12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Анатольевна Карташова291
Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
5

«Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»

«Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»


Карташова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории

МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края​​​​​​​

Еще на первом этапе обучения, когда школа открывает двери своим ученикам, первоклассникам, учитель должен со всей ответственностью подойти к работе и помочь ребёнку адаптироваться к школе. Только правильно выбранные педагогические технологии, методы, средства и формы работы на уроках, способствуют качественному усвоению материала.

Вступив в должность учителя начальных классов, сразу рассмотрела уникальность профессии учителя, научилась совмещать многие качества личностные и профессиональные, совместила сразу несколько социальных статусов: организатора, родителя, друга, хорошего помощника, психолога и даже справедливого судью в многочисленных детских конфликтах, это помогло мне стать профессионалом своего дела, хорошим учителем. Проработав некоторое время, я встала перед выбором методики и технологии обучения детей. Подробно изучив ФГОС, стало понятно, что развитие личности ученика, развитие ключевых компетенций, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, выходят на первое место. В связи с этим возник вопрос о том, как это может быть достигнут на практике, какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций? Пришла к выводу, что лучший способ организовать внимание учащихся связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Творческая деятельность – вот что делает урок интересным для младшего школьника, вот что само по себе способствует организации его внимания, подходящей технологией была выбрана проектно- исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.

Суть педагогической идеи, лежащей в основе моего собственного опыта: обеспечение успешного развития ключевых компетенций младших школьников, при успешном внедрении проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс, совместно с другими педагогическими технологиями.

Условия становления опыта: формирование опыта с сентября 2012 года.

Причины обращения к проблеме: с утверждением ФГОС, необходимостью стала переориентация образования, развитие у младших школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. При четкой организации учебной деятельности с применением проектной технологии происходит развитие всех необходимых ключевых компетенций учащихся. [2]

Внедряя в свою работу данный вид деятельности детей, я исходила из того, что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная методика с элементами других педагогических технологий позволяет решать такую задачу. Это доказывает мой собственный опыт и практика. В процессе работы над проектом, у ученика формируется большое количество предметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия): проектировочные, исследовательские, информационные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные. [4] Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.[3] Данный метод применяется совместно с другими активными методами обучения и сама структура урока отличается от традиционной работы, учебный процесс превращается в активную познавательную деятельность, в котором каждый ребенок стремится поучаствовать, а не отсидеться. Главное отличие детей, которых я обучаю – наличие познавательного интереса.

Данная технология в обучении применяется более шести лет. Реализована она была не стразу, так как дети были не подготовлены к такому роду деятельности. (Преподавать у детей начала со 2 класса). В течение года проходила регулярная работа с учащимися, прослеживаемая на всех предметах. Первым этапом стало введение частично-поисковой деятельности, затем учились постановки цели, задач, учились решать проблемы, ставить гипотезы (на уроках-исследованиях), приобрели навыки общения при работе в разных группах, парах. Отрабатывали все этапы работы с проектами, только после такой плодотворной, качественной и продуктивной работы, уроки с применением проектных технологий стали реализованы.

С уверенностью можно сказать, реализация идей проектной технологии в начальных классах возможна лишь в том случае, если учащиеся, учитель и родители подготовлены к такому роду деятельности и учителем отработана четкая структура работы.

Данная работа для меня стала инновационной, так как были введены новые цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.

Технология реализации идеи в собственном опыте.

Первым этапом реализации идеи, внедрения методики проектной технологии на уроках и во внеурочное время, стало изучение теории по данной теме, после чего были проведены анкетирования, беседы с педагогическим коллективом по применению проектной технологии на уроках, более подробна изучена программа «Перспектива», по которой работает начальная школа. К примеру, в курсе «Окружающий мир» учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Все это облегчает работу на уроках с проектом. Если рассматривать применение проектных технологий на уроках литературного чтения, это уроки-исследования (анализа) литературного произведения. Такие занятия строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии. На уроках математики применяю чаще всего краткосрочные – до четырех уроков по плану, позволяющие изучить комплексно вопрос, изучить литературу, подготовить презентацию проекта (Задачи на движение, история возникновения, различные способы доказательства; правильные многоугольники; задачи на построение; изучение биографии ученых-математиков, таблица умножения и т.п.). Конечно же, не на всех уроках получается реализовать проекты, но пользоваться элементами проектной деятельности удается. На уроках ученики выполняют практикумы, по результатам экспериментальной работы формулируют гипотезы и на их основе получают результаты, стараюсь показать общие подходы к постановке задач исследования.

Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, [1] то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом последовательно увеличиваю от 1 к 4 классу, следит за поэтапным вхождением школьников в данный вид деятельности. Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься проектно экспериментальной работой, привлекаются на помощь их родители и близкие. Тем самым создается единое образовательное пространство в школе и дома.

Критерии оценки деятельности учащихся

Начиная свою инновационную, опытно – экспериментальную работу по внедрению проектных технологий в свою педагогическую деятельность, столкнулась с несколькими вопросами?

«Как отследить эффективность своей работы при применении проектных технологий в образовательном процессе»? «Какие методики применять при оценке деятельности учащихся»? «В каких формах проводить диагностику результатов проектной деятельности»? «Как проводить анализ результатов проектной деятельности»? К их решению приступила незамедлительно.

Изучив множество методической литературы по данной теме, выделила ключевые компетенции проектной деятельности, которые формируются и развиваются у учащихся при реализации проектов. рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки. [2]

Для определения уровня ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности у учащихся 3-4 классов, была выбрана методика уровневой диагностики (по Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой). Данная диагностика проводится на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущем уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которого он должен продемонстрировать). [5] Чтобы оценивать сформированность у учащихся ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности, разработала рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Данные листы применяю для учащихся 3-4 классов, так как дети такого возраста уже способны воспринимать текст. Конечно, в начальной школе ещё трудно оценить уровень сформированности у учащихся ключевых компетенций, это связано с тем, что учащиеся только начинают осваивать проектную деятельность. Данная экспертиза проводилась после всех выполненных учебных проектов. Чтобы проанализировать отношение учащихся к проведенным урокам с применением проектных технологий применяю методику самооценки проектантов «Моё отношение к творческому проекту» (по Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко).

Для педагога начальных классов уже более 6 лет занимающейся проектной деятельностью в урочное и внеурочное время такая работа стала уже смыслом жизни. К тому же, когда у детей наблюдается положительная динамика в обучении, становится ясно, что вся работа была выполнена не зря. Конечно, уроки с применением проектных технологий требуют дополнительной подготовки, времени, средств, но это того стоит.

Для того, чтобы работа над проектом велась четко и безошибочно учителю необходимо иметь планирование и должна быть преемственность начальных классов и среднего звена школы. Только тогда начатая работа по развитию ключевых компетенций с применением проектных технологий будет результативна.

Считаю, что современный учитель тот учитель, который может, хочет, умеет и не боится применять новые методики в образовании. Мне удалось разработать и апробировать такую собственную систему работы на уроках и во внеурочное время, которая способствует качественному усвоению материала у разных категорий детей, позволяет учащимся быть не только слушателями на уроках, но и самостоятельно добывать знания. Данная система была представлена методическому совету и рассмотрена на профессиональном уровне, получила положительное заключение и отзывы какучителей, так и методического совета.

Отрабатывая данную методику на уроках, пришла к выводу, что она может эффективно работать только совместно с другими педагогическими технологиями. Элементы игровых технологий в учебном процессе чаще применяются на уроках окружающего мира, литературного чтения, направлены на обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки, способствует более легкому усвоению материал. (Урок игра, урок сказка и т.д). Технологии проблемного обучения – используется практически на всех уроках, на первом этапе постановки цели, выхода на тему. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Здоровьесберегающие технологии применяются так же на каждом уроке в виде физминуток. Разноуровневое обучение –применяется на уроках математики, русского языка, возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Чтобы урок проект был наиболее ярким, а усвоение материала качественнее, на уроках применяются информационно коммуникационные технологии: презентации, видеоролики, аудиозаписи, слайды.

Как современный педагог, постоянно повышающая своё профессиональное мастерство и компетентность, совершенствуясь в своей профессиональной деятельности, стараюсь искать новые методики и формы работы. К таким относятся дистанционные методы обучения, используя для этого платформу «Яндекс. Учебник». Провожу видеотрансляции в реальном времени, веду журнал успеваемости, где четко прослеживаются все важные моменты обучения.Регулярно использую электронные образовательные ресурсы, готовлю видеоролики и электронные приложения к урокам.Сейчас каждый ученик, начиная с первого класса, оформляет личное портфолио, куда собирает свои работы различного характера. Проекты детей часто оцениваются и награждаются различного рода дипломами, сертификатами, грамотами, которые являются отличным бонусом и идут в копилку ученика. С моей стороны ведется мониторинг роста ключевых компетенций, которые визуализируются при помощи таблиц, диаграмм, схем. И этот лист прикреплен к учебному портфолио ученика.

Эффективная организация учебного процесса, использование систематически проектной, и других педагогических технологий в урочное и внеурочное время, участие детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях - все это способствует имеющейся положительной динамики учебных достижений учащихся. Ежегодно проводится анализ результатов, данные берутся из системы «Сетевой город».

Дt1618761254aa.png иаграмма № 1. Показатели качества знаний, за последние 2018-2019, 2019-2020 учебных года.

Так по результатам 2018-2019 учебного года качество знаний учащихся 4а класса возросло по сравнению с предыдущим учебным годом по русскому языку на 6%, по литературному чтению на 7%, по математике на 3 %, по окружающему миру на 3%. Это неплохой результат для сельской школы, исходя из численности учащихся класса 17 человек.

Диаграмма № 2. Степень обученности по предметам

Рt1618761254ab.png ассчитана степень обученности по предметам (для расчета взяты итоговые контрольные работы за год). Степень обученности по предметам за два года находится в пределах от 63,8% до 81, 4%. Что говорит о высоких показателях учебной деятельности.



2018-2019 г и 2019-2020 г

Дt1618761254ac.png иаграмма № 3

Высокие достижения учащихся, подтверждают и результаты итоговой комплексной работы 3 класса в 2018 году и результаты ВПР проведенной в 2019 году. Все учащиеся 3 класса выполнили итоговую комплексную работу на базовом и высоком уровне.

Диаграмма № 4

t1618761254ad.pngt1618761254ae.png









Вычислен процент подтверждения отметок по журналу при выполнении ВПР по предметам, он составляет от 88% до 100%. Все учащиеся подтвердили свои годовые отметки после выполнения ВПР. Это можно проследить по диаграмме № 4.

Дt1618761254af.png иаграмма № 5 Участие в конкурсах различного уровня

В своей работе особое внимание уделяю участию детей в олимпиадах, конкурсах, проектах, исследовательской деятельности. Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся, мотивации детей к самореализации.

Применение мною проектных технологий на уроках и занятиях по внеурочной деятельности «Хочу все знать» - исследовательская работа, «Спешим делать добро» - социальное проектирование, участникам неоднократно приносило результаты. Учащиеся становились победителями в конкурсах проектно-исследовательских работ разных уровней. Данные работы на окружном конкурсе занимают призовые места. Участники автоматически проходят отбор в районные, краевые, всероссийские конкурсы исследовательских работ и там также занимают призовые места. В 2018-2019 учебном году социальный проект «Дом для птиц», «Накормим птиц зимой» так же на школьной конференции отмечен высоким балом и в дальнейшем отправлен на дистанционный конкурс соц. проектов «Мы сделали это!». В 2019-2020 учебном году разработан социальный проект «В ритме флешмоба», во всероссийском конкурсе проектов «Как прекрасен этот мир», 3 место. И это только часть побед детей, которые посещают проектную деятельность под моим руководством.

Кроме кружков по внеурочной деятельности провожу активную работу по общеинтеллектуальному направлению - школьный клуб «Ш К М. Школьный краеведческий музей» – являясь руководителем школьного краеведческого музея более 6 лет. Работа кружка реализуется через такие формы как познавательные беседы, экскурсии, научно-исследовательская работа, поисковая работа. В состав участников музея входят 22 ученика начальных классов и 12 учащихся среднего и старшего звена. С каждым годом количество участников клуба прибавляется.

Школьный клуб на базе школьного краеведческого музея МБОУ «Малоенисейская СОШ», осуществляет свою деятельность в соответствии с задачами, поставленными перед ним. Участники школьного клуба «Школьный краеведческий музей», принимают участие во всех акциях и конкурсах учебных - исследовательских проектов.

Диаграмма № 6. Количество участников школьного клуба занятых в мероприятиях разных уровней и имеющих наградные документы

t1618761254ag.gif

Ежегодно, активисты школьного клуба музея принимают активное участие в проектно-исследовательской работе. Под моим руководством написаны исследовательские работы по темам: «История села в лицах и фактах». Диплом - 2 степени во всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку», «История паводковых вод села Малоенисейское» - диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», «По следам мамонтов Сибири». Диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку» и «Как прекрасен этот мир». Работы «Места силы Горного Алтая», «Ленточный бор – бесценный дар Алтайского края» – всероссийский конкурс исследовательских работ «Юный академик» диплом 1 степени. И многие другие работы отмечены на конкурсах разных уровней

Работа с разными категориями детей.

В профессиональном стандарте педагога содержатся новые требования к квалификации учителя, одним из них является «оказание адресной помощи обучающимся». Считаю, что данное требование необходимо для развития деятельности современного педагога. Адресную работу для себя считаю очень важной, так как для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку и суметь вовремя оказать ему необходимую помощь или поддержку (психологическую или учебную) необходимо знать категорию его семьи. Адресная помощь обязательно должна осуществляться на основе личностно-ориентированного и индивидуального подхода. Мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Перед тем как организовывается адресная работа с разными категориями учащихся, составляется социальный паспорт класса, в нем отражается все категории семей и характеристика класса с разделением учащихся по категориям для дальнейшей успешной работы. За последние 3 учебных года в классе присутствовали учащихся практически из всех категорий, кроме детей мигрантов. Для дальнейшей плодотворной работы с разными категориями детей разработаны программы и планы работы, которые реализовываются в течение всего времени обучения детей.


Диаграмма № 7. Разные категории детей

t1618761254ah.gif

Кратко опишу работу с одаренными и детьми с ОВЗ. Мною отработана четкая система с одаренными детьми. Она включает в себя несколько компонентов: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для развития детей. Создана программа работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Замечено, что только при выполнении всех этапов работы с такой категорией учащихся можно получить высокий результат работы.

Работа с детьми ОВЗ требует большой ответственности и подготовки. Разработана адаптированная рабочая программа по всем учебным предметам. Стараюсь находиться в постоянном поиске наиболее эффективных условий организации обучения. Чтобы заинтересовать учащегося, сделать обучение осознанным, использует в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Все это помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности. Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются все необходимые условия.

Профессиональный рост

Одной из особенностей учительской профессии я считаю необходимость непрерывного образования. Учитель должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Разработка методических рекомендаций, один из важнейших пунктов развития и роста учителя как профессионала. Считаю эту работу так же инновационной.

Мною разработаны и апробированы

Методические разработки конспектов уроков по предметам и методические разработки занятий по внеурочной деятельности.

Авторские программы по внеурочной деятельности «Хочу все знать» - исследовательский кружок, «Спешим делать добро» - социальное проектирование, «Ритмика и танец» - спортивное направление

Разработаны методики работы по предметам с использованием проектных методов обучения.

Методика использования проектной технологии при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Развитие компетенций проектной деятельности младших школьников при изучении многообразия растений в курсе «Окружающий мир».

Разработаны методические рекомендации при работе сдетьми имеющими проблемы с адаптацией «Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников и ее влияние на успеваемость» (на примере 1 класса МБОУ «Малоенисейская СОШ»)

Разработана авторская программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Дорога дружбы»

Разработана авторская программа эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы «Общее счастье»

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования, поэтому были определены четкие цели и задачи. Внимательно изучена литература, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составлен план и структура методических разработок.

Все вышеизложенные разработки и методические рекомендации апробированы на базе МБОУ «Малоенисейская СОШ», по ним профессиональным сообществом получены высокие отзывы и оценки.

Непрерывность профессионального развития

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, я для себя определила основные пути развития профессиональной компетентности: работа в методических объединениях, творческих группах, экспертных комиссиях и составах жюри; исследовательская деятельность; самообразовательная деятельность; инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий; трансляция собственного педагогического опыта.

Считаю, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Важной ступенью в своем профессиональном образовании считает совершенствование экспертной и педагогической компетенции. В связи с этим часто принимаю участие в экспертной деятельности школьного и муниципального уровня.

Каждый педагог включен в непрерывный процесс профессионального образования через повышение квалификации, стараюсь регулярно повышать свой педагогический уровень.

Современной школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии. Педагог, который постоянно работает над повышением квалификации и творчески подходит к образовательному процессу, всегда готов к новшеству. Для полноценного процесса обучения, воспитания и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками и сверстниками. Я считаю, мне удалось реализовать все творческие идеи и организовать благоприятные условия для обучения и воспитания детей применяя инновационные технологии в своей работе.


Библиографический список

Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н.Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 14-18.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н. Ю. Пахомова. – М.: Изд. «Аркти», 2005. – С. 92-113.

Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 1. – C. 22-32.

Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/e04/e044e36871443b2157d156842bcbb856.pdf - [Дата обращения 06.02.2021].

Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – С. 24-44.












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.