12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Анатольевна Карташова291 Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе. Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
«Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»
«Мои инновации в обучении и воспитании лежащие в основе собственного педагогического опыта»
Карташова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
Еще на первом этапе обучения, когда школа открывает двери своим ученикам, первоклассникам, учитель должен со всей ответственностью подойти к работе и помочь ребёнку адаптироваться к школе. Только правильно выбранные педагогические технологии, методы, средства и формы работы на уроках, способствуют качественному усвоению материала.
Вступив в должность учителя начальных классов, сразу рассмотрела уникальность профессии учителя, научилась совмещать многие качества личностные и профессиональные, совместила сразу несколько социальных статусов: организатора, родителя, друга, хорошего помощника, психолога и даже справедливого судью в многочисленных детских конфликтах, это помогло мне стать профессионалом своего дела, хорошим учителем. Проработав некоторое время, я встала перед выбором методики и технологии обучения детей. Подробно изучив ФГОС, стало понятно, что развитие личности ученика, развитие ключевых компетенций, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, выходят на первое место. В связи с этим возник вопрос о том, как это может быть достигнут на практике, какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций? Пришла к выводу, что лучший способ организовать внимание учащихся связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Творческая деятельность – вот что делает урок интересным для младшего школьника, вот что само по себе способствует организации его внимания, подходящей технологией была выбрана проектно- исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.
Условия становления опыта: формирование опыта с сентября 2012 года.
Причины обращения к проблеме: с утверждением ФГОС, необходимостью стала переориентация образования, развитие у младших школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. При четкой организации учебной деятельности с применением проектной технологии происходит развитие всех необходимых ключевых компетенций учащихся. [2]
Данная технология в обучении применяется более шести лет. Реализована она была не стразу, так как дети были не подготовлены к такому роду деятельности. (Преподавать у детей начала со 2 класса). В течение года проходила регулярная работа с учащимися, прослеживаемая на всех предметах. Первым этапом стало введение частично-поисковой деятельности, затем учились постановки цели, задач, учились решать проблемы, ставить гипотезы (на уроках-исследованиях), приобрели навыки общения при работе в разных группах, парах. Отрабатывали все этапы работы с проектами, только после такой плодотворной, качественной и продуктивной работы, уроки с применением проектных технологий стали реализованы.
С уверенностью можно сказать, реализация идей проектной технологии в начальных классах возможна лишь в том случае, если учащиеся, учитель и родители подготовлены к такому роду деятельности и учителем отработана четкая структура работы.
Данная работа для меня стала инновационной, так как были введены новые цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Технология реализации идеи в собственном опыте.
Первым этапом реализации идеи, внедрения методики проектной технологии на уроках и во внеурочное время, стало изучение теории по данной теме, после чего были проведены анкетирования, беседы с педагогическим коллективом по применению проектной технологии на уроках, более подробна изучена программа «Перспектива», по которой работает начальная школа. К примеру, в курсе «Окружающий мир» учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Все это облегчает работу на уроках с проектом. Если рассматривать применение проектных технологий на уроках литературного чтения, это уроки-исследования (анализа) литературного произведения. Такие занятия строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии. На уроках математики применяю чаще всего краткосрочные – до четырех уроков по плану, позволяющие изучить комплексно вопрос, изучить литературу, подготовить презентацию проекта (Задачи на движение, история возникновения, различные способы доказательства; правильные многоугольники; задачи на построение; изучение биографии ученых-математиков, таблица умножения и т.п.). Конечно же, не на всех уроках получается реализовать проекты, но пользоваться элементами проектной деятельности удается. На уроках ученики выполняют практикумы, по результатам экспериментальной работы формулируют гипотезы и на их основе получают результаты, стараюсь показать общие подходы к постановке задач исследования.
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, [1] то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом последовательно увеличиваю от 1 к 4 классу, следит за поэтапным вхождением школьников в данный вид деятельности. Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься проектно экспериментальной работой, привлекаются на помощь их родители и близкие. Тем самым создается единое образовательное пространство в школе и дома.
Критерии оценки деятельности учащихся
Начиная свою инновационную, опытно – экспериментальную работу по внедрению проектных технологий в свою педагогическую деятельность, столкнулась с несколькими вопросами?
«Как отследить эффективность своей работы при применении проектных технологий в образовательном процессе»? «Какие методики применять при оценке деятельности учащихся»? «В каких формах проводить диагностику результатов проектной деятельности»? «Как проводить анализ результатов проектной деятельности»? К их решению приступила незамедлительно.
Изучив множество методической литературы по данной теме, выделила ключевые компетенции проектной деятельности, которые формируются и развиваются у учащихся при реализации проектов. рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки. [2]
Для определения уровня ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности у учащихся 3-4 классов, была выбрана методика уровневой диагностики (по Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой). Данная диагностика проводится на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущем уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которого он должен продемонстрировать). [5] Чтобы оценивать сформированность у учащихся ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности, разработала рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Данные листы применяю для учащихся 3-4 классов, так как дети такого возраста уже способны воспринимать текст. Конечно, в начальной школе ещё трудно оценить уровень сформированности у учащихся ключевых компетенций, это связано с тем, что учащиеся только начинают осваивать проектную деятельность. Данная экспертиза проводилась после всех выполненных учебных проектов. Чтобы проанализировать отношение учащихся к проведенным урокам с применением проектных технологий применяю методику самооценки проектантов «Моё отношение к творческому проекту» (по Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко).
Для педагога начальных классов уже более 6 лет занимающейся проектной деятельностью в урочное и внеурочное время такая работа стала уже смыслом жизни. К тому же, когда у детей наблюдается положительная динамика в обучении, становится ясно, что вся работа была выполнена не зря. Конечно, уроки с применением проектных технологий требуют дополнительной подготовки, времени, средств, но это того стоит.
Для того, чтобы работа над проектом велась четко и безошибочно учителю необходимо иметь планирование и должна быть преемственность начальных классов и среднего звена школы. Только тогда начатая работа по развитию ключевых компетенций с применением проектных технологий будет результативна.
Считаю, что современный учитель тот учитель, который может, хочет, умеет и не боится применять новые методики в образовании. Мне удалось разработать и апробировать такую собственную систему работы на уроках и во внеурочное время, которая способствует качественному усвоению материала у разных категорий детей, позволяет учащимся быть не только слушателями на уроках, но и самостоятельно добывать знания. Данная система была представлена методическому совету и рассмотрена на профессиональном уровне, получила положительное заключение и отзывы какучителей, так и методического совета.
Эффективная организация учебного процесса, использование систематически проектной, и других педагогических технологий в урочное и внеурочное время, участие детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях - все это способствует имеющейся положительной динамики учебных достижений учащихся. Ежегодно проводится анализ результатов, данные берутся из системы «Сетевой город».
Д иаграмма № 1. Показатели качества знаний, за последние 2018-2019, 2019-2020 учебных года.
Так по результатам 2018-2019 учебного года качество знаний учащихся 4а класса возросло по сравнению с предыдущим учебным годом по русскому языку на 6%, по литературному чтению на 7%, по математике на 3 %, по окружающему миру на 3%. Это неплохой результат для сельской школы, исходя из численности учащихся класса 17 человек.
Диаграмма № 2. Степень обученности по предметам
Р ассчитана степень обученности по предметам (для расчета взяты итоговые контрольные работы за год). Степень обученности по предметам за два года находится в пределах от 63,8% до 81, 4%. Что говорит о высоких показателях учебной деятельности.
2018-2019 г и 2019-2020 г
Д иаграмма № 3
Высокие достижения учащихся, подтверждают и результаты итоговой комплексной работы 3 класса в 2018 году и результаты ВПР проведенной в 2019 году. Все учащиеся 3 класса выполнили итоговую комплексную работу на базовом и высоком уровне.
Диаграмма № 4
Вычислен процент подтверждения отметок по журналу при выполнении ВПР по предметам, он составляет от 88% до 100%. Все учащиеся подтвердили свои годовые отметки после выполнения ВПР. Это можно проследить по диаграмме № 4.
В своей работе особое внимание уделяю участию детей в олимпиадах, конкурсах, проектах, исследовательской деятельности. Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся, мотивации детей к самореализации.
Кроме кружков по внеурочной деятельности провожу активную работу по общеинтеллектуальному направлению - школьный клуб «Ш К М. Школьный краеведческий музей» – являясь руководителем школьного краеведческого музея более 6 лет. Работа кружка реализуется через такие формы как познавательные беседы, экскурсии, научно-исследовательская работа, поисковая работа. В состав участников музея входят 22 ученика начальных классов и 12 учащихся среднего и старшего звена. С каждым годом количество участников клуба прибавляется.
Школьный клуб на базе школьного краеведческого музея МБОУ «Малоенисейская СОШ», осуществляет свою деятельность в соответствии с задачами, поставленными перед ним. Участники школьного клуба «Школьный краеведческий музей», принимают участие во всех акциях и конкурсах учебных - исследовательских проектов.
Диаграмма № 6. Количество участников школьного клуба занятых в мероприятиях разных уровней и имеющих наградные документы
Ежегодно, активисты школьного клуба музея принимают активное участие в проектно-исследовательской работе. Под моим руководством написаны исследовательские работы по темам: «История села в лицах и фактах». Диплом - 2 степени во всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку», «История паводковых вод села Малоенисейское» - диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», «По следам мамонтов Сибири». Диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку» и «Как прекрасен этот мир». Работы «Места силы Горного Алтая», «Ленточный бор – бесценный дар Алтайского края» – всероссийский конкурс исследовательских работ «Юный академик» диплом 1 степени. И многие другие работы отмечены на конкурсах разных уровней
Работа с разными категориями детей.
В профессиональном стандарте педагога содержатся новые требования к квалификации учителя, одним из них является «оказание адресной помощи обучающимся». Считаю, что данное требование необходимо для развития деятельности современного педагога. Адресную работу для себя считаю очень важной, так как для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку и суметь вовремя оказать ему необходимую помощь или поддержку (психологическую или учебную) необходимо знать категорию его семьи. Адресная помощь обязательно должна осуществляться на основе личностно-ориентированного и индивидуального подхода. Мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Перед тем как организовывается адресная работа с разными категориями учащихся, составляется социальный паспорт класса, в нем отражается все категории семей и характеристика класса с разделением учащихся по категориям для дальнейшей успешной работы. За последние 3 учебных года в классе присутствовали учащихся практически из всех категорий, кроме детей мигрантов. Для дальнейшей плодотворной работы с разными категориями детей разработаны программы и планы работы, которые реализовываются в течение всего времени обучения детей.
Диаграмма № 7. Разные категории детей
Кратко опишу работу с одаренными и детьми с ОВЗ. Мною отработана четкая система с одаренными детьми. Она включает в себя несколько компонентов: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для развития детей. Создана программа работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Замечено, что только при выполнении всех этапов работы с такой категорией учащихся можно получить высокий результат работы.
Работа с детьми ОВЗ требует большой ответственности и подготовки. Разработана адаптированная рабочая программа по всем учебным предметам. Стараюсь находиться в постоянном поиске наиболее эффективных условий организации обучения. Чтобы заинтересовать учащегося, сделать обучение осознанным, использует в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Все это помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности. Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются все необходимые условия.
Профессиональный рост
Одной из особенностей учительской профессии я считаю необходимость непрерывного образования. Учитель должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Разработка методических рекомендаций, один из важнейших пунктов развития и роста учителя как профессионала. Считаю эту работу так же инновационной.
Мною разработаны и апробированы
Методические разработки конспектов уроков по предметам и методические разработки занятий по внеурочной деятельности.
Авторские программы по внеурочной деятельности «Хочу все знать» - исследовательский кружок, «Спешим делать добро» - социальное проектирование, «Ритмика и танец» - спортивное направление
Разработаны методики работы по предметам с использованием проектных методов обучения.
Методика использования проектной технологии при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Развитие компетенций проектной деятельности младших школьников при изучении многообразия растений в курсе «Окружающий мир».
Разработаны методические рекомендации при работе сдетьми имеющими проблемы с адаптацией «Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников и ее влияние на успеваемость» (на примере 1 класса МБОУ «Малоенисейская СОШ»)
Разработана авторская программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Дорога дружбы»
Разработана авторская программа эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы «Общее счастье»
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования, поэтому были определены четкие цели и задачи. Внимательно изучена литература, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составлен план и структура методических разработок.
Все вышеизложенные разработки и методические рекомендации апробированы на базе МБОУ «Малоенисейская СОШ», по ним профессиональным сообществом получены высокие отзывы и оценки.
Непрерывность профессионального развития
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Исходя из современных требований, я для себя определила основные пути развития профессиональной компетентности: работа в методических объединениях, творческих группах, экспертных комиссиях и составах жюри; исследовательская деятельность; самообразовательная деятельность; инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий; трансляция собственного педагогического опыта.
Считаю, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Каждый педагог включен в непрерывный процесс профессионального образования через повышение квалификации, стараюсь регулярно повышать свой педагогический уровень.
Современной школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии. Педагог, который постоянно работает над повышением квалификации и творчески подходит к образовательному процессу, всегда готов к новшеству. Для полноценного процесса обучения, воспитания и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками и сверстниками. Я считаю, мне удалось реализовать все творческие идеи и организовать благоприятные условия для обучения и воспитания детей применяя инновационные технологии в своей работе.
Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н.Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 14-18.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н. Ю. Пахомова. – М.: Изд. «Аркти», 2005. – С. 92-113.
Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 1. – C. 22-32.
Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – С. 24-44.