень избирательное отношение к еде), различные виды поощрений и мотивационные стимулы (игрушки, краски, качели, обнимания и пр.). В процессе занятий по PECS ученики учатся, познают, размышляют. К тому же, в систему обучения обязательно включаются и дополнительные стратегические методики для стимулирования именно вербальной коммуникации.

image%287%29.png image%288%29.png image%289%29.png

​​​​​​​   Благодаря этим инновациям, обучение детей с РАС проходит гораздо эффективнее, чем это  могло бы быть при использовании традиционных технологий.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.